Централизация и децентрализация в системе управления организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 02:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Централизация и децентрализация в системе управления организации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Централизация и децентрализация в системе управления организации»;
Рассмотреть степень централизации организации и факторы, определяющие степень централизации и децентрализации в системе управления организации;
Выявить преимущества централизации и децентрализации в системе управления организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Централизация и децентрализация в системе управления организации

1.1 Централизация и децентрализация организации…………………………..5

1.2 Степень централизации организации ………………………………………6

1.3 Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации в системе управления организации…………………………………………...9

1.4 Преимущества и недостатки централизации и децентрализации организации………………………………………………………………………15

1.4.1 Преимущества и недостатки централизации организации …………….15

1.4.2 Преимущества и недостатки децентрализации…………………………18

Глава II. Централизация и децентрализация в системе управления ООО «Якутский рыбзавод»

2.1 Из истории возникновения предприятия ООО «Якутский рыбзавод»…22

2.2 Характеристика ООО «Якутский рыбзавод» …………………………….23

2.3 Структура ООО «Якутский рыбзавод»…………………………………...24

2.4 Уровни управления ООО «Якутский рыбзавод»……………………….. 26

2.5 Степень централизации и децентрализации в системе управления ООО «Якутский рыбзавод»………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

      Глава I. Централизация и децентрализация в системе управления организации

1.1 Централизация и децентрализация организации…………………………..5

1.2 Степень централизации организации ………………………………………6

    1.3 Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации в системе управления организации…………………………………………...9

1.4 Преимущества и недостатки централизации и децентрализации организации………………………………………………………………………15

1.4.1 Преимущества и недостатки централизации организации …………….15

1.4.2  Преимущества и недостатки децентрализации…………………………18

      Глава II. Централизация и децентрализация в системе управления ООО «Якутский рыбзавод»

2.1 Из истории возникновения предприятия ООО «Якутский рыбзавод»…22

2.2 Характеристика ООО «Якутский рыбзавод» …………………………….23

2.3 Структура ООО «Якутский рыбзавод»…………………………………...24

2.4 Уровни управления ООО «Якутский рыбзавод»……………………….. 26

    2.5 Степень централизации и децентрализации в системе управления ООО «Якутский рыбзавод»………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………...28

Список  использованной литературы………………………………………..31 

 

Введение

       Представленная работа посвящена теме «Централизация и децентрализация в системе управления организации».

     Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

     Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном, материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы выбранной нами проблемы для исследования и требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

     Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Централизация и децентрализация в системе управления организации» определяют несомненную новизну данного исследования.

     Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме «Централизация и децентрализация  в системе управления организации» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     Результаты  могут быть использованы для разработки методики анализа «Централизация и децентрализация в системе управления организации».

     Теоретическое значение изучения проблемы заключается  в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке  сразу нескольких научных дисциплин.

     Объектом  данного исследования является ООО «Якутский рыбзавод».

     При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

     Целью исследования является изучение темы «Централизация и децентрализация  в системе управления организации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

     В рамках достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:

  • Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Централизация и децентрализация в системе управления организации»;
  • Рассмотреть степень централизации организации и факторы, определяющие степень централизации и децентрализации в системе управления организации;
  • Выявить преимущества централизации и децентрализации в системе управления организации;

     Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.

     Во  введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, источники информации.

     Глава первая раскрывает общие вопросы. Определяются основные понятия, обуславливается  актуальность звучание вопросов "Централизация  и децентрализация в менеджменте".

     Глава вторая носит практический характер. На основе объекта исследования – ООО «Якутский рыбзавод», делается анализ современного состояния предприятия, исследуются перспективы и тенденции развития организации.

     В заключении сделаны выводы по исследованной  проблематике.

     Источниками информации для написания работы по обозначенной теме послужили базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, справочная литература, прочие актуальные источники информации. 
 

Глава I. Централизация и децентрализация в системе управления организации

1.1 Централизация и децентрализация организации

     Объектами управленческой деятельности являются организации. Термин «организация»  в менеджменте имеет два смысла [13; С. 217]:

  1. процесс создания самой системы, функционирование отдельных ее элементов. В этом случае термин «организация» используется для обозначения процесса упорядочения чего-либо, приведение каких либо частей в систему, способную сохранять единство этих частей;
  2. объект, являющийся результатом процесса организации, который сам является единой структурой со своими взаимосвязями и соотношениями частей и целого. Например, какой-либо хозяйствующий субъект: предприятие, фирма, банк, компания.

     В процессе управления происходит делегирование  прав и обязанностей для организации  взаимодействия различных органов управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать своим сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто будет не выполнена. Поэтому организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители, в независимости от их ранга, т.е. принимать решения о выборе структуры организации. Важно выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации. Наилучшая структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. Создание такой структуры и называется проектированием организации [13; C. 224]. Элементами проектирования организации являются:

    • разделение труда и специализация;
    • депертаментизация и кооперация;
    • связи между частями и координация;
    • масштаб управляемости и контроля;
    • иерархия организации и ее звенность;
    • распределение прав ответственности;
    • централизация и децентрализация;
    • дифференциация и интеграция;

     Рассмотрим  подробно вопрос централизации и децентрализации в системе управления организаций.

     При проектировании организации особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали, т.е. определить, какие задачи должна решать каждая структурная единица. Другой важный момент построения организации – это деление работ по вертикали. Решать, в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения, – дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений. Это вопрос об относительном объеме полномочий, делегируемых различным элементам организационной структуры. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой общую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений называются централизованными [13; С. 231].

     Децентрализованные организации – это такие организации, в которых полномочия разделены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности [13; С. 39].

1.2 Степень централизации организации

     Проблема  выбора между централизацией и децентрализацией – это проблема выбора оптимальной конструкции организации. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. Такие организации представляют собой лишь предельные точки некоего континуума, между которыми лежат все встречающиеся на практике типы структур. Степень централизации варьируется от организации, где большая часть (если не все) полномочия, необходимые для принятия важнейших решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды. Так, например, «IBM» имеет относительно централизованную структуру управления, но расширяет использование децентрализованных структур. В Европе, например, «IBM» подразделила все свои филиалы и отделения на пять экономических центров. Руководителям этих центров даны очень большие права для принятия решений, определяющих важнейшие экономические показатели отделений [5; С. 72].

     Понять, насколько данная организация централизованна  в сравнении с другими, можно  определив следующие ее характеристики.

  • Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации.
  • Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.
  • Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация, по-видимому, децентрализованная.
  • Количество контроля за работой подчиненных. В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей, исходя из предположения, что все эти решения правильные. Оценка действий руководства делается на основании суммарных достигнутых результатов, в особенности, уровня прибыльности и роста организации.

     В рамках одной и той же организации  одни отделы могут быть более централизованы, чем другие. Управляющие магазинами и привилегированные арендаторы (например, в сети ресторанов «МакДоналдс») имеют почти неограниченную власть принимать решения в отношении своего персонала и некоторые полномочия в выборе покупаемых продуктов. В этой фирме решения о размещении новых ресторанов и магазинов принимаются в средних звеньях управления, в то время как решения, определяющие уровень цен и выпуск новых товаров, принимаются только высшим руководством. В обычных больницах административные функции имеют высокую степень централизации, но собственно медицинский персонал и, в первую очередь, лечащие врачи почти полностью автономны и независимы в своих действиях. В крупных университетах на разных факультетах степень, до которой преподаватель имеет право менять содержание читаемого им курса, может очень сильно варьироваться [8; С. 102].

     Говоря  о той или иной степени централизации  или децентрализации организации, мы фактически определяем степень делегирования  высшим руководством нижестоящим уровням  управления своих полномочий по принятию важнейших решений в таких областях, как определение цен, разработка видов продукции, маркетинг и вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Даже в большой степени децентрализованных организациях высшее руководство оставляет за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, формулирование политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, разработка финансовой и бухгалтерской системы фирмы. Ясно, что было бы глупо позволить руководству какого-либо одного отдела диктовать, как должна работать организация в целом. По аналогичным причинам руководство высшего звена должно оставлять за собой контроль за расходами и стратегическими планами своих важнейших отделений. Фирма «General Dynamics» понесла огромные убытки из-за того, что при проведении серьезной децентрализации структуры управления в ведении высшего руководства не были оставлены полномочия по решению этих вопросов. Одна из причин того, что «Bank Of America» потерял в 1986 г. почти 1 млрд. долл., заключалась в чрезмерной децентрализации решений по вопросам о предоставлении займов [8; там же].

Информация о работе Централизация и децентрализация в системе управления организации