Задачи по "Управлению логических систем"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 07:21, практическая работа

Описание работы

Цель практикума: закрепить теоретический материал по курсу «Управление в логистических системах» посредством индивидуального решения практических задач, разбора хозяйственных ситуаций и группового выполнения деловых игр, а также провести контрольный срез знаний по итогам выполнения тестовых заданий.

Работа содержит 1 файл

Управление в ЛС_задачи.doc

— 2.19 Мб (Скачать)

4. УПРАВЛЕНИЕ  В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Цель практикума: закрепить теоретический материал по курсу «Управление в логистических системах» посредством индивидуального решения практических задач, разбора хозяйственных ситуаций и группового выполнения деловых игр, а также провести контрольный срез знаний по итогам выполнения тестовых заданий.

4.1. Практические  задачи, примеры решения, варианты  для самостоятельной работы

Задача 1

«Экономическая  оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие логистической системы (на примере транспортного комплекса)»

Примечание. Предлагаемую задачу можно использовать в учебном процессе несколькими вариантами:

1) преподавать  студентам как целостную итоговую  задачу по оценке эффективности  функционирования логистической системы;

2) разбить задачу  на несколько вопросов и преподавать  студентам отдельными блоками по оценке параметров экономической эффективности функционирования логистической системы;

3) предложить  задачу в качестве деловой  игры, поскольку материал требует не только умения проводить математические вычисления, но и логических размышлений. Для этого предлагается распределить студентов на группы по 3—4 человека и выдать индивидуальные задания, прилагаемые ниже.

Условие задачи

Транспортный  комплекс осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 5000 тыс. т, в том числе:

— железнодорожным  транспортом — 2800 тыс. т;

— автомобильным  транспортом — 2000 тыс. т;

— воздушным  транспортом — 200 тыс. т.

Требуется определить изменение основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:

— грузооборот;

— доходы;

— фондоотдачу;

— рентабельность;

— прибыль;

— производительность труда;

— численность  работников;

— себестоимость  перевозок.

Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования — за плановый.

Исходные данные показателей предприятия по видам  транспорта представлены в табл. 4.1.

Алгоритм  решения задачи

Шаг 1, Расчет грузооборота

Грузооборот — это произведение перевозимых грузотонн на среднюю дальность пути следования; выражается в тонно-километрах, исходя из которого в дальнейшем определяется общий доход от перевозок, так как доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов. Иначе говоря, предприятие, допустим, во временных рамках получает доход от каждой рабочей единицы времени, а если взять по перевозкам в частности — то от каждого километра (либо от другой, присущей конкретному региону единице, например США применяет единицу расстояния к милям).

Грузооборот рассчитывается по формуле 1:

Гp = Wnepxl (1)

где Wneр — общий объем перевозок; l — средняя дальность перевозок.

Примечание: среднюю дальность из условия деловой игры мы понимаем под средней дальностью перевозок в оба конца, т. е. перевозка грузов с учетом возвращения транспорта в исходное место назначения. А в случае если дана дальность перевозок только в одно направление, то этот показатель дальности надо умножить на два.

Определим, какой  грузооборот имеет место в  транспортном

комплексе:

— по железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

после инвестирования в В/Т:

Гринвест = 5,12 х 250 = 1280 млн ткм.

Шаг 2. Расчет доходов по видам транспортных средств

Теперь, как  уже упоминали раньше, определим, какой доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов, применив ранее рассчитанный показатель грузооборота (формула (2)).

Д = Д хставка х Гр. (2)

где Д — доход  предприятия;

Дхставка — доходная ставка, установленная предприятием в денежных единицах на каждую тонну-километр;

Гр — грузооборот  предприятия.

Определим, какой  доход наблюдается в ТК по всему  транспортному пути перевозки грузов исходя из доходной ставки каждого километра пути и общего грузооборота:

— по железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

Шаг 3. Определение фондоотдачи

Фондоотдача — это обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Чем он выше, тем более эффективно они используются, низкий свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Его величина в значительной мере зависит от отраслевых особенностей, способов начисления амортизации, оценки активов и других факторов.

На показатель фондоотдачи, выражающий связь между  средствами труда и произведенной с их помощью продукции, влияют, с одной стороны, изменение объема и структуры основного капитала, его стоимости, уровня экстенсивного и интенсивного использования, с другой — изменение цен, объема и структуры продукции, степени специализации и кооперирования производства. Комплекс мероприятий по повышению фондоотдачи, разрабатываемый на всех уровнях управления, должен обеспечивать рост объемов производства за счет более полного использования внутрихозяйственных резервов, машин и оборудования, повышения их сменности и производительности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения производственных мощностей. Во всех отраслях промышленности, на каждом предприятии и рабочем месте имеются значительные резервы улучшения использования основных фондов и особенно их активной части. Реализация резервов означает выпуск продукции с наименьшими затратами средств производства на каждую ее единицу, в полном объеме при меньшем количестве производственных фондов. Следует иметь в виду, что фондоотдача может быть выше там, где основные средства больше изношены.

Итак, фондоотдача  — это отношение дохода к стоимости  основных фондов или средств (формулы 3, 4).

Шаг 4. Расчет прибыли транспортной компании

Прибыль (общая по хозяйственной структуре) — это тот остаток средств, который получается разностью полученных доходов фирмы, предприятия или любой другой действующей хозяйственной структуры от общей суммы произведенных затрат (формула (5)):

Шаг 5. Определение рентабельности

Рентабельность — это относительная величина (комплексный интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или издержек производства. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективном использовании вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной на одну денежную единицу производственных фондов, капитала, оборота реализованной продукции, инвестиций, текущих издержек производства.

Рассчитаем  рентабельность активов, которая является показателем, отражающим способность предприятия использовать оборотный и необоротный капиталы и свидетельствующим о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли. Он применяется для определения уровня конкурентоспособности предприятия и сравнивается в практике с его ' среднеотраслевым значением {формула 10).

Шаг 6. Расчет численности работников в планируемом периоде

В данном случае мы рассматриваем численность работников транспортного комплекса после инвестирования капитала в данный комплекс.

Теперь произведем расчеты численности работников транспортной компании в планируемом периоде по:

— железнодорожному транспорту:

Ч = 1500 х 0,6 х 1,1143 + 1500 х 0,4 = 1002,9 + 60& = 1603 чел.;

— автотранспорту:

Ч = 900 х 0,7 х 1,06 + 900 х 0,3 = 667,8 + 270 = 938 чел.;

— воздушному транспорту:

Ч = 600 х 0,8 х 1,6 + 600 х 0,2 = 768 + 120 = 888 чел.;

— всему ТК после  инвестирования капитала в Ж/Д:

Ч = 3000 х 0,75 х 1,064 + 3000 х 0,25 = 2394 + 750 = 3144 чел.;

— всему ТК после  инвестирования капитала в А/Т:

Ч = 3000 х 0,75 х 1,024 + 3000 х 0,25 = 2304 + 750 = 3054 чел.;

— всему ТК после  инвестирования капитала в В/Т:

Ч = 3000 х 0,75 х 1,024 + 3000 х 0,25 = 2394 + 750 = 3054 чел.

Шаг 7. Изменение уровня производительности труда

Для того чтобы  определить производительность труда  следует определить в первую очередь, что же такое производительность вообще. Производительность в общем смысле — это показатель среднего объема продукта или реальной продукции на единицу затраченных ресурсов. Например, средний объем труда или выработка одного рабочего за час.

В свою очередь, производительность труда — это общий объем продукции, деленный на количество затраченного на его производство трудовых ресурсов.

Производительность труда  может выражаться:

в стоимостном выражении:

А = Доход/численность  рабочих (руб./чел.); (13)

в натуральном  выражении:

A = Грузооборот/численность рабочих (т.км/чел.). (14)

Производительность  труда в стоимостном выражении  по:

— железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

А= 53,76/1500 = 0,036 млн  руб./чел.;

после инвестирования капитала в ТК:

А = 59,9/1603 = 0,037 млн  руб./чел.;

— автотранспорту до инвестирования капитала:

А = 62,4/900 = 0,069 млн  руб./чел.; после инвестирования капитала:

А = 66,14/938 = 0,07 млн  руб./чел.;

— воздушному транспорту до инвестирования капитала:

А = 17,16/600 = 0,0286 млн  руб./чел.; после инвестирования капитала:

А = 27,46/888 = 0,03 млн руб./чел.;

— по ТК до инвестирования капитала:

А = 200/3000 = 0,0667 млн  руб./чел.;

после инвестирования капитала в Ж/Д:

А = 212,8/3144 = 0,0677 млн  руб./чел.;

после инвестирования капитала в А/Т:

А = 204,8/3054 = 0,0671 млн  руб./чел.;

после инвестирования капитала в В/Т:

А = 204,8/3054 = 0,0671 млн  руб./чел.

Себестоимость перевозок в базовом периоде  по: — железнодорожному транспорту:

Для того чтобы  найти себестоимость перевозок  в планируемом периоде, нужны  расходы в планируемом периоде, а мы их уже рассчитали раньше и для наглядности еще раз отобразим.

Расходы плановые по:

— железнодорожному транспорту:

Шаг 9. Оценка экономической эффективности

Экономическая эффективность может определяться на уровне предприятия, отрасли, народного хозяйства, учитывающая затраты и результаты, связанные с осуществлением инвестиций в проект, показатели которой выходят за пределы прямых финансовых интересов его участников и допускают их денежную оценку. Показатели экономической эффективности на уровне предприятия позволяют учитывать производственные результаты — выручку от реализации продукции (работ) за вычетом той ее части, которая израсходована на собственные нужды, прибыль (доход) или снижение текущих издержек производства (себестоимости); и социальные, относящиеся к работникам предприятий и членам их семей. В них учитываются только инвестиции и текущие затраты предприятия, не допуская их повторного счета.

Оценка экономической  эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие логистической системы может осуществляться с помощью системы показателей и различных критериев, имеющих одну важную особенность — используемые при их определении расходы и доходы рассредоточены во времени, а поэтому приходится приводить их к одному (базовому) моменту. И причина в этом — неодинаковая ценность денежных средств во времени, т. е. денежная единица, вложенная в инвестиции, не тождественна денежной единице через год—два и т. д. Поэтому в практике инвестиционного проектирования (и в ряде других случаев) используют метод уравнивания текущих расходов и доходов по проекту с изменениями, вызванными указанными причинами.

В нашем конкретном случае экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие транс-портного комплекса по методу приведенных затрат рассчитывается по формуле 17.

Все изменения  основных показателей работы различных  видов транспорта в зависимости  от капитальных вложений по каждому  транспорту и по всему ТК мы рассчитали, теперь все их для наглядности внесем в табл. 4.2.

Мы выбрали  в качестве эффективного направления  инвестирования железнодорожный транспорт по минимальным приведенным затратам. А теперь рассчитаем общую эффективность данного проекта по формуле 19.

Теперь сопоставим эту величину с коэффициентом эффективности:

Отсюда видно, что данный инвестиционный проект нельзя назвать эффективным, хотя приведенные затраты минимальные, так как, если эффективность меньше коэффициента привидения, то инвестиционный проект в запланированный срок не окупится.

Для наглядности  рассчитаем фактическое время окупаемости  данного проекта (формула (20)):

Тфак= 128/(32,12-27,76) = 128/4,36 = 29,36 лет.

Вывод. Инвестиции в ТК по направлению железнодорожного транспорта обеспечивают наименьшие приведенные затраты по ТК в планируемом периоде, следовательно, это направление инвестиций наиболее эффективно из всех приведенных вариантов, что, в частности, подтверждается также другими показателями в вышеприведенных обобщающих таблицах.

Но есть одно но — это отсутствие эффективности данного проекта по фактической окупаемости, так как реальный срок окупаемости — 29 лет и 2 месяца. Следовательно, в данном случае либо стоит отказаться от инвестирования средств в данный проект и найти другие способы повышения эффективности логистической системы, либо если принять, что руководство комплекса скорее всего стремится не только получить максимальную прибыль за минимальный инвестиционный период (быструю окупаемость), но и. преследует иные цели, как, например, увеличение грузооборота предприятия за счет вложения финансовых средств в развитие железнодорожного транспорта или снижение себестоимости продукции и т. п.

Примечание. Данную задачу можно использовать для оценки эффективности вложения финансовых средств в развитие любой из функциональных подразделений логистической системы, например в развитие отдела снабжения, управления запасами, складирования, распределения и т. д.

Индивидуальные  задания для самостоятельного решения

Общие условия задачи

Транспортный  комплекс осуществляет доставку продукции потребителям в среднем в количестве 5000 тыс. т, в том числе:

Информация о работе Задачи по "Управлению логических систем"