Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса и перспективы их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы вызвано тем, что малый бизнес представляет собой важный структурный элемент свободной рыночной экономики, более того, как хозяйственная система, оно является его основой. Без развития малого бизнеса России не встать на путь устойчивого хозяйственного прогресса. Именно малый бизнес позволяет осуществить структурную перестройку народного хозяйства, ориентировать его на удовлетворение потребностей людей, сформировать надежную социальную базу проводимых реформ. Многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.

Содержание

Введение
……………………………………………………………
3
1.
Теоретические аспекты государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

6
1.1.
Сущность и назначение малого бизнеса в экономике…..
6
1.2.
Анализ понятия, видов и методов государственной поддержки малого бизнеса………………………………

10
1.3.
Правовые основы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства………………

16
2.
Оценка форм и методов государственной поддержки малого бизнеса (на примере Республики Татарстан)…….

23
2.1.
Анализ развития малого бизнеса в РТ…………………….
23
2.2.
Основные направления совершенствования государ-ственной финансовой поддержки малого бизнеса ………

26
Выводы и предложения………………………………...…………………..
32
Список использованных источников и литературы……………………..
34
Приложение I Основные источники финансирования малого бизнеса
37
Приложение II Реализация программ финансовой поддержки cубъек-тов малого биз

Работа содержит 1 файл

ИУЭП-к-р1.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно Федеральному закону от 27 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В настоящее время государственная политика в области поддержки малого бизнеса направлена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности. По итогам 2007 года объемы выданных кредитов для малого бизнеса (до 2 млн. руб.) достигли порядка 30 млрд. руб., что примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель 2006 года. Однако, по мнению Ассоциации российских банков, это всего лишь на 15% удовлетворяет существующий в России спрос на данный финансовый продукт. Общая потребность малого бизнеса в финансовых ресурсах в настоящее время, по оценке Министерства экономического развития РФ, составляет 240 млрд. руб. [8. C.120]

Бюджетные средства, выделяемые на эти цели, используются по следующим направлениям:

– формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса (бизнес – инкубаторов);

– стимулирование деятельности предприятий, производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта;

– развитие системы кредитования малого бизнеса;

– поддержка инновационных малых предприятий.

Поддержка малого бизнеса с помощью бизнес-инкубаторов подразумевает создание самостоятельных юридических лиц, которым по результатам конкурса бизнес-проектов предоставляют аренду государственного имущества по льготным ставкам. Бизнес-инкубатор также дает возможность получения льготного консультационного сопровождения предпринимательского проекта, а также бухгалтерского, правового, финансового сопровождения. Максимальный срок пребывания предпринима-теля в инкубаторе три года, после чего он обязан освободить место для своих новых коллег. В 2005–2006 гг. Республика Татарстан признана победителем в федеральном конкурсе по созданию бизнес – инкубаторов. В 2006 году были введены три бизнес – инкубатора. Готовится к открытию бизнес-инкубатор в г. Набережные Челны. Кроме того, на участие в федеральном конкурсе готовится проект создания бизнес – инкубатора в г. Чистополе. [15. C.12]

Значительную помощь со стороны государства получают предприятия малого бизнеса, производящие товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта. Предприниматели, занятые в этой сфере производства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства могут рассчитывать на:

– субсидирование процентной ставки (50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

– компенсацию (50% от суммы) затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований российского законодательства или законодательства страны экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, являющихся необходимыми для экспорта продукции;

– частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).

Развитие системы кредитования субъектов малого бизнеса предполагает субсидирование части процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам сельскохозяйственных кредитных кооперативов. За период с 2001 по 2006 год предоставлено субсидий на общую сумму 22, 94 млрд. руб. [11. C.60]

Законодательство подразумевает также предоставление субсидий региональным бюджетам для создания местных венчурных фондов, осуществляющих прямые инвестиции в малые инновационные компании. Расчет сделан на то, что подобная мера приведет к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия и росту их доли в научно – технической сфере.

К сожалению, этим шансом могут воспользоваться не все. Государственную поддержку получают только те структуры, которые уже самостоятельно добились успеха и являются финансово устойчивыми.     

Еще одним важным источником финансирования малого бизнеса стали кредиты коммерческих банков, объем которых в течение последних трех лет вырос примерно в два раза. Увеличение объемов кредитования малых предприятий привело к существенному росту финансовых возможностей лишь тех заемщиков, которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. В отраслевом разрезе в процентном соотношении к количеству выданных кредитов статистические данные по Республике Татарстан выглядят следующим образом: сфера торговли-68%, сфера услуг-14%, производство-8%, сельское хозяйство-5%, строительство-2%, общепит-1%, остальные сферы деятельности-2% (рис. 1). В числе основных особенностей финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса в настоящее время следует подчеркнуть сильную региональную дифференциацию. В 2007 году более четверти всех кредитов, выданных малому бизнесу, приходилось на Центральный федеральный округ, по 20 процентов – на Южный и Уральский федеральные округа (рис. 2).

Рис. 1. Удельный вес отраслей в общей сумме выданных кредитов

Рис. 2. Объем выданных кредитов малому бизнесу по регионам России, % в 2007 году

Итак, финансовые услуги банков теоретически возможны, но фактически недоступны для большинства субъектов малого бизнеса. Особенно это касается производственных и научно-технических предприятий, а также предприятий, находящихся на начальной ступени своей деятельности. По мнению президента Российского Микрофинансового Центра М. Мамуты малые предприятия никогда не будут соответствовать технологическим требованиям банков. Поэтому такие банки как Сбербанк, ВТБ-24, Россельхозбанк удовлетворяют лишь 20% заявок на кредиты. [11. C.5] Дело в том, что большинство предприятий малого бизнеса либо не имеют необходимого залога вообще, либо обладают низколиквидным имуществом, что является причиной отказа в выдаче банковского кредита (рис. 3). Поэтому предоставлением небольших кредитов занялись организации, которые называют микрофинансовыми организациями (МФО).

Рис. 3. Главные препятствия на пути кредитования малого бизнеса, по версии банкиров, %

Микрофинансирование – это вид деятельности, связанный с оказанием финансовых услуг предприятиям малого бизнеса. Учреждения микро-финансирования осуществляют данные услуги, как правило, путем мобилизации сбережений, предоставления кредитов, организации коллективных действий, направленных на удовлетворение финансовых потребностей своих членов. Сегодня в России работает более 2 тысяч микрофинансовых организаций (далее МФО), что в 2 раза больше количества самих коммерческих банков. По данным Российского микрофинансового центра в России совокупный финансовый портфель МФО составляет около 22 млрд. рублей. С учетом микрокредитов, предоставленных коммерческими банками, объем микрокредитов составляет уже 37 млрд. рублей. Тем не менее, объем черного рынка кредитов по самым скромным оценкам специалистов, может превышать официальный более чем в 4 раза. [23. C.5]

Положительным моментом в работе микрофинансовых организаций является быстрота предоставления необходимых финансовых ресурсов.

С апреля 2006 года Агенство и «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» реализуют Программу среднесрочного кредитования субъектов малого бизнеса. На 1 января 2007 года по этой программе кредиты получили 1531 субъект малого предпринимательства на общую сумму 389,8 миллиона рублей с учетом 139,8 миллиона рублей уже реинвестированных средств. Средневзвешенная процентная ставка по выданным кредитам составила 9,2% годовых. Средний срок кредитования – 1,5 года. По этой программе предусмотрена выдача кредитов от 500 тысяч до 3 миллионов рублей на одного заемщика по срокам кредитования до 3-х лет. Процентные ставки по кредитам от 8 до 13% в зависимости от категории заемщика.

К микрофинансовым организациям, привлекающим инвестиции в малый бизнес, можно отнести кредитные потребительские кооперативы граждан и сельскохозяйственные кооперативы, которые по своей природе представляют специализированные организации, аккумулирующие деньги преимущественно для кредитования своих членов, и не нацелены на получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Главным их ориентиром в отличие от банков являются социальные параметры. Поэтому цель кредитного кооператива – не получение прибыли, а оказание финансовой помощи пайщикам. Доля кредитных кооперативов в микрокредитовании составляет 22 млрд. руб.

По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года. [20. C.79]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка форм и методов государственной поддержки малого бизнеса (на примере Республики Татарстан)

 

2.1. Анализ развития малого бизнеса в РТ

 

В Республике Татарстан малый бизнес рассматривают как одно из наиболее перспективных направлений развития, создания рабочих мест и регионального бюджета. Здесь приняты и действуют программы поддержки малого предпринимательства, которые отличаются прежде всего, то, что в ней государственная политика поддержки малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Татарстана.

В настоящее время общее количество зарегистрированных малых предприятий в Республике Татарстан составило 58902 единиц. Число экономически активных малых предприятий на 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 4,5% и составило 30025 ед. (47,5% от общего числа зарегистрированных). На 2010 г. по сравнению с 2009 г. число индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию или перерегистрацию в налоговых органах республики, увеличилось на 7,4% и составило 103,4 тыс.ед.

В 2010 году среднесписочная численность работников малых предприятий (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) составила 285,7 тыс. человек. Доля работников малого предпринимательства от общей численности работников крупных, средних и малых предприятий составила 21,1%.

Среднемесячная заработная плата работающих на малых предприятиях в 2010 году составила 14480,1 руб. и уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,8%.

Оборот малых предприятий всех видов деятельности за 2010 год, по оценке, составил 168,4 млрд. руб. (в 2009 году – 148 221,8 млн. рублей). В 1 полугодии 2010 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля оборота малых предприятий в обороте организаций всех видов деятельности возросла с 17,1% до 23,4% в связи с сокращением оборота крупных предприятий республики. При этом оборот в расчете на 1 работника списочного состава по наблюдаемым малым предприятиям в 1 полугодии 2010 года – 540,5 тыс. рублей (в 1 полугодии 2009 года – 680,5 тыс. рублей).

Наибольший вклад (46,7%) в объем оборота вносят малые предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю. Значительна доля таких видов деятельности, как обрабатывающие производства (15,1%), строительство (14,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (11,4%).

Субъектами малого предпринимательства, занятыми в торговле, в 2010 г. сформировано 67% оборота розничной торговли, 34,9% - оборота оптовой торговли. Доля малого бизнеса в общественном питании составляет 62,5%.

Грузовые автоперевозки, осуществляемые малыми предприятиями, составили в 2010 г. 23,3% от общего объема перевозок грузов предприятиями всех видов деятельности, занимающихся коммерческими грузовыми перевозками, доля выполненного грузооборота – 59,9%.

Около 94% объема бытовых услуг, оказанных населению республики в 2010 году, принадлежит субъектам малого предпринимательства.

В 2010 года на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось 4,2% объема реализованной сельскохозяйственными производителями продукции (в 2009 г. – 4%). [3]

Также растет объем финансовой поддержки, кредитования субъектов малого предпринимательства. (Приложение 2)

24 сентября 2009 года принят в первом чтении проект закона «О  разви-тии  малого и среднего предпринимательства  в Республике Татарстан». [4] Законопроект детально регламентирует виды поддержки, оказываемой в установленных Федеральным законом формах, определяет источники средств и ресурсов поддержки и государственной помощи, полномочия, ответственность, функции, порядок отчетности органов власти по вопросам предоставления поддержки и государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, устанавливает условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также координационных и совещательных органов в области малого и среднего предпринимательства.

По прогнозным данным, сумма доходов от реализации товаров (работ и услуг), произведенных субъектами малого предпринимательства, в 2010 году возросла на 64% по сравнению с 2009 годом и составила 126,6 млрд. рублей.

Информация о работе Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса и перспективы их развития