Цели исследования в социально-экономических и политических процессов: понятие, место в системе целей социально-экономического регулирова

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - углубление и систематизации знаний в области изучаемой дисциплины.
Цель определила постановку следующих задач:
1. Определить понятие и цели социально-экономических и политических процессов.
2. Определить степень значения исследований для современного общества.
3. Обозначить роль регулирования и планирования в развитие современного общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Значение исследований социально-экономических процессов для общества 5
1.1 Понятие и цели социально-экономических и политических процессов 5
1.2 Значение исследований социально-экономических и политических процессов 8
Глава 2. Социально-экономическое регулирование и планирование развития в современном обществе 11
2.1 Государство как структура целостности общества 11
2.2 Управление и планирование социально-экономическими процессами 13
2.3 Планирование в политических процессах 16
2.4 Формы социального развития 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая ИсСоц.docx

— 65.63 Кб (Скачать)

  В научной и учебно-методической литературе ощущается заметный дефицит работ, посвященных методологии исследования социальных явлений и процессов. Вышедшие за последние 30 лет работы Р. Пэнто и М. Гравитц', Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича, В. И. Паниотто и В. С. Максименко, Ю. М. Плотинского и других следует рассматривать как заметный вклад в развитие методологии социальных наук. Необходимость в разработке целостной методологической системы обществознания возникает также в связи с интеграционными процессами в развитии науки и стремлением к освещению междисциплинарных проблем, что особенно актуально в последние годы. Дефицит научных исследований в этой сфере можно объяснить действием ряда факторов. Во-первых, усилившаяся к середине XX века дифференциация между ведущими социальными дисциплинами: экономикой, социологией, политологией, психологией, правом и историей.

  Процесс обособления социальных дисциплин  друг от друга, вызванный их развитием, привел к формированию характерных  для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер применения исследовательских инструментов и т. д.

  Важнейшую роль исследования должны сыграть в условиях формирования рыночных отношений и перестройки всей политической системы, экономической и социальной жизни, когда предстоит выяснить движущие факторы развития и деятельности социальных, этнических, демографических общностей, раскрыть особенности социального положения и жизнедеятельности различных социальных групп, показать социальную мобильность и дифференциацию общества в современных условиях.

  Таким образом, обстоятельное изучение современного состояния национальных отношений в мире, раскрытие противоречий, проблем, кризисных ситуаций в межнациональных отношениях и путей их преодоления помогут показать: как национальная политика решает проблемы удовлетворения потребностей и интересов личности; патриотизм, интернационализм, национализм, шовинизм как ориентации и установки поведения, отношений и деятельности людей; роль интеллигенции в нормализации и гармонизации отношений между нациями.

  Изменения в характере, организации труда, собственности, в структуре властных полномочий сопровождаются трансформацией ценностных шкал и предпочтений. Сегодня в системе социальных отношений на первый план вышли проблемы бедности, неравенства и безработицы.

  Социальные  отношения приобрели националистическую, политико-идеологизированную и криминологическую окраску. Поэтому нуждаются в освещении и ценностные ориентации и особенности социального функционирования норм и ценностей, соотношение и взаимосвязь социальных и духовных ценностей. Общечеловеческие ценности выступают как ядро культуры и основа цивилизационных процессов в обществе. Необходимо обоснование видов ценностей, уровней культуры и т.п. Единство культуры и цивилизации - основа стабильности общественного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Социально-экономическое  регулирование и  планирование развития в современном  обществе

  2.1 Государство как  структура целостности  общества

  Государство является той структурой, которая  интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на регулирование социальных отношений.

  Формирование  представлений о роли, функциях и  месте государства в обществе представляет собой довольно длительный и противоречивый процесс. В современном понимании государство — это совокупность официальных институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий строй, обеспечивается нормальная жизнь людей.

  Подавляющим большинством решений, принимаемых практически на всех уровнях государственной власти, не стоит не только научного анализа состояния и тенденций развития социальных процессов, но и элементарного здравого смысла. Вот лишь некоторые причины подобной ситуации:

  • приход во властные структуры современного российского общества людей с низкой, а чаще — нижайшей управленческой культурой;
  • склонность чиновников к абсолютизации одной точки зрения, нетерпимость к альтернативным подходам;
  • слабое владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся информации и использования современных методов ее получения из новых источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов;
  • неудовлетворительный уровень владения руководящими кадрами современными компьютерными технологиями преобразования и анализа информации, низкая мотивация на самостоятельное овладение их возможностями.

  В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что  за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных  структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся  на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог — самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.

  Альтернативная  концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия  государства в социально- экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.4

  Очевидна  взаимообусловленность экономической  и социальной сфер общества, что  предполагает воздействие государства на экономику и социальную сферу не как отдельными, самодостаточными стратами, а на основе комплексного их видения, когда они рассматриваются совместно, как единое целое, т. е. речь должна идти об управлении социально-экономическими процессами. Концепция такого управления призвана служить теоретической основой создания эффективных средств институционального регулирования экономики. Для этого необходимо четко понимать, что представляют собой социально-экономические процессы, какова их природа и как можно ими управлять.

  2.2 Управление и планирование социально-экономическими процессами

  Означает  систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. Результативность подобной деятельности находит, в частности, отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции (в том числе на экспорт) и темпы ее обновления, уровень прибыли и платежеспособности, использования производственных мощностей и других ресурсов, валовой внутренний продукт (ВВП) с выделением в нем доли трудовых и инвестиционных доходов населения, ВВП на душу населения и на одного работающего, фонд заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум (в среднем на душу населения), численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основе анализа и оценки показателей фактического состояния экономики и социально-трудовой сферы прогнозируются их возможные изменения с учетом всех сопряженных с ними научно-технологических и социальных факторов. Такой прогноз разрабатывается как с точки зрения реализации стратегических целей управления, так и в тактическом плане. В зависимости от складывающихся тенденций, обусловленных реально происходящими социально-экономическими процессами, принимается то или иное управленческое решение.

  Особенности управляемых социально-экономических  процессов определяются тем, что как экономические, так и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики и будучи объектами управленческих воздействий, одновременно являются и средствами их реализации. Кроме того, специфика такого управления в отличие от управления производственными процессами заключается в более широком аналитическом, исследовательском характере поиска управленческих решений в сочетании с оперативностью их реализации. Это предопределяет необходимость подготовки экономистов-аналитиков широкого профиля, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики с учетом отраслевой специализации. Следует также учесть возрастающее значение этой деятельности с точки зрения экономических и социальных последствий принимаемых решений.

  Российский  опыт муниципального планирования неоднозначен и имеет относительно небольшой  период во времени. В условиях отсутствия единых стандартов плановых документов местного развития в федеральном  законодательстве муниципалитеты имели  значительную свободу в выработке  наиболее удобных для них форм планирования социально-экономического развития. До сих пор зачастую происходит подмена понятий в отношении  инструментов планирования: концепции  и стратегии развития наделяются свойствами программ и проектов, что  негативно сказывается на качестве документов планирования и результатах  их применения. Были ситуации, когда  плановые документы носили «случайный характер». Так, муниципальное образование  занимается разработкой планового  документа в обязательном порядке  во исполнение решений региональных властей иметь свои планы развития. Или разработка планов является одним  из условий участия муниципалитета в каких-либо сторонних программах (например, в рамках международных  программ технической помощи). Планирование также могло быть элементом избирательной кампании главы местного самоуправления.

  Незавершенность основных институциональных преобразований на муниципальном уровне в нашей  стране обусловила формирование в теории и на практике различных подходов к содержанию планирования и инструментов его организации. Несмотря на множество  определений сущность планирования сводится к тому, что это целенаправленная управленческая деятельность, связанная с определением целей муниципального развития и разработкой эффективных методов их достижения. Все многообразие принципов территориального планирования, сформулированных в литературе, можно свести к следующим основным принципам: непрерывности территориального планирования; субсидиарности; системности и комплексности; адаптивности; единого экономического и социального пространства; баланса интересов органов власти, бизнеса и населения. В пользу планирования свидетельствует целый ряд факторов, что подтверждено лучшей практикой: 
- планирование позволяет повысить эффективность муниципального управления в традиционных для российских муниципалитетов условиях ограниченности местных ресурсов;  
- наличие собственного планового документа позволяет организовать процесс управления при решении повседневных проблем;  
- во время работы над плановым документом формируется база для согласования интересов сторон (власть, бизнес, население, общественные организации), предотвращения конфликтов между ними;  
- наличие плана формирует образ территории, привлекательный для инвестиций.

  В последние годы многие российские муниципалитеты осознают необходимость освоения современных  управленческих технологий, перехода к более эффективному использованию  собственных ограниченных ресурсов. Однако, чтобы успешно управлять муниципальным развитием, недостаточно понимать процесс планирования и знать его регулирующие законодательные основы, необходимо сформировать комплексную систему планирования, подкрепленную успешной практикой и необходимым научным и методическим сопровождением.5

  2.3 Планирование в политических процессах

  Эффективное планирование носит политический характер. Так считает известный исследователь  в области планирования Г. Бенвенисте.

  Политическим  можно называть такое планирование, которое приводит к изменениям, дает значимые результаты и в котором задействованы общественные силы. В большинстве случаев общественные (или социальные) силы «опираются на  политический процесс:  на достижение соглашений, на достижение консенсуса и на иные формы разрешения конфликта»6.

  Но  самое главное понятие в политическом планировании – это ответственность, которую несут плановики, политические аналитики и те, кто принимает решение. Повышение степени ответственности, как правило, означает увеличение объема власти.

    В последние годы в политической науке наблюдается повышение внимания и осознание важности политического и стратегического планирования как непрерывного социального процесса.7

  Возрастает  интерес политиков к теории и  методологии политического планирования. Лидером в этом процессе является мировое научное сообщество. В  зарубежных университетах читают самостоятельные  курсы по политическому планированию и готовят специалистов в этой области. В широком понимании  политическое планирование – это  «…участие в конструировании исторического времени, решающее задачу научного, информационного и организационного  обеспечения политики»8.

  Процесс политического планирования в том числе предполагает выявление альтернативных вариантов реализации политики. Поиск альтернатив и основанное на нем сценарное прогнозирование позволяют минимизировать разного рода риски: финансовые, политические, экологические и другие.

  О необходимости построения в России инновационной экономики написал  в своей статье Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Президентом определены 5 «стратегических векторов» экономической модернизации России:

Информация о работе Цели исследования в социально-экономических и политических процессов: понятие, место в системе целей социально-экономического регулирова