Функции менеджмента и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировка проблем экономического развития. Схема анализа системных функций менеджмента.

Работа содержит 1 файл

менемеджемент.docx

— 421.80 Кб (Скачать)

Функции менеджмента  и их особенности.

 

 

 

 

Социально-экономические  функции и цели менеджмента

 

Оценка места и роли менеджмента в общественном производстве и формулировке проблем экономического развития является задачей не только экономики, но и ряда других общественных наук (социологии, политологии и  т. д.). Теория институциональной экономики, возникшая на стыке экономики, социологии, права и истории, ориентирована  на изучение формальных и неформальных норм, структурирующих взаимодействия между индивидами в разных сферах повседневной активности. Осознание  взаимозависимости разных сторон общественного  и индивидуального производства привело к современному пониманию  системной природы экономики, в  том числе её структурно-функциональной дифференциации, и выработке концепций  его институционализации как  определяющего фактора социального  взаимодействия в процессе экономического развития.

 

Структурно-функциональный подход представляет собой конкретизацию  идей теории систем и системного анализа  применительно к различным сферам экономики (включая менеджмент), которые  рассматриваются как составные  и взаимодействующие части социальной системы высшего порядка —  общества. С позиций управленческой парадигмы[4] системные функции взаимообусловлены  и не существуют отдельно друг от друга: не может быть экономики без политики, культуры, технологии и т. д. Понятие  системных функций организации  основывается на очевидном факте  её включённости в жизнедеятельность  всего общества как объемлющего  социального целого. Вместе с тем  в современной науке устанавливается  соответствие между инвариантным аспектом исследуемого объекта и понятием структуры, которое используется для  обозначения совокупности устойчивых связей между основными частями  объекта, обеспечивающей его целостность  и тождественность самому себе. Понятие  структуры обычно соотносится с  понятием системы, причём структура  выражает лишь то, что остаётся устойчивым при различных преобразованиях  системы. Основные свойства системы  при этом относятся к классу свойств  целостности или эмерджентности, они присущи системе в целом, возникают при образовании из частей, исчезают вместе с ней и не могут быть объяснены исходя из свойств отдельных частей, без обращения к связям между ними. При взаимодействии двух или более систем возникают синергетические эффекты, обусловленные стремлением каждой из них к положению равновесия, параметры и свойства которого обусловлены исходными состояниями каждой системы. Но именно эти свойства играют определяющую роль с точки зрения управляющих воздействий на социально-экономическую систему, в том числе воздействий, предполагающих структурную или функциональную перестройку всей системы или элементов её структуры в соответствии с целями и интересами общества. Отсюда следует, что важной задачей науки является познание структур социально-экономических систем как носителей эмерджентных свойств определяющих основные характеристики их поведения. Успех перестройки системы в направлении получения заданных свойств, является конечным критерием, определяющим степень познания реальной структуры.

 

Исходя из того, что функции  подсистем социально-экономической  системы реализуются через соответствующие  институциональные формы и процессы, конкретизацию структурно-функционального  подхода к анализу системных  функций менеджмента как институциональной  структуры можно представить  следующими концепциями[5]:

а) менеджмент рассматривается  как одна из подсистем общественного  производства и социально-экономической  системы в целом;

б) реализация его системных  функций, определяемых структурно-функциональной дифференциацией общественного  производства и наличием общесистемных  императивов, составляет специализированный вклад менеджмента в жизнедеятельность  общества;

в) менеджмент на уровнях  развития общественного производства и его текущего функционирования может рассматриваться как институциональный  процесс, осуществляемый посредством  управленческих решений, результатом  которых становятся издержки и доходы производства, с одной стороны, и  создание материальных благ и услуг  — с другой.

 

В общесистемном понимании  институциональный аспект проблемы реализации системных функций менеджмента  охватывает не только подсистемы общественного  производства, но и оказывающие на них непосредственное влияние структуры  других институтов социально-экономической  системы.

 

 Таким образом, вышеперечисленные  положения и схема анализа  системных функций менеджмента  позволяют структурно и функционально  отразить место и роль менеджмента  в обществе и их институциональную  взаимосвязь. Менеджмент как подсистема  общественного производства имеет  родовое значение и видовые  характеристики. Родовое значение  сформировано субъектно-объектными  свойствами: функции менеджмента  определяются институциональными  факторами социально-экономической  системы и вместе с тем его  действия направлены на изменение  состояния производства, а результаты  в экономическом отношении атрибутивно  удерживают две стороны новационных результатов: издержки и доходы предприятия и, одновременно, товары и услуги. Видовые характеристики менеджмента определяются специфическими условиями конкретного производства.

 

Системный подход к проблемам  менеджмента неизбежно приводит к необходимости поиска значимого  набора функциональных императивов, от уровня осуществления которых зависят  выживание коммерческих предприятий, эффективность их и всего общественного  производства. Столь же необходимо и выявление структур, формирующих  эти императивы и управленческую парадигму данной социально-экономической  системы в целом. Ведь развитие данной социально-экономической системы  обусловлен доминированием какого-либо функционального императива. Так, на протяжении всего советского периода преобладающая роль в экономике принадлежала планово-производственной функции и элементам, непосредственно связанным с её исполнением. Сейчас в России явно просматривается экспансия банковской сферы, которая пытается подчинить себе остальную экономику. Из этого следует, что явно или неявно в каждой социально-экономической системе устанавливаются уникальные системные функции менеджмента, играющие не последнюю роль в достижении целей общественного производства.

 

Наличие собственных целей  — основное отличие организации  от других искусственных систем, созданных  человеком. Цели — средства, задачи и идеалы системы могут быть установлены  столь же объективно, как и число  содержащихся в них элементов. Это  позволяет исследовать систему  телеологически, с точки зрения выхода, а не детерминистски, с точки зрения входа, что является принципиальным моментом с позиций оценки эффективности менеджмента. Системное рассмотрение организации (см. Системный подход в управлении) определяет её как целенаправленную систему, которая является частью одной или более других целенаправленных систем и части которой — люди — имеют собственные цели. Поэтому исследование организации должно предусматривать анализ трёх уровней целей: самой системы, её частей и системы более высокого порядка, частью которой является данная организация. Необходимость учёта такого большого количества целей одновременно формирует и императив цели, и проблему целеполагания в деятельности организации, и соответственно менеджмента.

 

Управлять предприятием —  значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента. Рассматривая с системно-кибернетических позиций  взаимодействие предприятия и окружающей среды, Ст. Бир (с. 194) определяет императив выживания: «Медленное изменение ситуации внутри обеих подсистем должно неизбежно привести к тому, что критерий сохранения существования будет принят как неотъемлемая часть деятельности предприятия, а также модели окружающей среды, которую оно для себя создаёт (ибо внешние влияния, воздействующие на предприятие, также подвергаются изменениям)».

 

Влияние социально-экономической  среды на системные функции менеджмента  можно представить следующим  образом. Менеджеры принимают решения  на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. По Р. Акоффу (с. 98) общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:

задачи — результаты, которые  предполагается получить в пределах планового периода;

цели — результаты, которых  не предполагается достичь и за пределами  планового периода, но к которым  фирма рассчитывает приблизиться в  рамках планового периода;

миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

 

Чётких границ между этими  тремя уровнями чаще всего провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений  среди менеджеров среднего и высшего  звена. Примером миссии фирмы может  быть оперативная реакция на нужды  и пожелания потребителей, стремление к тому, чтобы потребители ценили фирму. Миссией советского государства  было достижение всеобщего равенства  и строительство коммунизма, миссией  постсоветского государства — свобода  и строительство демократического общества. Следующий уровень целей  представлял стратегии строительства  соответствующей социально-экономической  структуры для достижения принятой миссии. Степень влияния миссии и  стратегии государства как факторов внешней среды на характер принятия управленческих решений предприятия  можно принимать равными и для социалистических — плановых, и для капиталистических — рыночных структур. В то же время можно считать, что степень детализации целей третьего уровня — задач, выдвигаемых государством перед конкретным предприятием, и формирует принципиальные различия в условиях принятия управленческих решений для социалистического и капиталистического предприятия. Цели фирмы обычно определяются категориями доходов, прибыльности, рентабельности, доли рынка и т. п. Объединяющим началом этих категорий является тенденция роста их количественных оценок — рост фирмы. Предприятие при этом рассматривается как организм, а не как организация (см. Предприятие как организм и Предприятие как организация). Поэтому рост фирмы чаще всего — цель, важнее которой только выживание фирмы. И даже когда в формулировке цели употребляется понятие «развитие», принятые показатели подразумевают количественный рост фирмы. В то же время рост и развитие — не одно и то же. Рост может происходить без развития (кладбище, свалка). Страна или предприятие может развиваться и не расти. Под развитием в данном случае понимается процесс, в котором увеличиваются возможности индивида удовлетворять свои желания и желания окружающих. В странах с высоким жизненным уровнем начинают критически рассматривать экономический рост как главный двигатель социального прогресса. Общество нуждается уже не в количественных, а в качественных характеристиках уровня жизни. Реальную угрозу достижения целей, связанных с ростом предприятия, составляют ограничения ресурсов и проблемы загрязнения окружающей среды. В этих условиях цели начинают переориентироваться с роста на достижение развития предприятия. Для нынешней ситуации в экономике РФ, как показывают исследования, чрезвычайную актуальность приобретает следующий тезис П. Ф. Друкера (Drucker P.F.): «В угасающей индустрии менеджмент должен осуществляться прежде всего на основании постоянного, систематического и целенаправленного снижения издержек производства при непрерывном улучшении качества товаров и обслуживания. Другими словами, менеджмент нужно ориентировать на укрепление положения компании в отрасли, а не на рост объёмов производства»[6]. Здесь особо следует обратить внимание на то, что именно снижение издержек и рост качества товаров является основой укрепления компании, в то время как большинство стратегических направлений в отечественной экономике связано с ростом объёмов производства.

 

При этом, чем больше уровень зависимости выживания предприятия от экономической эффективности результатов производства, тем выше уровень вероятности совпадения объективно обусловленных оценок эффективности и реализации системных функций менеджмента. В этой связи концептуальное различие понятий «рыночные методы управления» и «традиционные методы ведения хозяйственной деятельности» в отношении российских собственников и менеджеров с позиций двойственности содержания понятия «эффективный менеджмент», заключается во вторичности экономической эффективности в иерархии критериев принятия решений. Следовательно, генезис управления коммерческим предприятием в условиях рынка с системно-кибернетических позиций показывает, что:

управление является процессом, направленным на достижение определённой цели. Уровень достижения цели определяет эффективность менеджмента в  целом и его инструментария —  в частности;

в условиях рынка экономическая  эффективность является императивом  всей производственной деятельности коммерческого  предприятия. Ориентация цели на максимизацию прибыли обеспечивает условие экономической  эффективности производства и повышает устойчивость предприятия в рыночной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные функции  менеджмента. 

 

 

   Основные функции  менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования  в разных сферах деятельности. Главная  их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.   

Функции интересны  тем, что в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.   

Планирование  как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.    

Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая  экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.   

Прогноз - научное  предвидение возможного состояния  фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе  разрабатываются по сложным социально-экономическим  проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего  прогноз используется в стратегическом управлении.

Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения  значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих  органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых  комплексных программ в бизнесе  и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в  разных сферах экономики и научных  исследованиях.   

Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют  категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов. Организация как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.   

Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением  структурной деятельности.    

Осознание общей  цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы  выступают воздействующими стимулами.   

Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные  цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка  или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно  отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс  их согласования, определения взаимного  соответствия.   

Информация о работе Функции менеджмента и их особенности