Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:35, курсовая работа
Цель работы – разработка на основе анализа предметно-объектного материала конкретных рекомендаций по повышению эффективности управления предприятием.
В процессе работы проводилось аналитическое исследование факторов эффективности управления предприятием.
В результате исследования были определены пути повышения эффективности  управленческой деятельности на предприятии.
Введение                     5
     1 Теоретические аспекты основы эффективного управления организацией           7
         1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности управленческой деятельности        7
         1.2 Принципы эффективности управления     9
         1.3 Критерии и методы оценки эффективности управления         10
         1.4 Уровни эффективности системы управления           15
     2 Анализ факторов повышения эффективности управления организацией. Механизм их внедрения              16
         2.1 Структура организации и разделение труда           16
         2.2 Ресурсы и технология               20
         2.3 Персонал как фактор повышения эффективности управления  22
         2.4 Влияние руководителя на эффективность управления         25
             2.4.1 Основные качества руководителя            25
             2.4.2 Авторитет и лидерство              27
             2.4.3 Правильная организация труда как фактор повышения эффективности управления                29
     3 Пути повышения эффективности управления ООО Швейная фабрика«Парус»                  31
         3.1 Общая характеристика ООО Швейная фабрика «Парус»           31
         3.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО Швейная фабрика «Парус»             33
         3.3 Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика «Парус»                   35
         3.4 Разработка рекомендаций по повышению эффективности  управления в ООО Швейная фабрика «Парус»             40
     Заключение                 43
     Список использованной литературы             46
     Приложение
Эффект управления складывается из трех составляющих:
экономический эффект - вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
социально-экономический эффект - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта[18, с. 590].
Существует множество видов эффективности управления организацией. Рассмотрим основные из них:
по средствам воздействия - целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
по содержанию эффекта - экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
по уровню проявления эффекта - народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
по формам эффективности - деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
по видам систем менеджмента - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая[2, с.57].
Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
     Изучение 
эффективности менеджмента является довольно 
сложным процессом, поскольку предполагает 
учет различных факторов и предпосылок, 
которые оказывают совокупное влияние 
на управленческую деятельность[26]. 
 Принципы 
эффективности управления 
Эффективное управление должно строиться на определенных принципах. Их должна устанавливать сама организация. Например, в федеральном законе "Об основах Государственной Службы Российской Федерации" установлены следующие принципы государственной службы:
1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах[14].
      Кроме 
того, эффективность управления определяется 
эффективностью функционирования и использования 
каждого элемента системы управления - 
рациональностью структуры, применением 
научных, передовых методов управления, 
скоростью, полнотой информационного 
обслуживания, квалификацией управляющих 
кадров, их умением творчески подходить 
к решению конкретных проблем управления[1, 
с. 104]. 
 Критерии 
и методы оценки эффективности управления 
Как было сказано выше, оценка эффективности управления организацией является довольно сложной, поэтому существует большое количество критериев и методов такой оценки, которые учитывают различные факторы, влияющие на эффективность[4, с. 53].
Исходя из определения эффективности управления как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности управления, которая не всегда корректна, так как:
результат управления не всегда заключается в прибыли;
такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;
результат управления может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить[12, с. 56-57].
Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность управления рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.
Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.
     Уровень 
технической вооруженности управленческого 
труда характеризуется стоимостью всех 
технических средств управления, приходящихся 
на одного административно-
Однако, показатели узкой эффективности управления также непосредственно не отражают самой его эффективности.
     Широкая 
эффективность управления устанавливается 
сопоставлением затрат на управление 
с общими показателями деятельности предприятия 
в целом. Одним из показателей этой эффективности 
может служить следующее отношение: 
     ЭУ1 
= ЗУ  * 100 / ФОС + ФОБ,    (1.3.1) 
где ЭУ1 - эффективность системы управления,
ЗУ - годовые затраты на управление,
ФОС - среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
     ФОБ 
- среднегодовая сумма оборотных средств. 
     Для 
повышения «чувствительности» показателя 
эффективности его целесообразно определять 
также в сопоставлении с уровнем производительности 
труда, то есть с отражением влияния на 
него как овеществленного, так и живого 
труда, по формуле: 
     Э'У1 
= (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП),   (1.3.2) 
где ВП - выпуск валовой продукции за год,
     РПП 
- среднегодовая численность промышленно-производственного 
персонала. 
Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность управления. Однако этот показатель сам по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления[16, с. 326-327].
В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:
основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;
амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);
затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;
затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);
затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.
Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика[1, с. 332].
     Важными 
показателями при оценке эффективности 
управления являются прибыль и рентабельность, 
которые наиболее полно характеризуют 
конечные результаты деятельности предприятия, 
а значит, и эффективности управления. 
При этом следует исключить влияние на 
прибыль факторов, не связанных с деятельностью 
данного хозяйственного звена. Формула 
расчета эффективности управления с учетом 
прибыли может быть представлена следующим 
образом: 
     ЭУ2 
= ПБ1 / РУ1,       (1.3.3) 
а показатель ее роста - индекс:
     IЭ= 
(ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),    (1.3.4) 
где ПБ1 и ПБО - балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,
     РУ1, 
РУО - среднегодовая численность управленческого 
персонала в текущем и предыдущем году. 
Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность)[16, с. 328].
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей - экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.
Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна[12, с. 60].
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
Информация о работе Факторы эффективности управления организацией