Функции и методы менеджмента. Организация как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Промышленная революция началась с осознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации.

Содержание

1. Введение...............................................................................................................3

2. Понятия организации как функции менеджмента.........................................4

3. Этапы осуществления функции организации……………….............…….….7

4. Делегирование полномочий ……....................................................….........….9

5. Организационная структура российской компании.......................................12

6. Заключение.........................................................................................................14

7. Список литературы............................................................................................15

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


- 2 -

 

ГОУ ВПО Российский  экономический университет им. Г. В. Плеханова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме «Функции и методы менеджмента.

Организация как функция менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

Преподаватель: Михайлов К. В.                

Студент: Рындина Ю.В.

Факультет: Экономики торговли

и товароведения

                        

Группа: 633-ДЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

Содержание

 

1. Введение...............................................................................................................3

2. Понятия  организации как функции менеджмента.........................................4

3. Этапы осуществления функции организации……………….............…….….7

4. Делегирование полномочий ……....................................................….........….9

5. Организационная структура российской компании.......................................12

6. Заключение.........................................................................................................14

7. Список литературы............................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Промышленная революция началась с осознания того, что организация работы определенным образом позволяет группе работников добиться гораздо большего, чем они могли бы сделать без должной организации. Организация работы была в центре внимания движения за научное управление.[1]

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Концепция внесения систематического начала в организацию работы и деятельности людей может быть расширена (как будет рассмотрено далее) до создания структуры организации в целом.

 

 

 

 

 

 

                    

                      Понятие организации как функции менеджмента

 

Одной из важнейших функций менеджмента является организация.

Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей.
Основными задачами организации являются:[2]

      формирование структуры организации, исходя из размера предприятия, его целей, технологии, персонала;

      установление конкретных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними;

      обеспечение деятельности организации ресурсами(человеческими, финансовыми, материальными, информационными).

Организация работ - функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Организация управления основывается на ряде основных принципов[3]:

      Принцип разделения труда. Основной смысл - все виды деятельности предприятия должны быть так определены, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач.

      Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации.

      Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

      Еще одной важной характеристикой организации управления является уровень централизации (децентрализации) полномочий (власти). Централизация - концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация - передача прав низшим уровням управления.

Впервые сформулировать принципы организации труда попытался основатель школы научного менеджмента Ф.Тейлор. В своей научной работе «Принципы научного менеджмента» (1911 г.) он перечислил четыре принципа организации труда рабочих, правильное использование которых является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности:

- создание научного фундамента, заменяющего старые методы работы;

- отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;

- сотрудничество администрации с рабочими;

- равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Но наиболее важную роль в развитии теории и практики организации управления сыграли четырнадцать принципов организации труда, предложенные основателем классической административной школы управления А. Файолем в научной работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.): разделение труда, власть и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива,  корпоративный дух.

        Также заметное влияние на организационную мысль оказали работы по организации труда А. К. Гастева (1882—1941), в основе которых лежала идея упорядочения труда каждого члена коллектива — от руководителя до рядового исполнителя. Гастев выявил ряд функций, общих для любого работника: расчет, уста­новка, обработка, контроль, учет и анализ.[4]

Оригинальны работы П. М. Керженцева (1881—1940), который свое внимание сосредоточил на управлении людьми, коллективом. Главной задачей научной организации труда он считал получение максимального эффекта при минимальных затратах человеческой энергии и материальных средств ("принцип экономии").

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Этапы осуществления функции организации

Для лучшего понимания сущности функции организации ее следует разбить на несколько этапов.

1. Формирование или корректировка организационной структуры;

2.Установление взаимосвязей между подразделениями в организационной структуре;

3. Обеспечение взаимодействия между подразделениями и персоналом внутри подразделений и организации путем контроля и регулирования их деятельности.

На первом этапе в организации следует выделить подразделения и определить их состав. Деление происходит в соответствии с общими целями и стратегией организации. Каждое подразделение должно иметь четко определенные задачи и функции. Таким образом, под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей между ними.

На сегодняшний день выделяют следующие виды организационных структур:[5]

1. Линейная организационная структура.

Является наиболее приемлемой для простых форм производства. Отличительными чертами этой структуры является прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.

2. Функциональная организационная структура.

Используется в тех случаях, когда особенно важен профессиональный анализ проблем и проработка управленческих решений.

3. Линейно-функциональная организационная структура.

Позволяет сочетать сильные стороны линейной и функциональной структур с одновременным взаимным уменьшением влияния их недостатков.

4. Штабная организационная структура.

Ее особенностью является выделение всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством - звеном функционально-линейного типа.

5. Сложная линейно-функциональная система менеджмента.

В этой системе вводятся звенья линейно-функционального типа (заместители руководителя по комплексу функций), и по этим блокам проводится дифференциация функциональных звеньев.

6. Матричная организационная структура.

Обладает большой адаптивностью к изменениям окружающей среды. Такая структура характерна для крупных фирм и транснациональных корпораций.

После формирования организационной структуры необходимо установить взаимосвязи между её элементами - то есть перейти ко второму этапу выполнения функции организации.

Установить взаимосвязи в организации - значит определить права, обязанности и ответственность как подразделений, так и каждого исполнителя, позволяющие им осуществлять взаимосвязанную деятельность, направленную на достижение целей организации. То есть каждый работник должен знать, что ему разрешено делать. На этом этапе вырабатываются нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб.

Третий этап - этап распорядительства и контроля - является частным по отношению к функции контроля и регулирования и включает в себя предупреждение отклонений и восстановление установленных параметров процессов, происходящих в рамках заданной организационной структуры. Распорядительное воздействие осуществляется посредством приказов, распоряжений и устных указаний.[6]

 

 

                                             Делегирование полномочий

          Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, ответственность, полномочия.

Сегодня руководитель уже не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и время ограничены. В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их между подчиненными, что дает возможность освободиться от второстепенных дел и приблизить принятие решений к месту их реализации. При этом руководитель сохраняет за собой выработку стратегии, контроль и общее управление.

Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Цели делегирования:

      разгрузить вышестоящих руководителей и создать наилучшие условия для решения стратегических задач;

      повысить дееспособность нижестоящих звеньев;

      активизировать "человеческий фактор", увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

 Полномочия – это совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации.[7]

 Предпосылки делегирования полномочий:

      взаимное доверие между руководителем и подчиненными;

      обладание последними требуемой квалификацией, знаниями, опытом, желанием принять участие в управлении;

      возможность своевременно вознаградить.

 Руководители, и подчиненные часто сопротивляются делегированию полномочий.

 Нежелание руководителей делегировать полномочия может быть обусловлено: некомпетентностью, боязнью потерять власть, престиж; копированием стиля высшего руководства; непониманием важности делегирования; неспособностью рисковать, недоверием подчиненным, боязнью ответственности за их возможные ошибки; боязнью конфликтов с исполнителями по поводу возложения на них  дополнительных обязанностей.

        Подчинённые уклоняются от принятия полномочий вследствие: нежелания самостоятельно работать, нехватки знаний, отсутствия веры в себя, страха ответственности за ошибки, перегрузки другими обязанностями.

Виды управленческих полномочий [8]

      распорядительные (общие, линейные, функциональные);

      рекомендательные;

      представительские (координационные, контрольно-отчетные);

      согласительные (предостерегающие, блокирующие).

Информация о работе Функции и методы менеджмента. Организация как функция менеджмента