Сущность логистики инфраструктуры мегаполиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 23:18, реферат

Описание работы

В настоящее время при оценке инфраструктурной обеспеченности большинства городов РФ выясняется, что даже для достижения нормативов советского периода необходимо затратить значительные объемы всех видов ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных).

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 21.89 Кб (Скачать)
Сущность  логистики инфраструктуры мегаполиса
   В настоящее время при оценке инфраструктурной обеспеченности большинства городов  РФ выясняется, что даже для достижения нормативов советского периода необходимо затратить значительные объемы всех видов ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных).

   В международной практике стали широко использоваться логистические технологии, методы и подходы В отечественной  практике очевидно также необходимо применять логистические подходы  к формированию инфраструктуры мегаполиса, то есть системные подходы к развитию инфраструктурного комплекса с  целью достижения наибольшего уровня обеспеченности нужд городского хозяйства.

   С этой целью очевидно необходимо рассмотреть  отечественный и зарубежный опыт, проанализировать возможности его  использования в современных  условиях по следующим направлениям:

   - сущность логистики инфраструктуры  мегаполиса,

   - логистические модели инфраструктуры  мегаполиса,

   - факторы, влияющие на инфраструктуру  мегаполиса,

   - произвести оценку уровня информационного  обеспечения города,

   - логистические подходы к формированию  инфраструкутры мегаполиса,

   - методы организации логистики  инфраструктуры крупных городов,

   - микрологистические методы организации  и планирования материальных  потоков на предприятии. 

   Мегаполис как целостная самоуправляющаяся система крупного городского хозяйства включает в себя подсистемы производства материальных и культурных благ для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения. В свою очередь и производство, и собственная жизнедеятельность населения обеспечиваются инфраструктурой мегаполиса, которая представляет собой комплекс отраслей и видов деятельности, обеспечивающих нормальное функционирование экономических и социальных систем мегаполиса.

   На  основании этого логистику инфраструктуры мегаполиса можно определить как  комплексный, системный подход к  формированию и организации инфраструктурного  обеспечения жизнедеятельности  населения крупного города (экономической, социальной, духовной) в соответствии с целями и задачами местного сообщества.

   Содержательная  сторона этого определения включает следующее:

   - логистика инфраструктуры мегаполиса  в полной мере реализуется  только при удовлетворении нужд  населения;

   - в условиях рыночной экономики  и муниципализации местного самоуправления  она обладает высокой автономностью  и самодостаточностью;

   - чем крупнее таксономическая  единица мегаполиса, тем выше  потребность в разработке логистической  системы инфраструктурного обеспечения;

   - системообразующая функция логистики  строится на адаптации имеющегося  инфраструктурного потенциала к  новым условиям экономической  и политической жизни мегаполиса.

   Следовательно, основной целью логистики инфраструктуры мегаполиса является системный подход к формированию и развитию комплексного инфраструктурного обеспечения  высокого уровня и качества жизни  населения, включая максимально  возможное удовлетворение ассортимента производственных, социальных, культурных и других потребностей.

   В достижении указанной цели необходимо придерживаться определенных принципов, среди которых очевидно можно  выделить следующие:

   - использование логистики в рамках  действующей правовой, экономической,  политической, экологической, социальной  и прочей регламентации, устанавливаемой  государством и местным сообществом;

   - сочетание макро- и микрологистики  для непротиворечивости и эффективности  в использовании всех инфраструктурных  элементов комплекса;

   - обеспечение необходимой формализации  и структуризации деятельности  хозяйственных и управляющих  систем мегаполиса для эффективного  применения логистики;

   - наличие квалифицированных кадров  в органах местного самоуправления  и технических средств обеспечения  логистических подходов к решению  задач инфраструктуры крупного  городского хозяйства.

   Задачи  логистики инфраструктуры мегаполиса целесообразно объединить в следующие  группы:

   - задачи инфраструктурного обеспечения  производства (логистика производственной  инфраструктуры);

   - задачи инфраструктурного обеспечения  социальных потребностей городского  населения (логистика социальной  инфраструктуры);

   - задачи инфраструктурного обеспечения  равных прав и свобод гражданского  населения, условий нормального  общежития в местном сообществе (логистика институциональной инфраструктуры).

   При определении функций логистики  инфраструктуры крупного городского хозяйства  необходимо учитывать следующие  особенности:

   во-первых, мегаполис – сложная потоковая  система, включающая ресурсные, материальные, финансовые, информационные, транспортные, демографические, экологические и  прочие потоки;

   во-вторых, носителями функций являются не только элементы инфраструктуры крупного городского хозяйства, но и органы государственной и муниципальной власти, общественные организации, местные сообщества, органы местного самоуправления и т.п.;

   в-третьих, необходимость реализации той или  иной функции определяется не только экономической целесообразностью, но и местными условиями проживания, задачами и традициями, политическими  и национально-этническими отношениями  и многим другим.

   Исходя  из этого можно назвать среди  важнейших следующие основные функции  логистики инфраструктуры мегаполиса:

   - системообразующая, которая обеспечивает  единство всех элементов инфраструктуры;

   - интегрирующая, которая объединяет  усилия различных отраслей инфраструктурного  комплекса для достижения целей  мегаполиса;

   - компенсирующая, которая создает  необходимые резервы для непредвиденных  обстоятельств и стихийных бедствий (природных, экологических, экономических,  политических, национальных и т.  д.);

   - регулирующая, то есть устанавливающая  относительное равновесие в инфраструктурном  обеспечении по территориям, районам,  отраслям, подотраслям, социальным  группам и подобным частям  мегаполиса.

   2.1.Логистические модели инфраструктуры мегаполиса
   Логистическая модель инфраструктуры мегаполиса может  быть представлена совокупностью элементов  инфраструктуры, органов управления, потоков обслуживания и сфер деятельности городского хозяйства.

   Примерная схема такой модели инфраструктуры мегаполиса приведена на рис

 

    
 

           
 
 
 
 

     

          
 
 
 
 

Рис. 3.8. Логистическая модель инфраструктуры мегаполиса

   В составе основных органов управления показаны только те, чья компетенция  ограничивается рамками мегаполиса, рис. 3.8.

   Очевидно, что сферы инфраструктурной деятельности крупного городского хозяйства не ограничиваются только экономической, политической и  социальной, а включают также культуру, спорт, здравоохранение, образование, досуг и многое другое.

   Точно так же абсолютно все потоки (коммуникации) мегаполиса нельзя описать только материальными, финансовыми, людскими потоками. Очевидно, они включают информационные, природно-климатические, духовно-эстетические и иные коммуникации, которые не показаны на рис. 3.8, но безусловно подразумеваются.

   Совокупность  основных элементов можно назвать  статистической логистической моделью  инфраструктуры мегаполиса. Но данная система является динамической, открытой и развивающейся, то есть адаптивной.

   На  рис. 3.9. представлен пример логистической  динамической модели инфраструктуры мегаполиса, рассмотренный в работе

               
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3.9. Логистическая динамическая модель  
инфраструктуры мегаполиса

   Процесс инфраструктурного обслуживания мегаполиса можно условно представить как  кибернетическую модель, где на выходе концентрируются информация о спросе на услуги и потенциальные возможности  инфраструктурного комплекса в  его удовлетворении.

   Инфраструктурный  комплекс (преобразователь) есть не что  иное, как системный способ наиболее полного удовлетворения широкого ассортиментного  спроса всех потребителей, а выход  из него дает оценку степени удовлетворения такого спроса и обеспечивает обратную связь со всеми элементами логистической  модели.

   Инфраструктурный  комплекс функционирует в определенной внешней среде и имеет необходимую  внутреннюю системную организацию.

   Внешняя среда и внутренняя организация  воздействуют на все существующие потоки, определяя их масштабы, направленность, динамику и интенсивность.

   В свою очередь и потоки через систему  обратной связи преобразуют внешнюю  среду и внутреннюю организацию, приспосабливая (адаптируя) их к нуждам городского хозяйства мегаполиса.

   Рассмотренные модели можно отнести к группе макрологистических моделей, поскольку  они позволяют описывать поведение  всего инфраструктурного комплекса  крупного городского хозяйства.

   Для каждой отдельной отрасли этого  комплекса, для каждого предприятия, для каждой услуги может быть разработана  своя логистическая модель. Это позволяет  говорить о микрологистическом проектировании и моделировании.

   При безусловно индивидуальном характере  микрологистических моделей принципы их формирования, по мнению авторов  работы [29], едины:

   организация управления инфраструктурным обслуживанием  должна быть подчинена непосредственным нуждам крупного городского хозяйства;

   должно  быть обеспечено не только количество, но и необходимое качество услуг, способных удовлетворять потребности  мегаполиса;

   результаты  инфраструктурного обеспечения  должны быть соизмеримы с затратами;

   степень инфраструктурной обеспеченности должна быть не ниже минимально допустимых нормативов обслуживания городского населения.

Информация о работе Сущность логистики инфраструктуры мегаполиса