Человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Многофакторная теория источников экономического роста с широкими подходами к толкованию капитала послужила мощным катализатором для разработки «концепции человеческого капитала», которая исследует взаимосвязь между инвестициями в человека, накоплением человеческого капитала и доходами, получаемыми обществом от произведенных инвестиций. Была доказана и статистически выделена роль совокупности специальных знаний, способностей и навыков человека - особой формы капитала, накопление которого оказывает самостоятельное и все возрастающее воздействие на экономический рост.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторический обзор подходов к концепции человеческого капитала
1.1 Методологические основы концепции человеческого капитала…. 4
1.2 Основные положения концепции человеческого капитала.……… 9
1.3. Человеческий капитал и проблема распределения доходов……... 13
Глава 2. Инвестиции в человеческий капитал
2.1 Вложения в образование…………………………………………….. 17
2.2 Подготовка к месту работы…………………………………………. 23
2.3. Общая подготовка…………………………………………………... 27
Заключение……………………………………………………………………... 32
Библиография…………………………………………………………………... 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Какую же роль могло бы сыграть государство?  В самом общем виде его функции  в этой сфере следующие:

  • разработка государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях;
  • осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования;
  • привлечение в сферу воспроизводства человеческого капитала негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий;
  • координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий и представляющих их интересы союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства.

     Использование институтов социального партнерства  в сфере воспроизводства человеческого  капитала. Структурный дисбаланс рынка труда и связанные с ним потери неизбежны в любой сколько-нибудь динамичной экономике. Однако масштабы потерь напрямую зависят от наличия институтов, обеспечивающих своевременную и адекватную реакцию экономики и общества на изменения профессиональной структуры спроса на рабочую силу. У нас такие институты еще недостаточно развиты, что делает проблему структурного дисбаланса российского рынка труда особенно острой. Ее решение видится прежде всего в плоскости институционального строительства, активизации всех социальных партнеров.

     Россия  остро нуждается в жизнеспособных институтах социального партнерства  в сфере занятости. В развитых рыночных экономиках именно такие институты обеспечивают устойчивые, эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением, и, соответственно, быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике. В нашей стране такие институты только зарождаются.

     Очевидные минусы российских профессионально-квалификационных стандартов обусловлены, в частности, недостаточным участием работодателей  в их формировании. Разрыв между  профессионально-квалификационными  и образовательными стандартами можно объяснить отсутствием стабильных связей между работодателями и учреждениями профессионального образования. Между тем установление профессионально-квалификационных стандартов, отвечающих реальным требованиям работодателей, - одно из важнейших в сфере воспроизводства человеческого капитала системных мероприятий. Они жизненно необходимы как для построения современной системы подготовки и переподготовки кадров, так и для подбора кандидатов на вакантные места, помощи людям в трудоустройстве. Такие стандарты играют роль языка, позволяющего понимать друг друга всем, кто так или иначе контактирует с миром профессий: абитуриентам, их родителям, руководителям учебных заведений, кадровым службам предприятий, посредникам на рынке труда. Только на основе этих стандартов удастся достаточно эффективно использовать возможности новых информационных технологий, применяемых при поиске места работы и учебы.[2, с.96]

     Создание  эффективных механизмов финансирования воспроизводства человеческого  капитала - необходимое условие прогресса в социально-трудовой сфере.

     Сейчас  широко обсуждается проект введения "образовательных ваучеров", позволяющих  гражданам самим решать, какому из заведений профессионального образования  направить "персональную" долю бюджетных  средств, выделяемых на образовательные нужды. Однако не следует забывать, что эффективное функционирование рынков труда и образовательно-квалификационных услуг предполагает значительно больший, чем сегодня, уровень их информационной прозрачности.

     Абитуриенты и студенты, их родители, работники, желающие получить новую профессию, должны иметь доступ не только к рекламным проспектам учебных заведений, но и к реальным сведениям об их кадровом составе, учебных планах и перспективах трудоустройства по их окончании. Любой человек, заинтересованный в получении таких сведений, должен быть обеспечен информацией относительно того, где и как их найти. Это намного облегчит каждому процесс профессионального "самоопределения".

     Совершенствование структуры службы занятости, ее функций  и системы финансирования. Ключевым здесь является вопрос о том, какой принцип - страховой или бюджетный - необходимо положить в основу финансирования пособий по безработице и расходов на осуществление деятельности государственной службы занятости в целом. Согласно одному варианту, наступление безработицы рассматривается как страховое событие и, следовательно, требует заблаговременного создания соответствующих страховых фондов. При этом возможны различные подходы к их формированию и участию в них государства, работодателей и населения. Другой вариант финансирования затрат на пособия по безработице и на реализацию государственной политики занятости предполагает их перевод на полное бюджетное финансирования (в пределах субъектов Федерации и в целом по стране). Именно такой подход и реализуется в настоящее время.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 ПРОГНОЗНАЯ  ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА  БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 

     Характеризуя  уровень разработанности методологии  оценки человеческого капитала, следует отметить во-первых, что существующие методы оценки и описания человеческого капитала сосредоточены на функционирующей рабочей силе, а не на будущем человеческом капитале. Во-вторых,  отсутствует четкая привязка соответствующих расчетов к тому или иному объекту приложения способностей индивидуума к трудовой деятельности (т.е. его навыков, умений, общеобразовательных и профессиональных знаний). Ведь экономическая ценность человека для себя, семьи либо общества объективно различается. Так, высококвалифицированный специалист, оставивший свою семью, как правило, сохраняет высокую ценность для общества и самого себя. Однако «ценность» этого человека для семьи с позиций его участия в  труде по воспитанию детей обычно резко снижается.

       Если не учитывать указанные  различия, то абстрактная оценка человеческого капитала «вообще» малорезультативна: во всяком случае, для определения стоимости воспроизводства человеческого капитала. Целесообразно дифференцировать расчеты общей (интегральной) стоимости человеческого капитала, выполняя также локальные оценки типа:

  • стоимость человеческого капитала индивидуума (в части, сформированной за счет вложения личных средств индивидуума); 
  • стоимость человеческого капитала в социуме (та часть общей величины стоимости этого капитала, которая сформирована за счет вложений общества в его создание);
  • стоимость человеческого капитала в семье по воспитанию детей (т.е. часть общей стоимости человеческого капитала, которая может быть отнесена на счет финансового и трудового участия родителей в формировании этой стоимости).

     Такого  рода дифференциация необходима для  того, чтобы, во-первых, определить реальный вклад каждого участника процесса по воспроизводству человеческого  капитала в создание стоимости будущего человеческого капитала, а во-вторых, чтобы  сконструировать иные, более рациональные пропорции.

       Обращает на себя внимание также статичность расчетов стоимости человеческого капитала. Обычно оценка его величины выполняется по состоянию на рассматриваемый момент/период  времени либо ретроспективно – например, по фактическим затратам, уже  произведенным ранее на репродукцию. Одномоментость и обращенность в прошлое таких расчетов снижает их ценность. Между тем, целый ряд стран Запада стремятся придать определенный динамизм подобным расчетам.

       Например, Министерство труда США регулярно публикует индекс стоимости рабочей силы (employment cost index). Он включает в себя заработную плату и пособия по безработице и может служить индикатором наличия инфляционных процессов в экономике страны. Индекс стоимости рабочей силы является одним из тех показателей, за которыми пристально следит Федеральная резервная система при проведении своей денежной политики [7, с.205].

       Аналогичный индикатор может  быть использован для контроля  за репродукционными затратами.  Дело в том, что общая динамика удельных репродукционных затрат с дифференциацией ее по основным видам и участникам репродукционного процесса позволяет организовать мониторинг условий воспроизводства человеческого капитала. Если происходит стремительный рост стоимости репродукции (или отдельных важнейших ее составляющих), либо наблюдаются значительные отклонения от установленных индикативных показателей вклада каждого участника репродукции, то это является основанием для оперативного вмешательства с целью исправления ситуации. Иными словами, при статичности расчетов стоимости человеческого капитала невозможно эффективное управление репродукционным процессом.

     Необходимо  отметить также отсутствие методов  прогнозирования стоимости человеческого  капитала в  будущем и оценки влияния  удорожания репродукции на характер воспроизводственного процесса. Ведь при принятии решения о рождения ребенка супругами на чисто интуитивном уровне обычно производится сопоставление предстоящих затрат с теми возможностями и перспективами, которые могут обеспечить его родители. Не менее (если не более) важным является необходимость для общества либо регионального сообщества выполнять  достаточно точные прогнозные оценки стоимости воспроизводства отдельной единицы и всей массы нового человеческого капитала, который может потребоваться для реализации намеченной стратегии социально-экономического развития.

       Естественно, что интуитивный  уровень принятия решений в  большинстве случаев не обеспечивает  их оптимальности. То есть не  разработанность методологии оценки будущего человеческого капитала и предстоящих затрат не позволяет принимать и осуществлять в масштабах государства каждой семьи стратегически важные решения по переходу к активной демографической политике по созданию многодетной (трое детей и более)  семьи.

     Расчеты стоимости человеческого капитала сфокусированы на экономической  оценке функционирующей рабочей  силы - будущий человеческий капитал не вовлечен в их орбиту вообще. Между тем для эффективного управления репродукционным процессом необходимо регулярно разрабатывать   прогнозные калькуляции единицы будущего человеческого капитала по элементам и статьям затрат. Для этого в свою очередь следует произвести глубокую и полную структуризацию затрат на воспроизводство  человеческого капитала по совокупности признаков, которые в наибольшей степени  влияют на величину и структуру этих затрат по четырем группам признаков, идентифицирующих формы организации репродукционного процесса: организационно управленческие; финансово-экономические; институционально-правовые; социально-психологические. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     Экономическое и социальное развитие России в будущем  в значительной степени будет  зависеть от отношения общества к  процессам воспроизводства человеческого  капитала. Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.

     Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы. События последних двух лет - яркое тому подтверждение. Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест. Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к "утечке умов" за рубеж и росту иммиграции в Россию неквалифицированной рабочей силы из сопредельных государств. К сожалению, подобный пессимистический сценарий вполне возможен.

     По  выражению А. Илларионова,   Россия уже  бездарно потеряла ХХ век и  «чтобы не потерять и век грядущий, экономисты и государственные деятели должны извлечь необходимые уроки из весьма поучительного опыта прошедших десятилетий и внести соответствующие коррективы в экономическую политику» [6, с.49].

     Развитие  событий по оптимистическому сценарию предполагает комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере воспроизводства человеческого капитала. Теория человеческого капитала находится в начальной стадии своего развития, применяя на практике существующие методы расчета и оценки человеческого капитала необходимо сравнивать, проверять и выявлять наиболее приемлемые методики оценки человеческого капитала.

     Нужны не изолированные мероприятия, сколь  бы радикальными они ни казались, а  осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства человеческого капитала для перехода экономики на инновационный путь развития. 
 
 
 

     . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Беккер  Г.С. Человеческое поведение: экономический  подход. Избранные труды по экономической теории: пер. С англ. / М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М.,. Моргунов В.И.  Микроэкономика: учебник. -  М.: Экономическая школа, 1994.
  3. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
  4. Зюзин Д.И. Измерение и оценка качества рабочей силы. М.: ИСЭПН. – 1997.
  5. Илларионов А. Как Россия потеряла ХХ столетие //Вопросы экономики,2000, №1
  6. Ильинский И.В.. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996.
  7. Петти В. Экономические и статистические работы. – М., 1940
  8. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФА-М. 2000,  400 с.
  9. Сырцова Л, Акопян А., Ю. Шиленков.  Человеческий капитал как основа эргодинамической модели здоровья. Национальная идея России: валеологический аспект проблемы  // Медицинский вестник № 11(1) выпуск 26, сентябрь 2002.
  10. Л.К. Туроу. «Будущее капитализма: как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир» 1997
  11. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. и др. М: ЮНИТИ, 1998. – 560с.
  12. Чернейко Д. Прогноз воспроизводства человеческого капитала – необходимый элемент экономической стратегии // Человек и труд, 2001,  №3.
  13. Шульц Т. Ценность детей // THESIS, 1994, № 6.
  14. Шульц Т. Создание капитала образованием. 1960
  15. http://www.economer.khv.ru/content/n040/methods
  16. http://www.forexite.com/forex _news  analysis/public/25.04.2002_12-31.html

Информация о работе Человеческий капитал