Анализ внешней среды предприятия на основе ОАО “МТС”кий анализ мтс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ внешней среды на основе данных предприятия ОАО «МТС».
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические основы анализа внешней среды
Провести анализ внешней среды на ОАО «МТС»
Применить результаты анализа внешней среды в разработке стратегии развития предприятия ОАО «МТС»

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
1.1 Понятие внешней среды (необходимость проведения анализа внешней среды)
1.2 Методы анализа внешней среды
1.3 Роль анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия (в разработке стратегии развития предприятия)
2. Анализ внешней среды предприятия ОАО «МТС»
2.1 Pest-анализ
2.2 Анализ доминирующих экономических характеристик отрасли
2.3 Конкурентный анализ по методике Майкла Портера
2.4 Анализ движущих сил отрасли
2.5 Анализ стратегии конкурентов
2.6 Построение карты стратегических групп
2.7 Определение КФУ в отрасли
2.8 Комплексная оценка о привлекательности отрасли
3 .Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС»
3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ
3.2 Выбор стратегии развития на основе матрицы МакКинзи/GE
3.3 Выбор стратегии развития на основе ситуационного подхода
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

страт менедж.rtf

— 1.63 Мб (Скачать)

 

Изменения в долгосрочных темпах роста отрасли. Являются важным фактором при принятии решений по инвестированию. Ситуация в данной отрасли относительно стабильна. Компании уже имеющиеся на рынке сотовой связи Приморского края плотно укрепились на своих местах и не покидают отрасль. Появление новых сотовых компаний на данный момент практически невозможно и нерентабельно. Хотя в перспективе имеет место развитие как самой столицы Приморского края и соответственно прилегающих к ней территорий. Это привлечет новые сотовые компании на этот рынок.

Маркетинговые инновации отрасли. Время от времени компании предлагают новые тарифы и услуги, пользуясь новыми способами. Это баннеры, реклама на телевидении, радио, в сети Internet, в газетах и журналах, на упаковках телефонов, открытки, календари, бесплатное тестирование новейших услуг, льготы и всевозможные скидки, программа пополнения баланса за счет бонусов, удобное распределение денежных средств на телефоны одного лицевого счета. Это возбуждают интерес у покупателей приморского края, что в сою очередь порождает спрос. Данный фактор постоянно в движении и нередко изменяет условия конкуренции и сами позиции конкурирующих сотовых компаний.

Продуктовые инновации. То есть новые услуги сотовых компаний расширяют рынок, стимулируют рост спроса на услуги. Рынок сотовой связи характеризуется быстрым распространением новых услуг и улучшенных тарифов. Поэтому данный фактор является ключевой движущей силой.

Технологические инновации. Чтобы выжить во враждебном мире конкуренции, сотовая компания должна выполнять два требования: приспосабливать и изменять в соответствии с потребительским спросом предлагаемые ею продукцию и услуги; приспосабливать и изменять способы производства этой продукции и услуг. Технологические инновации-- это обновление способности организации что-то производить. В результате изменений в технологии и культуре бизнес, связанный с сотовой телефонной связью, переместился с дорогостоящего рынка, предназначенного для специалистов, на общий потребительский рынок. Широкое использование сотовой связи является мощным толчком для инноваций технологического процесса фирмы в направлении увеличения объема и гибкости производства.

Вход\выход из отрасли крупного конкурента. Рынок сотового ритейла отличается едва ли не самой высокой концентрацией. Крупные игроки контролируют от 70% до 85% рынка. Потеснить их вряд ли получится. Однако построить свой рентабельный бизнес в этом сегменте вполне возможно, тем более что вход на этот рынок совсем недорогой - от $1 тыс.22 Это лишь в случае если салон сотовой связи будет выступать посредником между уже имеющимися сотовыми компаниями, и продавать сопутствующие товары, т.е. мобильные телефоны.

Перенос потребности потребителя с дифференцированного товара на стандартизированный и наоборот. Рынок сотовой связи специфичен. Дело в том, что все сотовые компании представляют стандартизированный набор сотовой связи - это ее формат, разрешенный и подтвержденный в РФ. Практически все остальные услуги дифференцированы - это различные тарифы, причем каждая линейка тарифов отличается от другой в одной компании, не говоря уже о различности тарифов между сотовыми компаниями. Здесь и дополнительные услуги: стандартизированные это служба коротких и мультимедийных сообщений, дифференцированные - услуги 3G, конференц-связь, которые имеются не у всех операторов сотовой сети.23

 

2.5 Анализ стратегии конкурентов

 

Таблица 4. Анализ конкурентов отрасли сотовой связи

 

акос

нтк

мегафон

билайн

Конкурентные масштабы

региональные

региональные

глобальные

глобальные

Стратегические намерения

Сохранение позиций

Быть среди лидеров

Быть лидером

Быть лидером

Цели относительно рыночной доли

Удержание существующей доли рынка

Удержание существующей доли рынка

Расширение через внутренний рост

Агрессивное расширение через приобретение и внутренний рост

Конкурентная позиция (ситуация)

Способность сохранить настоящую позицию

Способность сохранить настоящую позицию

Усиление позиции

Усиление позиций

Стратегическое положение

Главным образом оборонительное

Комбинация наступления и обороны

Комбинация наступления и обороны

Главным образом наступательное

Конкурентная стратегия

Стремление к низкоценовому лидерству, фокусирование на географическую нишу

Дифференциация, основанная на репутации компании, сервисе, фокусирование на географическую нишу

Дифференциация, основанная на технологическом преимуществе, сервисе

Дифференциация, основанная на технологическом преимуществе, сервисе


 

2.6 Построение карты стратегических групп

 

Для начала необходимо установить диапазон основных характеристик, отличающих компании друг от друга. Это будут: географическое распределение, ассортимент, количество точек продаж (специализированных салонов со специалистами, а не посредников), количество абонентов.

МТС. Географическое распределение - глобальное. Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в десятку крупнейших сотовых операторов в мире по размеру абонентской базе и рыночной капитализации. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 85 миллионов абонентов в России, Армении, Беларуси, Украины, Узбекистана, Туркменистане.24

Ассортимент. На данный момент компания «МТС» предлагает 19 тарифов для подключения абонентов приморского края к сети данного оператора. Для корпоративных клиентов существует 17 тарифов.

Количество центров комплексного обслуживания. Компания имеет 10 центров комплексного обслуживания абонентов в приморском крае.

Мегафон. Географическое распределение - национальное. Лицензионное покрытие Федеральной сети «МегаФон» охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек.25

Ассортимент. Количество тарифов предлагаемых абонентам приморского края составляет 10, корпоративных тоже 10.

Количество центров обслуживания. Сейчас имеются в наличии 4 центра экспресс-обслуживания.

Билайн (Вымпелком). Географическое распределение - глобальное. ОАО «ВымпелКом» входит в Ассоциацию операторов GSM, которая объединяет компании, работающие в стандарте GSM-900 и GSM-1800 на территории России и ряда стран СНГ. 7 апреля 2008 года бренд «Билайн» появляется в Армении -- седьмой стране, где появилась эта торговая марка.26

Ассортимент. 25 ноября 2008 года ОАО «ВымпелКом» объявляет о начале коммерческих операций в Приморском крае.27 Компания на приморском рынке находится совсем небольшой срок и предлагает всего 4 тарифа для своих абонентов, корпоративных тарифа всего 2.

Количество центров обслуживания. Центральный офис находится в городе Владивостоке, еще имеются 9 эксклюзивных салонов-центров обслуживания.

Акос. Географическое распределение - региональное. Компания первой среди дальневосточных операторов получила лицензию на предоставление услуг сотовой связи на территории Приморского края.28

Ассортимент. Среди представленных компаний сотовой связи компания «Акос» имеет самую широкую линейку тарифных планов, она составляет 25 тарифов и 6 корпоративных тарифов.

Количество центров обслуживания. На данный момент 14 центров продаж и обслуживания по всему краю.29

НТК. Географическое распределение - региональное. Компания предоставляет услуги сотовой связи во всех городах и районах Приморского края.30

Ассортимент. Для своих абонентов компания предлагает 11 тарифных планов и 6 тарифов для корпоративных клиентов.

Количество центров обслуживания. Компания имеет 3 специализированных центров обслуживания во Владивостоке и 4 в городах приморского края.

Билайн, МТС и Мегафон являются федеральными операторами, т.е. оказывают услуги сотовой связи во всех или почти во всех регионах РФ и ближнем зарубежье, соответственно предоставляя возможность своим абонентам пользоваться внутрисетевым роумингом.

 

Диаграмма 1. Абонентская база национальных сотовых компаний

 

Из данной диаграммы видно, что лидером на национальном рынке сотовой связи является компания «МТС». Это необходимо учесть в стратегическом планировании данной компании. Теперь о стоимости услуг. Рассмотрим тарифные планы операторов Приморского края. Ситуация с тарифными планами на рынке сотовой связи Приморского края схожа с общероссийской. Абсолютное большинство абонентов выбирают тарифные планы типа pre-paid (без абонентской платы). Поэтому я рассмотрю тарифные планы только такого типа. В таблице 7 представлены по одному самому популярному тарифному плану каждого из операторов GSM в Приморском крае.

 

Таблица 5. Сравнение тарифных планов pre-paid GSM операторов Приморского края

Оператор

МТС

Мегафон

Билайн

Акос

НТК

Тарифный план / Временные акции (стоимость перехода)

Стимул

Домашний

Монстр общения

ОК

Мой

Исходящие звонки внутри сети (руб.)

1,75

1,5

1,45 (0,45) - со второй минуты разговора

0,5

2

Исходящие звонки на мобильные других операторов (руб)

1,75

5

1,45 (0,45) - со второй минуты разговора

2,5

5

Входящие звонки с мобильных телефонов ростовской области (руб)

0

0

0

0

0

Стоимость исходящих звонков на городские номера Ростовской области и остальные входящие (руб)

5,75

5

3,95 (2,95) - со второй минуты разговора

3,5

5 (2) - на номера абонентов проводной связи НТК

Тарификация

с 1-й сек

Поминутная, с 1-й секунды округляется в сторону увелечения

Поминутная, с 1-й секунды округляется в сторону увелечения

с 1-й сек

с 3-й сек

Стоимость SMS сообщения (руб)

1,75

1,2

0,95

0,99

1,4


 

Основываясь на анализе рынка услуг сотовой связи Приморского края необходимо построить стратегические карты для этого рынка, дабы позиционировать компанию «МТС» среди остальных.

Для этого необходимо знать долю каждого из пяти существующих на рынке Дальнего Востока операторов связи.

 

Диаграмма 2. Распределение долей рынка сотовой связи Дальнего Востока

 

Лидером является МТС с долей рынка в 36%, следом идет «Мегафон» с 23%, затем «Билайн», имеющий 22%, - впечатляющий результат, учитывая, что «Вымпелком» работает только в 4 регионах ДВФО. Доля «Новой телефонной компании» (НТК) составляет 15% , что тоже достойно внимания, поскольку НТК обслуживает абонентов только в Приморском крае. По данным НТК, около половины жителей края пользуются услугами компании. Оставшиеся 5% практически полностью приходятся на «Дальсвязь», с учетом «Акоса» - еще одного локального игрока на рынке Приморья.

Из рисунка 5 становится ясно, что лидирующие позиции занимает одна стратегическая группа, состоящая из лидеров рынка сотовой связи не только Дальнего Востока, но и всей территории РФ. В общем, в этой группе задействовано 80%-ов рынка сотовой связи, поэтому она охватывает такую значительную территорию на карте. Данная стратегическая группа задевает своими границами сотовую компанию «НТК». Это говорит о близкой конкуренции между компанией «НТК» и лидерами рынка. Компания «Акос» не затронута границами группы лидеров, ни границами компании «НТК», что говорит о ней как о дальнем конкуренте, т.к стратегические группы, расположенные на карте далеко друг от друга вряд ли могут конкурировать, но все же не стоит забывать о компании «Акос» как о конкуренте вообще.

 

Зо на покрытия сети

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 5. Карта стратегических групп (соотношение зона покрытия-цена)

 

Необходимо также учесть, что компания «Билайн» пришла на приморский рынок относительно недавно и развивается не очень быстро, т.к. ее приход пришелся как раз на момент начала экономического кризиса. Положение других компаний сотовых операторов также будет меняться в кризисной обстановке.

Компании одной стратегической группы лидеров являются самыми близкими конкурентами и поэтому стоить уделить их изучению большое внимание, отслеживать изменения внутри конкурирующих компаний, их предложениям потребителям, выпуску новых услуг и т.д.

 

2.7 Определение КФУ в отрасли

 

Данный метод является итоговым в анализе внешней среды. Для начала, необходимо выделить основные факторы, образующие неполную оценку о привлекательности отрасли. Для выделения этих факторов следует обратиться к проведенному анализу доминирующих экономических характеристик отрасли.

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия на основе ОАО “МТС”кий анализ мтс