Ценовая политика организации как экономический метод управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Ценовая политика организации - это исключительно важный инструмент организации-товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершено недопустимо для фирмы отсутствие ценовой политики как таковой. Под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для достижения генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ценовая политика и обеспечение ценовой конкурентоспособности: 5
1.1. Цели и содержание ценовой политики; 5
1.2. Основные подходы и методы ценообразования; 9
1.3. Внутрифирменное ценообразование; 14
1.4. Обеспечение ценовой конкурентоспособности; 17
Глава 2. Анализ ценовой политики и ценовой конкурентоспособности предприятия: 20
2.1. Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат»; 20
2.2. Анализ организации ценовой политики и ценовой конкурентоспособности ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат»; 26
Глава 3. Предложения по совершенствованию ценовой политики ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат» и повышению ценовой конкурентоспособности отечественных предприятий; 30
Заключение 37
Список использованной литературы. 39

Работа содержит 1 файл

основ менд.docx

— 37.61 Кб (Скачать)

Ценовая политика организации  как экономический метод управления

 

Введение 3 
Глава 1. Ценовая политика и обеспечение ценовой конкурентоспособности: 5  
1.1. Цели и содержание ценовой политики; 5  
1.2. Основные подходы и методы ценообразования; 9  
1.3. Внутрифирменное ценообразование; 14  
1.4. Обеспечение ценовой конкурентоспособности; 17  
Глава 2. Анализ ценовой политики и ценовой конкурентоспособности предприятия: 20  
2.1. Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат»; 20  
2.2. Анализ организации ценовой политики и ценовой конкурентоспособности ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат»; 26  
Глава 3. Предложения по совершенствованию ценовой политики ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат» и повышению ценовой конкурентоспособности отечественных предприятий; 30  
Заключение 37  
Список использованной литературы. 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Ценовая политика  организации: цель, формирование, составляющие 

    1. Понятие ценовой  политики организации  в трудах отечественных  и зарубежных 

экономистов

 

     

Ценовая политика организации - это исключительно важный инструмент организации-

товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при

 неумелом обращении  с ним могут быть получены самые непредсказуемые и

отрицательные по своим экономическим  последствиям результаты. И уж совершено

 недопустимо для фирмы  отсутствие ценовой политики как таковой.      

Под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных

положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как 

маневрировать ценами для  достижения  генеральных  целей фирмы и решения

соответствующих маркетинговых  задач.

     Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге - это установление определенных цен и

способов маневрирования ими в зависимости от положения  на рынке, которое позволяет 

овладеть заданной долей  рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие

стратегические и оперативные  задачи.     

Сущность ценовой политики организации заключается в создании и поддержании 

оптимального уровня и  структуры цены, в изменении их во времени по товарам и рынкам

 с целью достижения  максимально возможного успеха  в той или иной рыночной  ситуации.

 Ценовая политика является  в целом элементом общей маркетинговой  политики 

предприятия.     

Характер  целей и задач организации находит отражение в особенностях ценовой

политики: чем масштабнее, разнообразнее и труднее для  достижения

 общеорганизационные  цели, стратегические установки  и задачи в области маркетинга,

тем сложнее цели и задачи ценовой политики, которая, кроме  того, зависит от размеров

 организации, политики  дифференциации продукта, отраслевой  принадлежности

 организации.     

По  мнению Завьялова П.С. ценовая политика (политика цен) – это общие принципы,

 которыми компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары

 или услуги.     

Примером  ценовой политики предприятия является поддержание цен ниже, чем у

конкурентов, для обеспечения  ускоренного темпа продаж и завоевать  дополнительную

долю рынка.     

В  любых условиях фирма не может позволить себе одного – устанавливать цены без 

 серьезного анализа  возможных последствий каждого  из вариантов такого решения.

 Более того, анализ  деятельности преуспевающих фирм  показывает, что они, как правило,

 обладают и четкой  политикой цен, и определенной  стратегией ценообразования.     

Стратегия ценообразования  – это набор методов, с помощью  которых ценовая политика

 реализуется на практике.      

Различают активную и пассивную ценовую  политику на предприятии.     

При активной ценовой политике предприятие  пытается, используя свою цену,

реализовать  все рыночные возможности и гибко реагировать на изменение цен

 конкурентами. В этом  контексте цена является важной  частью маркетинговой политики 

предприятия. С помощью  цен предприятие может завоевать  ту или иную долю на рынке 

конкурентов, получить большую  прибыль.     

При пассивной ценовой политике цена не является важной частью маркетинга

предприятия. Предприятие опасается  реакции конкурентов на свое изменение  цен,

поэтому в отношении цен  следует следить за ценовым  лидером.      

Можно выделить основные факторы, косвенно или  прямо воздействующие на ценовую

 политику организации.

      Одним из важнейших факторов является тип  рынка товара.

Если рынок данного  товара приближается к рынку совершенной  конкуренции, то роль

 ценовой политики для предприятия ничтожно мала, так  как у предприятия отсутствует  

 власть над ценой.     

В условиях монополии предложения  роль ценовой политики велика, хотя и не

 безгранична, так как цена устанавливается самим монополистом.     

Другой  фактор - это эластичность спроса (прямая, перекрестная, эластичность  дохода).     

При формировании ценовой  политики организации необходимо учесть следующие

 несколько основных  аспектов:     

- определение места цен  среди других факторов рыночной  конкуренции;     

- применение методов,  помогающих оптимизировать расчетные  доходы;     

- выбор стратегии лидерства  либо стратегии следования за  лидером при установлении 

цен;     

- определение характера  ценовой политики на новые товары;     

- формирование ценовой  политики, учитывающей фазы жизненного  цикла товаров;     

- использование базовых  цен при работе на разных  рыночных сегментах;     

- учет в ценовой политике  результатов сравнительного анализа  соотношений 

«издержки/ прибыль» и «издержки/ качество».     

Таким образом, ценовая политика предполагает необходимость установления фирмой

 исходной цены товара, которую она  обоснованно варьирует при работе с посредниками

 и покупателями. 

 

     

1.2 Методы ценообразования  организации     

Ценообразование при переходе к новым товарам  на практике осуществляется в нескольких формах:     

- политика «снятия сливок», выражающаяся в том, что первоначально цена устанавливается на высоком уровне и постепенно снижается по мере увеличения масштабов производства. Такая политика требует надежной патентной защиты нового товара;     

- политика «прорыва», применяемая в тех случаях, когда на новые товары нет широкого спроса, и они легко воспроизводимы. В этом случае цены первоначально устанавливаются на очень низком уровне, что стимулирует спрос, увеличивает прибыль, тормозит развитие конкуренции. Эта политика используется при проникновении на «занятые» рынки;     

- политика дифференцированных цен, т.е. установление разных цен для различных категорий покупателей, маневрирование ценами с учетом хода продаж и поведением спроса на рынке [37, с.239].     

Основные  задачи ценовой политики фирмы на выбранном рынке - это обеспечение  устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособности ее продукции.     

Однако  эти задачи могут варьироваться  в зависимости от тех целей, которые  стоят перед фирмой в конкретный момент времени и на конкретном рынке.     

Разработка  ценовой политики начинается еще  до запуска товара в производства и продолжается на всех этапах жизненного цикла товара на рынке. Ценовая политика должна быть ориентирована на издержки, на спрос и на цены конкурентов.     

Фирмы используют различные виды ценовой  политики.     

- политика «издержки  плюс прибыль» предполагает установление цены путем прибавления намеченной или запланированной прибыли к подсчитанным общим затратам на производство и сбыт товара. В этом случае решение о производстве товара будет принято, если прогнозная рыночная цена будет не меньше суммы издержек и намеченной прибыли. Однако на насыщенных конкурентных рынках не издержки определяют рыночные цены, а, наоборот, рыночные цены определяют издержки. Исходя из действующих рыночных цен принимается решение о производстве продукта с затратами, которые бы соответствовали такой цене. В этом случае фирма, зная свои издержки, может провести функционально-стоимостной анализ (ФСА) производства и сбыта товара.      

- политика ценовой  дифференциации. При принятии решений по ценам и выборе ценовой политики фирмы необходимо учитывать ценовую эластичность спроса. Важнейшей способностью продавца должно быть его умение дифференцировать цены, т. е. назначать высокие цены там, где спрос низкоэластичен, и снижать цены там, где спрос высокоэластичен. Так, спрос на небольшой грузовик, покупаемый фермерами, является более эластичным по цене, чем спрос на тот же грузовик, покупаемый предприятиями, поэтому и цена на грузовик для фермеров должна быть ниже.     

Дифференцированными являются также цены в театрах, кинотеатрах. Люди с высоким доходом могут купить дорогие билеты — для них цена билета не так важна, как для людей с низким доходом, для которых она может существенно повлиять на решение о покупке билета. Так, цены на дневные сеансы в кинотеатрах устанавливаются значительно ниже, чем на вечерние, поскольку днем их посещают люди с низким доходом: пенсионеры, школьники, студенты, спрос которых характеризуется высокой эластичностью; вечером туда приходят люди, занятые днем на работе, имеющие более высокий доход и, соответственно, меньшую чувствительность к изменению цены билета. Скидки с цен билетов в различные музеи и на выставки, предоставляемые пенсионерам и студентам, показывают не благотворительность администрации, а желание увеличить выручку за счет привлечения тех групп населения, которые по высокой цене просто не пошли бы в музей. Цены на обеды в ресторанах в дневное время ниже, чем в вечернее. Днем в ресторан приходят, чтобы просто пообедать, а вечером — отметить какое-то событие, и высокая цена не будет для этого препятствием, т. е. спрос вечером — менее эластичен, чем днем.     

Все приведенные примеры — это  примеры политики ценовой дифференциации (дискриминации, сегментации). В соответствии с этой политикой нужно назначать  высокую цену для тех потребителей, которые могут купить товар по высокой цене, и снижать цену для тех, кто по высокой цене его не купит. При этом необходимо соблюдать основное правило: низкая цена не должна «испортить» рынок, т. е. стать препятствием для продажи товара по высокой цене. Выполнение этого условия не является простым и зависит от способности продавца применить творческий подход в конкретных условиях. В самом деле, хорошо, когда различные сегменты потребителей разнесены географически или по времени, но чаще бывает так, что они находятся в одном географическом или временном пространстве.     

Заметим, что политика ценовой дифференциации является самой распространенной в  практике современных фирм.     

- политика следования  за лидером означает установление цен, ориентированное на уровень цен компании, являющейся лидером в отрасли. Как правило, такие компании имеют возможность провести рыночные исследования и определить эластичность спроса по цене на тот или иной товар. Другие фирмы, имеющие более ограниченные ресурсы, доверяют компании-лидеру и следуют за ней в своей ценовой политике.     

- политика убыточного  лидера применяется при комплексной продаже, когда основной товар (лидер) продается совместно с другими сопутствующими товарами. Например, станок продается с дополнительными приспособлениями, запчастями. На современных насыщенных конкурентных рынках продать основной товар достаточно трудно, поскольку вследствие большого числа конкурентов он является товаром высокой эластичности спроса.      

Устанавливая  низкую цену на сам станок для поднятия его конкурентоспособности, продавец стимулирует этим продажу всего комплекса оборудования по более высоким ценам, так как ценовая эластичность спроса на сопутствующие товары низка (потребитель готов заплатить высокую цену, например, за запчасти к трактору). Поэтому такого рода товары продаются, как правило, с высокой рентабельностью, что дает возможность компенсировать прибыль, упущенную при продаже основного товара.     

-  политика психологического ценообразования основана на знании психологии людей и применяется в основном на рынках потребительских товаров. Психологическое ценообразование используется при продаже в престижных магазинах по более высоким ценам. Однако высокая цена не всегда означает высокое качество, но создает такую иллюзию. Часто незначительно снижают цену, например, вместо цены в 8 долларов устанавливают 7 долларов 99 центов, — это тоже элемент политики психологического ценообразования.      

- политика повышенных  цен на товары с уникальными  характеристиками.Предлагаемые товары и услуги отличаются от существующих на рынке по качеству, времени доставки потребителям, послепродажному сервису и т. д. Процесс определения надбавки к цене начинается со сравнения указанных характеристик с лучшими и худшими по отрасли с учетом мнения потребителей. По результатам сравнения определяется цена товара (услуги) повышенного качества. Причем надбавка к цене может достигать 15—20%. По некоторым данным, 92% продукции фирмы Procter & Gamble реализуется по повышенным ценам. Это не мешает фирме быть лидером на таком насыщенном рынке, как рынок моющих средств.     

Многие  компании стараются снизить издержки за счет повышения бездефектности своей  продукции. Это дает возможность  продавать продукцию с уникальными  характеристиками по средним или  низким ценам, что, естественно, повышает ее конкурентоспособность. Такой политики придерживается фирма Caterpillar.     

- политика понижения  цен проводится в целях стимулирования спроса и увеличения рыночной доли. Эта политика может быть эффективна в условиях расширяющегося спроса на этапе роста объема продаж. На этапе зрелости, т. е. в условиях нерасширяющегося спроса, проводить эту политику имеет смысл, если издержки конкурентов высоки и они не могут снизить цену, если в их товарах отсутствует элемент дифференциации, имеющий ценность для потребителя, а имидж марки товаров конкурентов невысок. Если дифференциация товаров фирмы незначительна и если конкуренты смогут снизить свои цены, то в условиях нерасширяющегося спроса нет смысла быть инициатором снижения цены, поскольку опять установятся те же доли рынка и прибыль всех упадет.     

-  политика повышения цен может проводиться, когда фирма уверена, что конкуренты готовы последовать за ней. Такое положение возможно, когда производственные мощности работающих на рынке фирм загружены полностью, а спрос продолжает расти.     

Методы  расчета цен весьма многообразны. Поэтому столь важно определение цены с ориентацией на спрос, с учетом состояния конкуренции на рынке. Хотя и хочется, чтобы рассчитываемая цена покрывала себестоимость и целевую прибыль, но если она была определена с игнорированием изменений и требований спроса, отражающего покупательную способность рынка, то данное обстоятельство нередко становится причиной срыва планов финансовой деятельности фирмы. Если дифференциация соответствующих товаров и услуг принимается покупателями, то оказывается возможным контролировать и регулировать цену продажи, определять ее на уровне, обеспечивающем получение максимально возможных прибылей для фирмы.   
       

2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия      

2.1 Краткая характеристика предприятия     

Объектом  исследования выступает магазин «Классик». Предприятие представляет собой отдел мужской одежды

 и аксессуаров в Бежецком Универмаге города Брянска.      

Магазин реализует мужскую одежду и галантерейные  товары

Перечень товаров

Стоимость

пальто (Россия, г.Санкт-Петербург)

8000-13500

куртки, ветровки, плащи (*меуччи* - италия, *франк  иден* - германия)

1100-13000

пуховики (*меуччи* - италия) - натур.мех: песец, койот, енот, нерпа, норка 

10000-14000

костюмы (россия - *тривор*, германия - *канцлер*, *бекам*)

3340-17000

трикотаж (джемперы, футболки, свитеры): *труссарди*, *роберто ковалли*, *пал зильери* - италия; *грин кост*, *навигаре* - Германия

900-10000

сорочки (Россия, Италия, Германия)

560-5000

брюки (Россия, Германия)

900-4500

бельё (трусы, майки, кальсоны: *vis-a-vis*, *атлантик*)

150-500

носки (Россия, Италия)

60-450

головные  уборы: бейсболки, кепи (кожа, драп, нерпа), спортивные шапочки, шапки-ушанки (овчина, нерпа) пр-во Россия, Германия

660-5000

Галантерейные товары

 

Галстуки (Италия)

120-1200

Ремни (Россия, Италия)

200-6000

зонты (*zest* - Англия)

450-1500

шарфы, кашне (100% шерсть, 100% шелк, хлопок, кашемир)

400-4000

перчатки (Россия, Чехия)

1500-2500


           

Часы  работы – с 9 до 21, без выходных.     

Организационно-правовая форма предприятия  – индивидуальный предприниматель.      

Индивидуальный  предприниматель  арендует торговое помещение по адресу: г. Брянск, ул. 3-го Интернационала д.8 на основании договора субаренды нежилового помещения, имеет в собственности торговое оборудование, осуществляет свою деятельность с использованием наемного труда, имеет один расчетный счет в АКБ «УРАЛСИБ», расчеты с заказчиками по договорам ведутся в основном безналичным способом.      

Счета выписываются в установленном порядке, оказание услуг по договорам оформляется актами приема-передачи, подписываемыми ежемесячно исполнителем и полномочным представителем заказчика.     

Индивидуальный  предприниматель применяет ЕНВД, ежеквартально уплачивает налог и сдавал в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию при использовании единого налога на вмененный доход.     

Директору магазина подчиняются главный  бухгалтер,  продавцы, кассиры и уборщица.      

Главный бухгалтер является ответственным  за ведением бухгалтерской документации, учета и отчетности. В обязанности  главного бухгалтера входит: ведение  бухгалтерского учета, составление  отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, предоставления необходимой информации руководству для принятия управленческих решений. График работы бухгалтера – пятидневная рабочая неделя с 9.00 до 18. 00.     

За  организацию розничной торговли отвечают непосредственно продавцы и кассиры. График их работы два дня через два с 9.00 до 21.00.      

Директор руководит коммерческой деятельностью предприятия, в его  ведении находятся вопросы организации  технологических операций и хозяйственного обслуживания, осуществляет работу по закупке и реализации товаров.      

2.2 Анализ финансовых  результатов     

Численность персонала магазина составляет 9 человек (на начало 2009 года).     

Основные  экономические показатели деятельности фирмы представлены в таблице 1     

Данные  для анализа динамики основных экономических  показателей деятельности фирмы  за 2008- 2009 гг.

Показатели

2008

2009

Темп роста, %

1. Товарооборот, тыс. руб.

13745

15227

110,78

2. Общая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс. руб.

3436,3

3502,2

101,92

3. Уровень валового дохода к  товарообороту, %

25

23

92,00

4. Издержки обращения, тыс. руб.

1965,5

2243,9

114,88

5. Уровень издержек, %

13,5

14

103,70

6. Прибыль от продаж товаров,  тыс. руб.

1470,8

1258,3

86,70

7. Уровень прибыли от продаж  к товарообороту, %

11,50

8,99

78,17

8. Сальдо внереализационных доходов,  расходов, тыс. руб.

-8,6

-9,7

112,79

9.Прибыль  балансовая, тыс. руб.

1462,2

1248,6

85,39

10. Активы предприятия, тыс. руб.

2036

2199

108,01

11. Оборачиваемость капитала, коэфф.

6,8

6,9

101,47

12. Рентабельность капитала, % (П бал./ капитал)

71,8

56,8

79,11


      

По  итогам торговой деятельности предприятие  в 2009 году получило прибыли в размере 1258,3 тыс. руб., что на 14,4% меньше показателя 2008 года.     

Прибыль балансовая – это разность между доходом от реализации продукта хозяйственной деятельности фирмы и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Применительно к курсовой работе разность между валовым доходом от реализации товара и издержками обращения.     

Чистая  прибыль -  часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.     

Динамика  величины активов предприятия в отчетном году – положительная (8 %).     

Рентабельность  капитала хоть и снизилась в отчетном году, осталась достаточно высокой (56,8 %). Отдача капитала в динамике увеличивается  на 0,1 пункт, что говорит о возросшем  спросе на товары компании.     

Показатели  деловой активности свидетельствуют  о более эффективном использовании  средств в отчетном году, и активизации  коммерческой деятельности.      

Результативные  показатели деятельности предприятия  позволяют охарактеризовать его как предприятие со средней эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Динамика показателей выявила проблему платежеспособности фирмы и необходимости изменения структуры капитала.      

Рис 3 Динамика основных показателей деятельности фирмы     

Результаты  хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что компания имеет некоторое ухудшение показателей эффективности управления и торговой деятельности. По сравнению с прошлым годом объем товарооборота возрос на 10,8 %. На развитие товарооборота оказало влияние повышение розничных цен на отдельные группы товаров, а также увеличение количества проданных товаров.      

Товарооборот- объем проданных и купленных товаров в денежном выражении за определенный период времени. Применительно к курсовой работе период времени равен году.     

Товарооборот делится на оптовый (оборот оптовой торговли) и розничный (оборот розничной торговли). Оптовый  представляет собой форму товарных связей между предприятиями; его основная функция — снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств. Розничный товарооборот выражает величину совокупных розничных продаж товаров и услуг товарного характера населению, приобретающему их в обмен на свои денежные доходы.     

Валовой доход от реализации товара - разница между первоначальной стоимостью и ценой, по которой был продан товар (услуга).     

Величина  валового дохода фирмы в отчетном году составила 3502,2 тыс. руб. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияло увеличение объема товарооборота, и отрицательно - снижение уровня реализованных торговых на 2,0 %. Доход - сложная категория, формируется из затратной и прибыльной составляющей. Данные табл. 1 показывают, что в отчетном году наблюдается рост издержек обращения фирмы как в абсолютном (на 276,2 тыс. руб.), так и в относительном выражении (на 0,5%). Такая тенденция изменения уровня совокупных издержек и их абсолютной суммы (в сравнении с изменением валового дохода) расценивается для предприятия отрицательно. Соответственно, снижение уровня валового дохода и рост уровня издержек обращения негативно повлияло на финансовый результат деятельности предприятия.     

Одна  из задач деятельности фирмы - получение  прибыли.     

В организации работы предприятия  приходится сопоставлять затраты и  результаты работы, применять те или  иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над конкурентами. Дадим обобщенную характеристику финансовых результатов хозяйственной деятельности магазина на основе определения динамики показателей доходности, его структурных изменений, количественной оценки степени влияния отдельных факторов и других расчетов. Валовой доход фирмы формируется за счет разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения, т.е., торговой надбавки.     

Издержки  обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.      

Номенклатура  статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли, разработаны в соответствии с классификацией по видам затрат для учета, анализа и планирования:

  1. Транспортные расходы.
  2. Расходы на оплату труда.
  3. Отчисления на социальные нужды.
  4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.
  5. Амортизация основных средств.
  6. Расходы на ремонт основных средств.
  7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других предметов.
  8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.
  9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
  10. Расходы на рекламу.
  11. Затраты по оплате процентов за пользование кредитами и займами.
  12. Потери товаров и технологические отходы.
  13. Расходы на тару.
     

Данные  табл. 2. дают общее представление о динамике приведенных показателей, а также об изменениях в структуре балансовой прибыли. В частности, опережающие темпы прироста издержек обращения (+278,4 тыс. руб., или 14,9 %) по сравнению с приростом валового дохода (+65,9 тыс. руб., или +1,9 %) свидетельствуют об отрицательной динамике прибыли (-213,6 тыс. руб., или - 14,6 %).     

Таблица 2.     

Данные  о динамике показателей доходности фирмы

Показатели

2008 г

2009г.

Отклонение, +,-

Товарооборот, тыс. руб.

13745,0

15227,0

1482

Валовой доход, тыс. руб.

3436,3

3502,2

65,9

Уровень валового дохода, %

25,0

23,0

-2

Издержки  обращения (с учетом платежей с дохода), тыс. руб.

1965,5

2243,9

278,4

Уровень издержек обращения, %

14,3

14,7

0,4

Балансовая  прибыль, тыс. руб.

1462,2

1248,6

-213,6

Уровень прибыли, % (к обороту)

10,6

8,3

-2,3

В том числе:

- прибыль  от торговой деятельности, тыс.  руб.

 
1470,8

 
1258,3

 
-212,5

- результат от внереализационных  операций, тыс. руб.

- 8,6

- 9,7

-1,1

- чистая прибыль, тыс. руб.

800

780

-20


      

Как показали расчеты, положительное влияние  на динамику валового дохода оказал рост объема продаж. За счет влияния данного  фактора доход фирмы увеличился на 370,5 тыс. руб. (+1482*0,25). Сокращение уровня валового дохода на 2,0 % привело к снижению его суммы на 304,5 тыс. руб. (15227*(-2,0)/100 %). Общее изменение дохода: + 66,0 тыс. руб.     

Прирост валовой прибыли на 157,1 тыс. руб. обусловлен увеличением объема товарооборот (+ 1482 * 10,6 / 100). Сокращение валового дохода (- 2,0 * 15227,0 / 100) и рост уровня издержек обращения (0,4 * 15227,0 / 100) снизили общую прибыль на 304,5 тыс. руб. и 60,9 тыс. руб., соответственно.      

и т.д................. 

   
 
 

   
     




Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления