Совершенствование управления закупочной логистикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы в современных условиях не вызывает сомнений, поэтому целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии управления закупками.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- рассмотрение теоретической основы планирования закупочной деятельности предприятия.
- определение товарных групп для управления закупками

Работа содержит 1 файл

курсач по логистике.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Автотранспортные  компании, выполняющие межрегиональные  перевозки грузов укрупненными партиями при полном использовании грузоподъемности собственных автомобилей, предварительно консолидируют грузы на пунктах сбора и разукрупняют их в местах распределения, доставляя мелкими партиями до получателей. Основное преимущество такого способа сбора и распределения грузов – это возможность приспосабливать каналы материально-технического снабжения к потребностям заказчика, т.к. автотранспортные компании способны контролировать работу автомобилей, эксплуатирующихся по системе «Точно в срок». Кроме того, эти компании не применяют жестких тарифов и не заключают традиционных контрактов, обеспечивая тем самым высокую гибкость в отношениях с заказчиками.

Недостаток  данного способа сбора и распределения  грузов – сравнительно небольшие  размеры автотранспортных компаний, вследствие чего они попадают в зависимость от крупных заказчиков. Негативной стороной автотранспортных компаний является также то, что они редко предлагают свои услуги в масштабе всей страны, а сосредотачивают свою деятельность, как правило, на обслуживании одного-двух регионов, чтобы иметь сбалансированные потоки грузов на основных магистралях. Самый современный вариант логистического обслуживания клиентуры по программе «Точно в срок» (при дальних расстояниях перевозок грузов) – это интегрированные системы снабжения поставщика и производителя, появившиеся благодаря внедрению в хозяйственную практику фирм электроники. В таких системах имеются новейшие типы ЭВМ, связанные с центральной ЭВМ распределения, которая выдает данные о наличии запасов товарно-материальных ценностей, в том числе в пунктах укрупнения партий груза и на всем пути следования.

     Несмотря  на то, что отдельные элементы логистической  системы (транспорт, пункты обработки  грузов, средства связи и т.д.) могли  бы принадлежать поставщикам и производителям на индивидуальной или совместной основе, фактически в первые годы зарождения системы современных услуг за большинством элементов сохранялась прежняя собственность, а их деятельность координировалась при помощи электронной техники, являющейся общей собственностью. В дальнейшем стала проявляться тенденция к совместному владению поставщиками и производителями некоторыми элементами логистических систем, работающих по программе «Точно в срок» (или осуществлению совместного контроля). Особенно это стало характерным для корпораций с вертикально интегрированными филиалами, поставляющими материалы другим дочерним фирмам, а также партнерам совместных предприятий, участвующим в разработке новейших технологий.

Непосредственные  связи с помощью электронных  средств между поставщиками и производителями многообразны. Прямая связь между двумя сторонами не только ускоряет процесс прохождения заказов, обеспечивая их более быстрое выполнение при меньшем объеме бумажной документации, но и облегчает управление запасами товарно-материальных ценностей, сокращая затраты на выполнение заказов и хранение запасов. Кроме того, современная связь обеспечивает поставщику получение большого объема информации, делая для него доступными данные о сбыте продукции. Однако еще более важно то, что обеспечивается мгновенная связь поставщика с конечным потребителем. В результате удается быстро оценить изменения и тенденции на рынке.

1.3 Управление закупками методом АВС-анализа

     Несмотря  на то, что торговые компании отличаются друг от друга размерами, структурой, продукцией которой они торгуют, всем им приходится иметь дело в процессе деятельности с оптимизацией управления системой закупок товара для дальнейшей реализации. Чем крупнее фирма, тем серьезнее стоят перед ней проблемы проектирования оптимального, то есть самого лучшего, эффективного потока материальных ценностей. Безусловно, что с одной стороны, широта ассортимента, наличие прогрессивных форм обслуживания, оптимальная ценовая политика фирмы существенно влияет на объем продаж торговой компании, а следовательно на финансовое состояние фирмы. Но с другой стороны, временное омертвление финансовых ресурсов в процессе торгово-хозяйственной деятельности осуществляется в товарных запасах и дебиторской задолженности, тем самым увеличивая риск уменьшения доходности торговых операций, в случае, если товар не будет реализован или реализован за больший, чем планировалось, период времени. Ответом на вопрос, что, по какой цене и в каких количествах следует закупать товар, для поддержания максимального объема продаж, избегая при этом разрывов в торговом процессе, при отсутствии необходимого товара на складе, снижая при этом риск затоваривания на складе и минимизируя объем финансирования закупок - является организация финансового управления закупками и товарными запасами.

Классификация АВС основывается на принципе Парето, отражающем подтверждаемый торговой практикой  факт : прибыль от продаж примерно 20-25 % всех артикулов ассортимента составляет около 70-80 % всей валовой прибыли ( поставщика , товарной категории либо розничной сети в целом ). В соответствии с классификацией АВС весь ассортимент распределяется на три или более уровня приоритета (при номенклатуре более 3000 артикулов рекомендуется 4 уровня). 

Приоритет Суммарная доля артикулов в ассортименте Суммарная доля прибыли артикулов в валовой прибыли
А 10% 45%
В 15% 25%
С 25% 20%
Д 50% 10%
Итого 100% 100%
 

Для практического  классифицирования ассортимента (групп  товаров, поставщиков, категорий и  т.д.) применяется следующий алгоритм:

- рассчитывается общее количество артикулов в ассортименте;

- рассчитывается количество артикулов каждого приоритета в соответствии с их суммарной долей в ассортименте;

- рассчитывается прибыль по каждому артикулу и валовая прибыль по ассортименту;

- рассчитывается доля прибыли каждого артикула в валовой прибыли;

- данные сортируются по столбцу с долями прибыли (в порядке убывания);

- артикулы распределяются по приоритетам в соответствии с их количествами, то есть верхним 10% присваивается приоритет А, последующим 15% - приоритет В и т.д.;

- рассчитывается накопленная доля прибыли каждого приоритета.

Для решения  практических задач управления товарно-материальными  запасами АВС-анализа по какому-то одному классификационному признаку недостаточно. Осуществляя классификацию товаров только по одному признаку, упрощается решение какой-то одной логистической задачи, но при этом может быть проигнорирована другая задача. Например, выбрав в качестве классификационного признака количество сделок с товаром, оптимизируются складские запасы по ассортименту и по объему запасов в натуральном выражении. С другой стороны, выбрав в качестве классификационного признака объем реализации в ценах приобретения, оптимизируются складские запасы в стоимостном выражении, но, скорее всего, будет наблюдаться ухудшение показателей уровня обслуживания клиентов. Для избегания таких конфликтов применяют многопараметрический АВС-анализ. В простейшем случае – анализ по двум классификационным признакам.

1.4 Управление закупками методом XYZ-анализа.

Метод XYZ-анализа позволяет произвести классификацию товарно-материальных запасов компании в зависимости от стабильности их продаж. Чем стабильнее продажи товара, тем точнее их можно прогнозировать. При проведении XYZ-анализа осуществляется группировка товарно-материальных запасов в порядке возрастания коэффициента вариации, который характеризует степень отклонения от среднего значения.

Результатом анализа является классификация  товаров по трем группам:

- группа X – товарные запасы, которые характеризуются стабильной (или с небольшими колебаниями) величиной продаж и высокой точностью их прогноза.

- группа Y – товарные запасы, продажи которых имеют колебания либо выраженную сезонность. Возможности прогнозирования их продаж средние.

- группа Z – товарные запасы, которые продаются нерегулярно, точность прогнозирования продаж низкая.

Порядок проведения XYZ-анализа:

- выбор объекта анализа. Для целей управления запасами в качестве объекта анализа выбирается товар. Кроме товара, объектом анализа могут выступать клиенты, поставщики, структурные подразделения и т.п.

- выбор классификационного признака. Для целей управления запасами в качестве классификационного признака могут быть выбраны: частота сделок, себестоимость, валовый доход и т.п.

- выбор количества периодов, по которым будет проводиться анализ. Период выбирается в зависимости от характера товара, горизонта планирования. Продолжительность периода может быть равна и одному дню и одному году.

- вычисление коэффициента вариации.

- ранжирование объектов анализа в порядке возрастания значения коэффициента вариации.

- разбиение по группам. Объекты анализа подразделяют на три группы «X», «Y», «Z». Как правило, номенклатурные позиции со значениями коэффициента вариации от 0 до 10% относят в категорию X, от 10 до 25% - в категорию Y, остальные – в категорию Z. 

     Рассмотренные выше элементы и принципы закупочно-заготовительной  логистики в организации показывают, что этот вид логистики занимает одно из важнейших мест в работе предприятия. Также следует отметить, что с данными логистическими функциями должен работать отдел маркетинга и отдел логистики. В настоящее время в нашей стране создаются такие отделы, но не с той быстротой, которая нужна в условиях развивающейся рыночной экономики. Это связано с тем, что не хватает специалистов по логистике, нужно много средств и времени на подготовку или переподготовку работников данного направления. В основном, на предприятиях среднего масштаба нет отдела логистики, а все решения по поводу проведения тех или иных логистических операций принимает или отдел закупок (отдел продаж) или руководители среднего звена. Если же на предприятии и существует отдел логистики, то он имеет ограниченные функции: обеспечение транспортом, диспетчерская деятельность. Поэтому, сделаем вывод, что развитие логистики как прикладной науки является важной задачей в развитии закупочно-заготовительной, сбытовой и других логистик, способствующих развитию предприятия и экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Технология выбора и оценки  поставщика 

При решении  задачи выбора поставщика следует ориентироваться не только на его нынешнее состояние, но и на динамику показателей его работы. Так, например, казалось бы, вполне благополучный поставщик может оказаться на грани финансового краха; поставщик может иметь старую изношенную технику, что неизбежно приведет к увеличению задержек поставок; малоопытный работник, активно занимающийся повышением своего профессионального уровня, может оказаться через пару лет значительно полезнее для фирмы, чем многоопытный престарелый работник и пр. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для прогнозирования изменений качественных показателей работы потенциальных поставщиков.  

2.1 определение рейтинга поставщика.

Некоторая фирма в течение двух лет получала товары А и В от двух поставщиков Р1 и Р2, однако было принято решение заключить долгосрочный договор только с одним из них.

    Таблица 1.1 - Динамика цен на поставляемые товары
Поставщик Год Объем поставки, ед./год Цена  за единицу
товара А товара  В товара  А товара  В
Р1 1 1000 1000 10 5
2 1200 4000 11 6
Р2 1 7200 6000 9 4
2 7000 8000 10 6

Информация о работе Совершенствование управления закупочной логистикой