Цели исследования в социально-экономических и политических процессов: понятие, место в системе целей социально-экономического регулирова

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - углубление и систематизации знаний в области изучаемой дисциплины.
Цель определила постановку следующих задач:
1. Определить понятие и цели социально-экономических и политических процессов.
2. Определить степень значения исследований для современного общества.
3. Обозначить роль регулирования и планирования в развитие современного общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Значение исследований социально-экономических процессов для общества 5
1.1 Понятие и цели социально-экономических и политических процессов 5
1.2 Значение исследований социально-экономических и политических процессов 8
Глава 2. Социально-экономическое регулирование и планирование развития в современном обществе 11
2.1 Государство как структура целостности общества 11
2.2 Управление и планирование социально-экономическими процессами 13
2.3 Планирование в политических процессах 16
2.4 Формы социального развития 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИсСоц.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

  1. разработка новых видов топлива;

  2. сохранение и усовершенствование  ядерных технологий;

  3. совершенствование информационных  технологий;

  4. наземная и космическая инфраструктура  передачи информации;

  5. производство медицинского оборудования9.

  Тема  инновационного развития рассматривается  в основных стратегических документах страны. В частности, В Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»  отмечается, что низкие темпы перевода российской экономики на инновационный  путь развития замедляют интеграцию России в глобальное экономическое  пространство и международную систему  разделения труда10.

  Предполагаемые  инновации для своей интеграции требуют создания системы планирования инноваций хотя бы в духе недавнего  Указа Президента Российской Федерации  от 12 мая 2009 года № 536 «Об Основах  стратегического планирования в  Российской Федерации» или более  подробного проекта Федерального закона Российской Федерации «О государственном стратегическом планировании».

  Инновации необходимо  увязывать со всей системой стратегического планирования, представленной в Указе № 536. В противном случае всякая инновация будет давать непредусмотренные  и часто весьма отрицательные последствия, так как будет нарушаться п.6 Указа «системность долгосрочных решений в области устойчивого развития Российской Федерации, согласованных с мерами по обеспечению национальной безопасности». Другими словами, необходимо применять системный анализ (СА) в качестве подхода к политическому планированию инноваций, учитывая, что СА не является только математическим методом или группой методов. Системный анализ  – «это широкая стратегия научного поиска, которая, конечно, использует математический аппарат и математические концепции, но в рамках систематизированного научного подхода к решению сложных проблем». К сожалению, пока еще стратегическое планирование (СП) не ведется как процесс. Проект федерального закона «О государственно стратегическом планировании» предусматривает определенную  иерархию задач стратегического планирования в Российской Федерации, на которой должна базироваться реализация крупных инженерных, инновационных проектов.

  В связи с этим мы предлагаем реализовывать  процесс политического планирования инноваций следующим образом:

  1. Организовывать специальные комитеты  со специалистами в той области,  к которой относится рассматриваемый  проект.

  2. Делать прогнозирование прежде, чем планирование.

  3. Проводить несколько параллельных  расчетов, во-первых, традиционные расчеты  (эконометрические модели, cost-benefit analysis и др.), во-вторых, прогноз по методу Т. Саати, и статистические расчеты, т.е. посмотреть, сколько ресурсов уходит на похожие проекты. Если проект рассчитан на долгосрочную перспективу, то эти расчеты необходимо проводить несколько раз, уточнять, адаптировать и т.д.11

  В политический процесс обязательно входит функционирование государственных институтов, таких как правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан. В связи с этим политический процесс нередко трактуют как довольно сложную конфигурацию сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.

  Политический  процесс - это и некая стихия, которой противостоят органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы этого процесса, формулирующие цели и принимающие решения по поводу приоритетных общественных проблем. Все это проявляется в авторитарных режимах в периоды кризисов особенно ярко.

  В итоге можно заключить, что государственное управление играет роль интегрирующей общество силы, формулирующей коллективные цели и принимающей решения, а с другой - давление гражданского общества и политическое участие связано с функцией представительства интересов групп и индивидов.

  2.4 Формы социального развития

  Социальный  прогресс - это совершенствование  социального устройства общества и  культурной жизни человека, он предполагает такую направленность социального  и общественного развития, для  которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Это широкое, обобщающее понятие включает в себя как составные части экономический, технический и культурный прогрессы. "Фундаментом" социального прогресса выступает научный и технический прогресс.

  Процессом, противоположным прогрессу, является регресс. Он представляет собой движение общества назад, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню. Примером регресса может быть "одичание" многих стран Западной Европы в период раннего средневековья (после падения Римской империи).

  Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским (эволюционным), второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионов к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, социальным гарантиям. То есть социальные реформы изменяют существующую систему общественного распределения.

  Наряду  с социальными реформами выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики к рыночным ценам, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение Конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ. Употребляется также выражение "законодательные реформы", но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае говорят о технических нововведениях или изобретениях.

  Таким образом, реформы - частичные изменения, затрагивающие не все общество, а отдельные его сферы или институты. Реформы могут быть и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не все страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всегда происходят "сверху", проводятся правительством,  хотя и под давлением широких народных масс. А революции?

  Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а  гораздо большего их числа с таким  расчетом, чтобы принципиально изменить общество, какая-либо партия или объединение  людей, например, военная верхушка, проводит социальную революцию. Революция - это совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя. Октябрьская революция в 1917 году проводилась именно с такой целью. В результате были уничтожены частная собственность, наемный труд, городская и сельская буржуазия, ликвидирована свобода слова и политические права граждан, изменилась система распределения социальных благ, т.е. были заменены основы существующего строя.

  Революция может касаться одного или нескольких обществ в данный период времени. Революции бывают кратковременными и долговременными. Так называемая неолитическая революция представляла собой глобальную революцию, качественный скачок, благодаря которому цивилизация  совершила переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству). Она породила классы, города, государство и культуру. Неолитическая революция началась 10 тысяч лет назад и продолжалась 3 тысячи лет. В течение этого времени возникли развитые земледельческо-городские цивилизации в Месопотамии, Египте, Индии, Греции и на Ближнем Востоке.

  Вторым  глобальным процессом называют промышленную революцию ХYIII- Х1Х веков. Она также сыграла большую роль в истории человечества, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменились политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран: уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные рамки, провозглашены равные гражданские права. С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

  Глобальные  революции затрагивают все сферы  общества и множество стран, поэтому  требуют много времени. Однако они  всегда приводят к качественному  изменению жизни общества.

  К глобальным революциям следует отнести  и другие, менее значительные события. Так, в середине ХХ века произошла "менеджерская революция", после которой во всех развитых странах, прежде всего в  США класс капиталистов-собственников (в старом понимании - единоличных  собственников) был вытеснен с ключевых позиций в обществе классом профессиональных менеджеров - лиц наемного труда. В 70-е  годы в научную лексику вошел  термин "молчаливая революция", которым  обозначали отход западной молодежи от ценностей труда к ценностям  досуга и кризис "трудового общества". Оба типа социальной революции относятся  к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного  вмешательства партий или групп.

  Революция, начавшаяся в одной стране, может  перекинуться на другие страны. Если они  вовлекаются в революционный  процесс стихийно, а весь процесс  носит характер цепной реакции, то следует  говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так  произошло с буржуазно-демократической  революцией 1848 года, охватившей различные  страны Европы. Исключением явилась  Россия. В ней буржуазно-демократическая  революция совершилась в феврале 1917 года. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла  в стране, отстающей в развитии.

  Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 года вовлекла в процесс и другие страны: одни - добровольно (Германия и  Венгрия в 1918 году), другие - принудительно (Польша и Чехословакия в 1945 году). К 1950 году сформировался так называемый "социалистический лагерь", к которому присоединились Польша, Чехословакия, Болгария, Албания, Румыния. Революция  в этих странах происходила принудительно, при военной помощи других стран. Тем не менее, ее следует считать  глобальной социальной революцией, изменившей существующий социальный строй.

  Таким образом, реформы и революции - это  две основные формы социального  развития общества, имеющие положительную  направленность для существования  и развития общества и личности. Они подразделяются на несколько  видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом.12 
 
 

Заключение

  Общество  представляет собой чрезвычайно  сложную систему управления, состоящую из относительно самостоятельных систем: социальной, экономической, политической, духовной, культурной, этнонациональной и других, каждая из которых выполняет специфические функции.

  Будучи  зависимыми от состояния экономики, социальные процессы в конечном счете образуют достаточно жесткие рамки ее функционирования, а также оказывают большое влияние на становление политической    системы      новой    России,    на    взаимодействие            государства    с гражданским обществом. Причем, как представляется, социальные процессы не менее, а, может быть, и более инерционны в сравнении с чисто экономическими механизмами. Они обладают огромным кумулятивным эффектом, то есть накапливают прямые и косвенные следствия социально-экономических изменений, которые бумерангом возвращаются в хозяйственную практику через сознание и поведение людей. Отрицательный кумулятивный эффект, связанный с нынешней деградацией     социальной     сферы     и      неблагоприятными            трансформациями социокультурного      характера,       вполне         может     оказывать           длительное дестабилизирующее влияние на общество и при изменении экономического положения в лучшую сторону.13

Информация о работе Цели исследования в социально-экономических и политических процессов: понятие, место в системе целей социально-экономического регулирова