Функции, сущность, методы организации менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов, сущности и методов организации менеджмента.

В задачи входит раскрытие и анализ:

Основных функций менеджмента

Основных принципов

При выполнении работы были использованы такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно-исторический метод и еще ряд некоторых других методов.

Содержание

Введение
Функции организации менеджмента
Сущность организации менеджмента
Принципы организации менеджмента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контроьная лето менеджмент.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

 

ПЛАН:

  1. Введение
  2. Функции организации менеджмента
  3. Сущность организации менеджмента
  4. Принципы организации менеджмента
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

       1. Введение

       Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

     Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

      Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами1.

        Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов, сущности и методов организации менеджмента.

      В задачи входит раскрытие и анализ:

Основных функций  менеджмента

Основных принципов

При выполнении работы были использованы такие методы как метод научного анализа, сравнительный  метод, конкретно-исторический метод  и еще ряд некоторых других методов.

      2. Функции организации менеджмента

Любое предприятие  для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

В дальнейшем состав этих функций был дополнен.

Выделение функций  менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда  в сфере управления. Применяются  различные классификации функций  управления.

Дадим определение основным функциям менеджмента.

Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей  их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.

Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры  управления, распределению полномочий и ответственности.

Мотивация - это  вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.

Контроль - это  вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.

Деятельность  по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента  отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Этот цикл управления является универсальным по. отношению  к объекту управления, которым  является не только организация в  целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.

Например, функция  организации деятельности, например, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение  заданий, функций, полномочий и ответственности  среди подразделений (положение  о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и  принятия решений. В последнее время в состав связующих процессов все чаще ученые относят и процесс целепологания, т. к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.

Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией  между двумя и более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.

Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.

В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:

при планировании: постановка целей, определение необходимых  ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;

при осуществлении  функции организовывания: структура  производства, структура управления, организация производственного  процесса, вспомогательных служб  и обслуживающего производства, организация  труда рабочих и специалистов.

Процесс мотивации включает установление и оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих воздействий (мер).

Функция координации  предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т. п.

Функция контроля связана с принятием решений  о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.

Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами  внешней и внутренней среды.

Цель - это предвосхищение результата деятельности.

Динамизм функций  выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.

Динамизм функций  можно проиллюстрировать с помощью эволюции принципов менеджмента. Например, перенос доминанты при реализации функции мотивации с "кнута" (теория X) на "пряник", "вкус" которого меняется, в соответствии с теорией Маслоу, от материального вознаграждения до развития творческого потенциала личности.

В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство  менеджера, которое может быть реализовано  только благодаря применению научных  методов управления.

      3. Сущность организации менеджмента

При переходе российской экономики на рыночные механизмы  хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).

Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем".

Менеджмент - это  управление социально-экономическими и социально-техническими системами  для получения конкретного результата.

Менеджмент - это  особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

рыночные механизмы  развития экономики, предполагающие наличие  конкуренции, свободы предпринимательства  и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:

    • ориентации на человеческий фактор,
    • высокого профессионализма,
    • творчества менеджера.
 

      4. Принципы организации менеджмента

Принципы управления Анри Файоля:

1. Разделение  труда. Специализация является  естественным порядком вещей.  Целью разделения труда является  выполнение работы, большей по  объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия  и ответственность. Полномочия  есть право отдавать приказ, а  ответственность есть ее составляющая  противоположность. Где даются  полномочия — там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина  предполагает послушание и уважение  к достигнутым соглашениям между  фирмой и ее работниками. Установление  этих соглашений, связывающих фирму  и работников, из которых возникают  дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы  только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, иметь одного руководителя.

6. Подчиненность  личных интересов общим.   
Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение  персонала.  Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация.  Как и разделение труда, централизация  является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная  цепь.  Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Выло бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок.  Место — для всего и все на своем месте.

11. Справедливость.  Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность  рабочего места для персонала.  Высокая текучесть

кадров снижает  эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Информация о работе Функции, сущность, методы организации менеджмента