Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы вызвано тем, что малый бизнес представляет собой важный структурный элемент свободной рыночной экономики, более того, как хозяйственная система, оно является его основой. Без развития малого бизнеса России не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ. Многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.

Содержание

Введение
……………………………………………………………
3
1.
Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

6
1.1.
Сущность и назначение малого бизнеса в экономике…..
6
1.2.
Анализ понятия, видов и методов государственной поддержки малого бизнеса………………………………

10
1.3.
Правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства………………

16
2.
Оценка форм и методов государственной поддержки малого бизнеса (на примере Республики Татарстан)…….

23
2.1.
Анализ развития малого бизнеса в РТ…………………….
23
2.2.
Основные направления совершенствования государ-ственной финансовой поддержки малого бизнеса ………

26
Выводы и предложения………………………………...…………………..
32
Список использованных источников и литературы……………………..
34
Приложение I Основные источники финансирования малого бизнеса
37
Приложение II Реализация программ финансовой поддержки cубъек-тов малого биз

Работа содержит 1 файл

ИУЭП-к-р1.doc

— 253.00 Кб (Скачать)


Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса и перспективы их развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

……………………………………………………………

3

1.

Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

 

6

1.1.

Сущность и назначение малого бизнеса в экономике…..

6

                1.2.

Анализ понятия, видов и методов государственной поддержки малого бизнеса………………………………

 

10

                1.3.

Правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства………………

 

16

2.

Оценка форм и методов государственной поддержки малого бизнеса (на примере Республики Татарстан)…….

 

23

2.1.

Анализ развития малого бизнеса в РТ…………………….

23

2.2.

Основные направления совершенствования государ-ственной финансовой поддержки малого бизнеса ………

 

26

Выводы и предложения………………………………...…………………..

32

Список использованных источников и литературы……………………..

34

Приложение I  Основные источники финансирования малого бизнеса

37

Приложение II Реализация программ финансовой поддержки cубъек-тов малого бизнеса в Республике Татарстан……………………………..

 

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы вызвано тем, что малый бизнес представляет собой важный структурный элемент свободной рыночной экономики, более того, как хозяйственная система, оно является его основой. Без развития малого бизнеса России не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ. Многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.

Решающая роль по поддержке малого бизнеса возлагается на государство. Это важный элемент стабилизации экономики нашего государства. Механизмы его осуществления различны, но среди прочих видов содействия малому бизнесу является финансовая поддержка.

Объектом данной курсовой работы является малый бизнес Российской Федерации и Республики Татарстан.

Предметом курсового исследования являются формы и механизм осуществления финансовой поддержки малого бизнеса.

Целью курсовой работы является анализ системы и форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Татарстан и определение перспективы их развития. В рамках этой цели ставились следующие задачи:

– обоснование теоретических аспектов развития малого бизнеса;

– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;

– определение основных направлений и перспектив совершенствования форм и методов финансовой поддержки малого бизнеса в России и Республике Татарстан.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение предприни-мательства началось несколько веков назад. Исследователи пытались определить экономические функции и роль в жизни страны. Свои работы ему посвящали Р. Кантильон, Ж.Б. Сей, А. Смит, Д. Рикардо, Ф.Уокер и др. [5]

Современное понимание предпринимателя как нового социально-экономического типа сложилось в середине XX века благодаря научным исследованиям Й. Шумпетера, [13] которого сегодня называют теоретиком предпринимательства. В дальнейшем происходила всесторонняя разработка концепции предпринимательства как основного фактора рыночных процессов. В исследованиях Л. Мизеса, Ф. Хаека, И. Кирцнера и других предпринимательство объяснялось как реакция предпринимателя на потенциальные источники выгоды [5].

Интерес к проблеме предпринимательства в России возник в конце 80 - начале 90 гг. Ему посвящали свои работы В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский [6; 9; 12]. Она рассматривалась в трудах еще многих исследователей, но затем в связи с отсутствием предмета исследования была исключена из советской науки и возродилась лишь в последних десятилетиях XX века.

В последние годы появились работы, посвященные предприниматель-ству как новому элементу социальной структуры российского общества. Этому посвящены работы А. Кузьмичева, И. Шапкина, В. Радаева, О. Шкаратана и других [10; 26].

Феномен развития малого бизнеса в Российской Федерации, а также вопросы механизмов его государственной финансовой поддержки широко рассматривается российской экономической наукой. Но, к сожаленью, аспектом исследования служит внутренняя среда предприятий малого бизнеса. Такой важный элемент внешней среды как система государственной поддержки мало отображен в научных трудах. Российским экономистом, серьезно разрабатывающим данную тему, является А. Шулус, чьи исследования публикуются в периодических изданиях. Он доказал объективную необходимость государственной финансовой поддержки малому бизнесу, показал значимость программ по льготному кредитованию, как для малых предприятий, так и для возрождения экономики, проанализировал существующую систему государственной поддержки, выявил основные проблемы и пути их решения. Основным источником информации об эффективности функционирования системы государственной поддержки служат аналитические статьи общественных объединений предпринимателей: Российской ассоциации развития малого предпринимательства, позволяющие увидеть ситуацию изнутри [25. C.84-101].

В целом, можно отметить отсутствие как критических, так и аналитических работ, посвященных государственной финансовой поддержке малого бизнеса. Источниками написания курсовой работы выступили законодательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, аналитические и статистические материалы по данной тематике.

Структура курсового исследования состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, выводов и предложений, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

В первой главе «Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого бизнеса» рассматриваются роль малого бизнеса в экономике, анализируются понятия, виды и правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства.

Во второй главе «Оценка форм и методов государственной поддержки малого бизнеса (на примере Республики Татарстан)» проведен анализ развития и определены основные направления совершенствования государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Татарстане.

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки

малого бизнеса

 

1.1. Сущность и назначение малого бизнеса в экономике

 

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода). [17. С. 213]

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, способные вести крупномасштабные научно-технические разработки с большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, которые и определяют технологический прогресс. С другой стороны в последнее время произошел небывалый рост мелких и средних предприятий, особенно в наукоемких отраслях, отраслях связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и множества работников. Развитие предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкуренция, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, рынок насыщается товарами и услугами, происходит лучшее использование местных сырьевых ресурсов. [22. С. 42]

Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы:

Первая – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Работая по контракту с крупными предприятиями, они остаются юридически самостоятельными. Для этой группы характерно:

- Производство определенного круга деталей или узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах);

- Более низкие издержки производства (позволяет крупному бизнесу экономить свои ресурсы);

- Гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей;

- Как экспериментаторы для крупных фирм.

Вторая группа – малые предприятия, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Характеристики этой группы:

- Способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги;

- Меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками;

- Стремление заполнить ниши, которые по различным соображениям не выгодны крупным фирмам;

- Ценовая политика, позволяющая устанавливать меньшие цены по сравнению с крупными фирмами.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран.

Развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11 %, в то время как в развитых странах – 50-60%.

На предприятиях малого бизнеса в России в настоящее время в среднем занято 6483,5 тыс. человек, или около 10% активного населения страны. По численности работников промышленность и строительство занимают соответственно 20,8 и 20,5% (1351,6 и 1333,7 тыс. человек). Наибольший удельный вес по численности занимают торговля и общественное питание (2289,9 тыс. человек или 35,3%). [18. C. 79]

Количество работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях – почти не меняется.

Для определения роли малого бизнеса в отечественной экономике и его назначения важно реально оценить потенциальные и фактические возможности максимального проявления его сущности:

- Быстрой реакции на изменение рыночной конъюнктуры, что придает экономике необходимую гибкость (в современных условиях это свойство приобретает особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг);

- мобилизация значительных финансовых и производственных ресурсов населения (в том числе трудовых и сырьевых);

- активного участия в достижениях научно-технического прогресса и быстром внедрении его результатов в производство (поиск и разработка новых идей, создание и освоение новых технологий);

- вклада в смягчение социальной напряженности и решение проблем занятости населения;

Информация о работе Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса и перспективы их развития