Франчайзинг в гостиничном и рестранном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Как только у нас в стране запахло свободным предпринимательством, всплыли два этих не совсем складных для русского языка термина -"франчайзинг" и "франшиза". Слова из средневековой Европы, обозначавшие в те времена льготу или привилегию, дарованную монархом. Например, право собирать в пользу короны налоги или монопольно производить какие-либо товары для королевского двора.
Современный бизнес использует эти слова в несколько ином смысле, сохранив изначально заложенные в них понятия "льгота" и "привилегия".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга…………………………………4
1.1 Сущность франчайзинга и его основные понятия……………………...4
1.2 Виды франчайзинга……………………………………………………….7
Глава 2 Франчайзинг в социально-культурном сервисе……………………...13
2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе……………………….13
2.2 Критический анализ проблем, воздействующих на франчайзинговые гостиницы………………………………………………………………………..16
2.3. Франчайзинг, как новая концепция развития сферы общественного питания…………………………………………………………………………...18
Глава 3. «Макдоналдс», как пример франшизы……………………………….24
3.1. История возникновения «Макдоналдс» и выход её на рынок России24
3.2. «Макдоналдс» в Москве………………………………………………..26
3.3. Франчайзинговое предложение от компании «Макдоналдс»………..27
Заключение…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

франчайзинг в гостиничном и ресторанном бмзнесе КАМОЛА.docx

— 64.02 Кб (Скачать)

  Помимо правовых препон  предприниматель, занимающийся франчайзингом,  сталкивается и с "человеческим  фактором". Беда российского франчайзинга  в неграмотности многих чиновников.

 Франчайзинг относится  к тем формам организации бизнеса,  которые можно охарактеризовать  как гибридные. Возникновение  франчайзинговых отношений – закономерный результат эволюционного развития организаций, а также тех сегментов рынка, где сложились наиболее благоприятные условия для тех сфер предпринимательской деятельности, в которых франчайзинг явился наиболее адекватным и эффективным способом развития бизнеса.

 В настоящее время  продолжает существовать общепринятая  точка зрения, согласно которой  франчайзинг применим лишь к  малому бизнесу, тогда как многие  крупнейшие компании используют  франчайзинг не только в его  общепринятом понимании, но и  как «инструмент» для приватизации  государственных предприятий, скупки  контрольных пакетов акций и  совершения других приобретений. Все это характеризует франчайзинг  как гибкую систему, приобретающую  многообразные специфические формы,  которые можно адаптировать к  конкретным условиям в различных  сферах бизнеса, к различным  товарам и услугам.

  Наличие высокой гибкости, а также многочисленных альтернативных  или псевдофраншизных предпринимательских договорных форм, делают необходимой насущностью методологическую идентификацию франчайзинга как отдельного, самостоятельного вида договорных отношений.

   Понимание предмета  франчайзинга, приводимое в различных  источниках, сильно варьируется  в зависимости от того, с каких  позиций оценивается франчайзинг: с позиции франчайзера или франчайзи, и в какой стране эта оценка происходит.

Эффективность франчайзинга связывается со следующими факторами: эффектом масштаба в сферах маркетинга, производства и управления, низкозатратным доступом к ресурсам и низкими трансакционными издержками, а также более эффективным распределением рисков между субъектами франчайзинговых отношений. Нельзя не учитывать и институциональный аспект. Легитимность франчайзинга, его признание и одобрение со стороны действующих институтов, его соответствие социальным нормам общества облегчают франчайзинговым системам доступ к ресурсам, привлечение новых потребителей.

В то же время в большинстве  производственных отраслей промышленности франчайзинг не находит применения, поскольку значительная часть промышленной продукции может производиться  централизованно. В других отраслях, например, в сфере услуг, в силу малого эффективного масштаба производство не может быть локализовано, а услуги – предоставляться централизованно. Здесь производство принимает распределенные формы в виде сетевых структур, в которых применение франчайзинга является не только оправданным, но и  эффективным организационным решением.

Франчайзинг показывает высокую  эффективность в отраслях с невысокой  степенью риска, вход в которые не является дорогостоящим. Так, если стоимость  создания отдельного предприятия исчисляется  сотнями миллионов долларов, франчайзинг  используется крайне редко. Исключение составляет ресторанный бизнес. Несмотря на высокую капиталоемкость, вход в  отрасль для потенциально франчайзи достаточно привлекателен,  ввиду высокой ликвидности ресторана,   как объекта собственности.

В целом для эффективного развития франчайзинга отрасль экономики  должна удовлетворять следующим  условиям: производство и дистрибуция  осуществляются в пределах ограниченных географических районов; для обслуживания клиентов имеет большое значение месторасположение предприятия; высокий уровень стандартизации и кодификации операционных процессов; трудоемкость; приобретение предприятия не слишком дорогостоящее и рискованное.

Основу организационной  целостности франчайзинговой системы составляет франшизное соглашение – единственный интегрирующий инструмент, определяющий меру автономии франчайзингового предприятия и меру ответственности франчайзи. Но, в отличие от традиционных и весьма гибких в своем использовании инструментов менеджмента, франшиза – срочный контракт, содержание и форма которого нормируются принятым в данной стране законодательством. А это значит: во-первых, при его составлении невозможно учесть все риски, с которыми в будущем столкнутся субъекты франчайзинговых отношений; во-вторых, внесение изменений и дополнений – это длительная процедура, требующая согласований и «увязывания» интересов сторон, в результате чего утрачивается стратегическая гибкость; в-третьих, законодательство, регламентирующее франчайзинговые отношения, варьируется от страны к стране, что приводит к специфичности развития франчайзинговых систем в различных странах, а также к определенным трудностям при экспансии франчайзинговой компании на территории других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. «Макдоналдс», как пример франшизы

3.1. История возникновения «Макдоналдс» и выход её на рынок России

 

В конце сороковых годов Дик  и Мак Макдоналд искали пути усовершенствования своего небольшого ресторана для автомобилистов в Сан Бернардино, в Калифорнии. Вместо того чтобы попытаться просто немного изменить свой бизнес, который и так позволял им зарабатывать приличные суммы – 200 000 долларов в год, они изобрели абсолютно новую концепцию, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме. Они перешли на самообслуживание на прилавке, отказавшись от меню для барбекю из 25 блюд в пользу ограниченного меню всего из 9 наименований: гамбургер, чизбургер, три вида прохладительных напитков, молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым вскоре после возобновления работы ресторана прибавились картофель-фри и молочные коктейли. Они переделали кухню, где все оборудование было выполнено из нержавеющей стали и рассчитано на массовое производство и скорость как на сборочных линиях. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на гамбургеры с 30 до 15 центов. Молва об их успехе быстро распространилась, и после опубликования статьи об их ресторане в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году они стали получать по 300 запросов в месяц со всех уголков страны. Их первым лицензиатом был Нейл Фокс, и братья решили, что его ресторан для автолюбителей в Фонексе, штат Аризона, будет опытным образцом сети, которую они хотели создать. Здание, облицованное красно-белой плиткой, с наклонной крышей и золотыми арками по бокам стало моделью для первой «волны» ресторанов «Макдоналдс», появившихся в стране, и бессменным символом индустрии. Всего за тысячу долларов лицензиаты получали название «Макдоналдс», принципиальное описание системы скоростного обслуживания, могли в течение одной - двух недель пользоваться услугами Арта Бендера, первого работника братьев на прилавке в новом ресторане, который помогал лицензиатам начать работу. Но вот в 1954 году коммивояжер по продаже машин для приготовления молочных коктейлей Рей Крок увидел своими глазами ресторан братьев Макдоналд. Индустрия ресторанов быстрого обслуживания была готова к старту. Братья Макдоналд не хотели лично контролировать расширение бизнеса по их концепции во всей стране, поэтому Рей Крок стал их исключительным агентом по франчайзингу. Великий коммивояжер нашел свой конечный продукт. 2 марта 1955 года Крок основал новую франчайзинговую компанию под названием «Макдоналдс Систем, Инк.». 15 апреля 1955 года его ресторан «Макдоналдс» открылся в городе Дез- Пленз, штат Иллинойс, с помощью Арта Бендера, который предоставил посетителям первый гамбургер братьев Макдоналд, а теперь первый гамбургер «Макдоналдс» Рея Крока. После этого Бендер открыл первый лицензионный ресторан «Макдоналдс» Крока в калифорнийском городе Фресно и ушел на пенсию, будучи владельцем семи ресторанов. Мечты Рея Крока о росте компании в Соединенных Штатах осуществились полностью, но история еще только начиналась. «Макдоналдс» начал завоевывать мир. Пока специалисты удивлялись быстрому развитию в США сети по продаже гамбургеров, наша компания готовила им очередной сюрприз в виде расширения системы за пределы США.

 

 

3.2. «Макдоналдс» в Москве

 

29 апреля 1988 года в Москве был  подписан договор о создании  совместного предприятия между  канадской фирмой "Макдоналдс  Ресторантс оф Канада Лимитед" и Главным Управлением общественного питания Мосгорисполкома - "Москва-Макдоналдс".

Уставный фонд будущего совместного  предприятия составлял 14,952 млн рублей. Планировалось, что всего в Москве число предприятий общественного питания "Макдоналдс" будет доведено до 20. 3 мая 1989 года было начато строительство первого ресторана "Макдоналдс" на Пушкинской площади в Москве, а 31 января 1990 года состоялось его открытие. На рассвете 31 января 1990 года свыше 5 тысяч человек собрались перед рестораном, ожидая открытия. В первый день работы ресторан Макдоналдс на Пушкинской площади обслужил более 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд первого рабочего дня в истории "Макдоналдс". Ранее мировой рекорд принадлежал будапештскому ресторану - 9 тысяч 100 посетителей. Первое предприятие быстрого обслуживания имело 700-900 мест внутри здания и еще 200 - на летней открытой площадке. В 1995 году был создан Благотворительный Фонд "Дом Роналда Макдоналда", который оказывает помощь нуждающимся детям. Сегодня в России работают 218 ресторанов Макдоналдс, которые ежедневно обслуживают более 600 тысяч посетителей.

 

 

 

 

 

3.3. Франчайзинговое предложение от компании «Макдоналдс»

 

Работа по франчайзингу – один из факторов, сделавших «Макдональдс»  номером один в мире. Так, в США  более 80% ресторанов сети работают по франшизе, в странах Европы – около 50%. Стратегия  компании предусматривает наличие  ее ресторанов везде, где они нужны  клиентам. По собственным оценкам  компании, «Макдональдс» в России занимает в общепите долю в 5-6%. Даже при немалых вложениях на открытие каждого заведения сети в размере 1-2 млн. долл., эти затраты окупаются  за год. Очевидно, что пока необходимость  в продаже франшиз у «Макдональдса» отсутствует. Зачем с кем-то делить прибыль! Когда рынок в определенной степени насытится и определенную долю на нем завоюют сильные конкуренты, к примеру, Burger King, тогда что-то изменится, и можно будет небольшому ресторатору из небольшого провинциального города, открыть золотую жилу под двумя золотыми арками на вывеске. Хотя нет, к тому времени уже не такую золотую.

За громкую историю и успех McDonald`s должен благодарить предпринимателя Рэя Крока. В 1954 году Рэю Кроку было уже 52 года, и он являлся сотрудником компании, торговавшей миксерами MultiMixer. Кстати, когда Рэйнольду Альберту Кроку исполнилось 15, его выгнали из школы. Во время Первой мировой войны он был призван на фронт санитаром. После войны Крок занялся продажей одноразовой посуды, но вскоре бросил этот бизнес, поскольку в один прекрасный момент его полностью захватила идея продажи мультимиксеров. Он продал свой дом, нажитое имущество и купил эксклюзивное право на распространение миксеров с пятью насадками для приготовления молочных коктейлей. Прослышав о том, что в Калифорнии в заведении братьев Макдональдов таких миксеров целых восемь, он, не задумываясь, сел в машину и помчался на запад.

Летним утром 1954 года немолодой  уже человек вполне заурядной  внешности, но выдающихся - хотя еще  и не реализованных - способностей, пересек порог ресторана Макдональдов. Увиденное потрясло его. Народ валил  в ресторан, повара сбивались с  ног, его любимые миксеры жужжали  без остановки. У него мгновенно  созрел план быстрого, безграничного  расширения сети, и он побежал искать владельцев ресторана.

Братья Макдональдс согласились  на предложение Крока - продавать франшизы всем желающим открыть новое кафе. Вначале право открыть McDonald`s стоило 950 долларов. Сегодня - около $1 млн.

Рэй Крок официально основал компанию McDonald`s в 1955 году. Так началась история успеха его ресторанной индустрии.

Братья Макдональдсы делали ставку на семью. Крок пошел дальше и научился продавать товар детям. Цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоуном Рональдом и едой, завернутой в яркую упаковку, приворожили детей. Крок любил повторять, что он работает не в «шоу-бизнесе». По большому счету вся индустрия фастфуда рассчитана на детей. Это то, что кормит детей и кормится ими одновременно: главной рабочей силой являются старшеклассники. Двум третям всех работников сети быстрого питания нет 20. Они работают за очень маленькую плату, выполняя простые операции. В 1958-м у Макдональдс появилась первая инструкция в 75 страниц, в деталях описывающая порядок всех действий по приготовлению еды и способы общения с покупателями. Сегодня в такой книге 750 страниц, и ее называют «библией Макдональдса». Рэй Крок нанимал на работу людей, предпочитавших бригадную форму труда. Все служащие носили белую униформу армейского типа.

За несколько лет Крок превратил идею «перекуса на ходу» в крупнейшую империю. Если в 1955 году продажи составили $193 тыс., то уже через два года сумма перевалила за $3,8 млн. К этому моменту в разных штатах Америки работали 40 закусочных, хозяева которых приобрели у Рэя Крока лицензии. В 1958 году делец продал 100-миллионный сэндвич с котлетой и снял кассу в $11 млн. с 79 американских ресторанов.

В 1961 году, когда ежегодные продажи  приближались к $40 млн., Рэй Крок выкупил за $2,7 млн. компанию у братьев Макдональд. Сегодня она оценивается в $16 млрд. К 1965 году в США уже работало более 700 ресторанов. В 1988 году был открыт 10 000-й ресторан в столице США Вашингтоне, округ Колумбия. Сейчас в мире более 19 тысяч ресторанов в более чем 103 странах мира, включая Германию, Францию, Англию, Карибские острова, Индию, Японию, Центральную и Северную Америку, Австралию, Россию, Беларусь и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Франчайзинг - это такая  организация бизнеса, в которой  компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Наиболее сложным элементом  сотрудничества франчайзера и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи - это не его наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и экономической самостоятельностью. В то же время франчайзи должен запомнить, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, так как любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи). Франчайзинг в социально-культурном сервисе процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франшизера франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франшизер растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.

Рост франчайзинговых сетей набирает все большие обороты. Если верить заключениям экспертов, то в начале ХХI века более 50% малого бизнеса будут франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом столетии франчайзинг станет самой широко распространенной и практикуемой формой бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бондаренко Г.А. Менеджмент  гостиниц и ресторанов. - Минск.: - Новое издательство, 2007 г.

2. Масленников В.В. "Предпринимательские сети в бизнесе." раздел 5. Франчайзинг как форма бизнес-партнерства. -М.: Сибли Интернэшнл, Инк, 1995.

3. Довгань В.В. "Франчайзинг: путь к расширению бизнеса." -Тольятти. Дока-пресс. 1994.

4. Стенворд Д., Смит Б. "Руководство Барклейз банка: франчайзинг в малом бизнесе. -М. Юнити. 1996.

5. http://bishelp.ru/gde_dengi/fran/otrasl/gostiniza.php

6. www.5ballov.ru

7. www.allbest.ru


Информация о работе Франчайзинг в гостиничном и рестранном бизнесе