Централизация и децентрализация в системе управления организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 02:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Централизация и децентрализация в системе управления организации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Централизация и децентрализация в системе управления организации»;
Рассмотреть степень централизации организации и факторы, определяющие степень централизации и децентрализации в системе управления организации;
Выявить преимущества централизации и децентрализации в системе управления организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Централизация и децентрализация в системе управления организации

1.1 Централизация и децентрализация организации…………………………..5

1.2 Степень централизации организации ………………………………………6

1.3 Факторы, определяющие степень централизации и децентрализации в системе управления организации…………………………………………...9

1.4 Преимущества и недостатки централизации и децентрализации организации………………………………………………………………………15

1.4.1 Преимущества и недостатки централизации организации …………….15

1.4.2 Преимущества и недостатки децентрализации…………………………18

Глава II. Централизация и децентрализация в системе управления ООО «Якутский рыбзавод»

2.1 Из истории возникновения предприятия ООО «Якутский рыбзавод»…22

2.2 Характеристика ООО «Якутский рыбзавод» …………………………….23

2.3 Структура ООО «Якутский рыбзавод»…………………………………...24

2.4 Уровни управления ООО «Якутский рыбзавод»……………………….. 26

2.5 Степень централизации и децентрализации в системе управления ООО «Якутский рыбзавод»………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

2. Относительно низкая  надежность системы. 

     Поскольку всем в конечном счете заведует центр, и он же является самым информированным, уничтожение центра, перегрузка или  поломка приводят к дезорганизации и даже разрушению системы в целом. Определенным решением проблемы можно  считать усиленную защиту центра от внешних агрессивных воздействий и увеличение избыточности в средствах коммуникации.

3. Сильная зависимость  поведения всей  системы от поведенческих  характеристик центра.

     Раз центр принимает решения, обязательные для всех подсистем, поведение системы определяющим образом зависит от «грамотности» центрального звена или характера идеи, реализуемой центральным органом. Можно даже сказать, что централизованная система имеет характер того объекта, который находится в центре управления системой (в общественно-экономических системах вспомним Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева. Так, психология конкретного политического деятеля существенно меняла характер государства и поведение его на международной арене).

     В природных централизованных системах ядро всегда несет в себе наиболее важные поведенческие «гены», определяя «правила игры» других подсистем во внутренней среде системы в целом.

1.4.2 Преимущества и недостатки децентрализации организации

     Преимущества  децентрализации организации рассмотрим на примере сетевых структур. Сетевая структура является другой крайностью по сравнению с централизованной. Ее преимущества по сравнению с последней:

1. Высокие адаптационные  способности (структурная  гибкость).

     В децентрализованной системе нет  ярко выраженного «самого важного» звена (подсистемы) и главных связей. Другими словами, отсутствует "непререкаемый авторитет" или ключевой элемент. Поэтому о том, как изменить свои связи, каждая подсистема принимает самостоятельно. Отсюда система в целом относительно легко может изменить свою структуру в зависимости от ситуации и своих собственных критериев правильности поведения.

2. Относительно высокая  надежность функционирования.

     Раз в сети нет главной подсистемы, то и неполадки в каких-либо подсистемах  не могут привести к распаду системы. Система в определенной степени избыточна – почти всегда найдется какая-то подсистема, которая заменит выбывшую.

      Следствие преимуществ сетевой системы  – устойчивость поведения системы в целом от некомпетентности одной или некоторого количества подсистем. Здесь суть опять же в том, что никто в общем случае не является авторитетом или управляющим звеном, поэтому и реагировать на чьи-либо «неправильные» действия другим подсистемам нет необходимости [11; С. 149].

     Недостатки  децентрализованной системы:

1. Низкие мобилизационные  способности. 

2. В общем случае  большое время  реакции системы  на внешние воздействия. 

     Данные  «недостатки» просты для понимания и являются инверсными свойствам централизованной системы.

     С учетом свойств централизованной системы, которые наиболее привлекательны (быстрота реакции, высокие мобилизационные способности), можно предположить, что централизованная структура (ЦС) наиболее адекватна агрессивным средам, требующим как раз быстрой реакции на внешние воздействия и способности мобилизовать для решения возникшей проблемы значительные (возможно все) ресурсы системы. Именно поэтому ЦС используется в периоды войны, сложной внутренней обстановки, и вообще агрессивного окружения. Кроме того, ЦС в целом удаются крупные мероприятия (освоение целины, коллективизация, индустриализация, победы в войне и в космосе, БАМ и т.п.), которые и возникают, как правило, именно из-за внешних угроз (или которые мыслятся таковыми). Если при этом подсистемы цементируются идеей, носителем которой является Центр, выживание в агрессивной среде такой системе почти обеспечен.

     Верно и обратное: если ЦС оказывается  в малоагрессивной среде, то такой  системе требуется «изобретать» врага – внешнего или внутреннего (примеров из нашей истории предостаточно), чтобы обосновать свое существование... Если период пассивности внешней среды затягивается, то, в конце концов, централизованность системы становится излишней, и она в какой-то своей части децентрализуется. Это можно представить и как то, что отсутствие доминирующих свойств внешней среды как бы «проникает» вовнутрь системы (вспомним, что именно внешняя среда в конечном счете формирует структуру системы) и меняет степень централизации, поскольку от центра либо не требуется определять характер системы управления системой в целом, либо центр просто теряет авторитет.

     Еще один тип ситуации, когда ЦС более  предпочтительна, чем сетевая. Если четко поставлена цель для системы  и четко определен путь достижения её, то децентрализация управления является даже вредной (лучше сказать – неэффективной). Поэтому на производстве, когда четко определена технология, обсуждать нечего, а нужно только выполнять определенную схему действий, всегда существует жесткая централизованная система управления. И такое управление существует лишь для координации работ и концентрации некоторых общих функций (сервер) или выполнения функций, необходимых для представления системы во внешней среде.

     То  же самое и в войсках: полученный приказ надо выполнить «точно и в срок», и носителем цели, а также знанием пути её достижения, может служить только один человек – командир, концентрирующий в себе ответственность перед надсистемой и делегированные ему оттуда полномочия.

     И, напротив, в условиях слабой определенности, – когда не ясна цель (а есть ценности) или неизвестен путь достижения цели (который нужно найти), централизованная система не может себя достойно проявить, и в таком случае нужна децентрализация управления. Нужен «впрыск» определенной дозы демократии и организация поиска пути достижения цели несколькими «конкурирующими» подсистемами, которые на этот срок получают самостоятельность, – т.е. производится децентрализация управления. Задача центра здесь – понаблюдать и выхватить идею или решение, позволяющее центру организовать внедрение найденной идеи и, возможно, мобилизовать уже все ресурсы системы на достижение вновь определенной цели. Так, научные исследовательские коллективы слишком централизовать не следует, роль авторитета в таких работах должна быть снижена, поскольку они занимаются поиском «того, не знаю чего»... (внутри отдельных групп может быть централизованное управление) [11; С. 154].

     Последнее говорит о том, что децентрализованная структура более хороша для времени  неясности путей развития. И, если, например, социалистическая экономика развивалась как централизованная (возникла в тяжелых условиях, всегда имела врагов реальных или выдуманных), то капиталистическая – наоборот – первоначально развивалась из сетевой модели; все самостоятельны и делают, что хотят. Гибкость и способность к адаптации капиталистической системы сыграли свою роль - капитализм на большом отрезке времени развивался более оптимально.

     Однако, крайний «сетевизм» также недостаточно хорош: слишком малы мобилизационные способности и отсутствует арбитр для возникающих разборок. Поэтому капиталистическое общество, как система, развивалось от сетевой модели к большей централизации, где центр выступал первоначально как орган концептуального управления и лишь потом перешел к большей централизации управления [15; С. 97].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Централизация и децентрализация в системе управления ООО «Якутский рыбзавод» 

2.1 Из истории возникновения предприятия ООО «Якутский рыбзавод» 

     ООО «Якутский рыбзавод» является дочерним предприятием ОАО ФАПК «Якутия». История  его развития берет свое начало в 1928 году с общества «Туус Балык» с установившимся традициями и дальнейшим усовершенствованием технологий по переработке рыбной продукции. 90% перерабатываемой рыбы – это рыба, которая добывается в экологически чистых водоемах арктических улусов Республики Саха (Якутия).

      ООО «Якутский рыбзавод» работает с  рыболовецкими хозяйствами на основании  договоров контрактации. Всего заключено  договоров с 35 предприятиями, из 6 улусов.

      Так, за 12 месяцев 2007 года, у рыболовецких хозяйств рыбзаводом заготовлено и вывезено в г. Якутск 1609,3 тонны рыбы, что на 345,4 тонн больше по сравнению с 2006 годом (1263,9). Повышение объемов заготовки составило 27%. Сумма закупа составила 62,3 млн. рублей, в том числе зимней рыбы – 25,4 млн. рублей (778 тонн).

     Предприятие выпускает более 140 наименований рыбной продукции. Ассортимент включает в  себя соленую, копченую, вяленую, мелкую фасовку и кулинарные изделия. Несмотря на такой большой ассортимент, каждый год разрабатываются и внедряются в производство новые виды продуктов из рыбы. В 2007 году внедрены в производство сиг вяленый Оригинальный и пелядь вяленая Оригинальная, полуфабрикаты рыбные формованные.

      Вся выпускаемая продукция на каждом этапе переработки проходит строгий  лабораторный контроль. В производстве не используют никаких добавок, красителей, консервантов, только рыба и соль, масло и натуральные специи для изготовления различных пресервов и полуфабрикатов.  

2.2 Характеристика ООО «Якутский рыбзавод» 

     Общество  с Ограниченной Ответственностью «Якутский рыбзавод» является одним из ведущих производителей пельменей в Уральском регионе.

     Предприятие выпускает более 140 наименований рыбной продукции. Ассортимент включает в  себя соленую, копченую, вяленую, мелкую фасовку и кулинарные изделия. Несмотря на такой большой ассортимент, каждый год разрабатываются и внедряются в производство новые виды продуктов из рыбы. В 2007 году внедрены в производство сиг вяленый Оригинальный и пелядь вяленая Оригинальная, полуфабрикаты рыбные формованные.

     Доставка продукции осуществляется личным транспортом предприятия по предварительной заявке, но так же есть возможность и самовывоза продукции со склада. Производство имеет свою структуру, т.е. для производства определенных видов продукции нормативами предусмотрены четкие правила их производства, поэтому на предприятии существует специализированные цеха по производству того или иного вида продукции. Такие как: цех переработки рыбы, вакуумный цех, лаборатория, ремонтное подразделение, цех автотранспортный и т.д.

     Организацией успешно решаются такие задачи, как:

  • Разработка и внедрение единой маркетинговой стратегии для оптимизации и брендирования ассортимента с целью эффективного управления им;
  • Разработка и продвижение новых торговых марок;
  • Совершенствование функциональной системы управления;
  • Управление финансовой политикой, продажами, ассортиментом, закупками и производством;
  • Введение единых стандартов продаж и единой ценовой политики.
 
 

     В ООО «Якутский рыбзавод» линейно–штабная (линейно-функциональная) структура управления, которая представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и функциональных структур.

     Она предусматривает создание специальных  подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех  или иных задач. Штабы не наделяются исполнительной властью и готовят проекты для линейных руководителей. 

2.3 Структура ООО «Якутский рыбзавод» 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     

     

       
 
 
 
 

     Директор ООО «Якутский рыбзавод» руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

     Экономист решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав.

Информация о работе Централизация и децентрализация в системе управления организации