Функционирование ОАО "Газпром" на внутреннем и внешнем рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:07, творческая работа

Описание работы

В настоящее время разработано и используется множество методик оценки финансового состояния предприятия, таких как методика Сергея Пронина, Александра Шкута, Константина Симонова. Отличие между ними заключается в подходах, способах, критериях и условиях проведения анализа. Исходя из специфики ОАО «Газпром», наиболее актуальной является методика Александра Шкута, так как в его книге речь идет о газовой стратегии России на примере ОАО «Газпром».

Содержание

Введение

1. История развития компании «Газпром»

2. «Газпром» на российском рынке

3. «Газпром» на внешних рынках

4. Конкуренты и конкурентные преимущества

5. Прогнозирование развития деятельности компании «Газпром»

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Творческое задание.docx

— 40.55 Кб (Скачать)

 

     3. «Газпром» на внешних рынках.

     «Газпром» является одним из основных поставщиков природного газа европейским потребителям и обеспечивает примерно треть суммарного импорта газа в Западную Европу.

     Таблица 2

     Продажа газа в страны Европы в 2009 г., млрд куб. м

Страна Объем продаж Страна Объем продаж
Германия 33,5 Бельгия 3,3
Турция 20,0 Румыния 2,5
Италия 19,1 Другие страны 2,5
Франция 10,0 Болгария 2,2
Великобритания 9,7 Греция 2,1
Польша 9,0 Сербия 1,7
Венгрия 7,6 Хорватия 1,1
Чехия 7,1 Словения 0,5
Австрия 5,4 Швейцария 0,3
Словакия 5,4 Босния и  Герцеговина 0,2
Нидерланды 5,1 Македония 0,1
Финляндия 4,4    
 

     Газпром экспортирует газ в страны Центральной  и Западной Европы преимущественно  в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений.

     Долгосрочные  контракты с основными покупателями содержат условие "бери или плати". То есть в контрактах заложен минимальный  объем газа, который потребитель  обязан оплатить даже в том случае, если фактически возьмет меньший объем. Долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру – гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени.

     Основной  внешний рынок сбыта российского  газа - Западная Европа. Газпром обеспечивает примерно треть суммарного импорта  в Западную Европу. Ведущими покупателями российского газа являются Германия, Италия, Турция и Франция.

     В будущем компания планирует расширять  деятельность на газовых рынках стран  Азиатско-Тихоокеанского региона, в  Скандинавии, США, Великобритании и  Бельгии.

     Основные  маршруты газопроводов от газовых месторождений  Западной Сибири к экспортным рынкам Западной Европы проходят через Украину (около 90% от всего экспортируемого  объема газа).

     Для повышения надежности и диверсификации поставок российского "голубого топлива" на экспорт Газпром осуществляет крупные газотранспортные проекты.

     В настоящее время продолжается строительство  газопровода "Ямал-Европа", который  соединит месторождения полуострова  Ямал с Западной Европой. Уже сегодня  по этому маршруту экспортируется около 17% российского газа (через Беларусь и Польшу в Германию).[2]

     Крупнейшими иностранными партнерами Газпрома являются: немецкие компании "Э.ОН", "Винтерсхалл", "Фербунднетц Газ", "Сименс"; французские "Газ де Франс" и "Тоталь"; итальянская "Эни"; турецкая "Боташ"; финская "Фортум"; нидерландская "Газюни"; норвежские "Гидро", "Статойл", китайские "КННК". "ПетроЧайна"; польская "ПГНиГ"; американские "ЭкксонМобил", "ШевронТексако", "КонокоФиллипс" и транснациональная "Шелл".

     Газпром и немецкая компания "Винтерсхалл" еще в 1993 г. создали совместное предприятие "ВИНГАЗ". Оно является собственником трубопроводов на территории Германии протяженностью около двух тысяч километров и крупнейшего в Европе подземного хранилища газа (ПХГ) в Редене объемом свыше 4 млрд. куб. м. Сегодня Газпрому принадлежит 35% в уставном капитале этого совместного предприятия. Согласовано увеличение доли Газпрома до 50%-1 акция. Таким образом, участвуя в "ВИНГАЗ", Газпром является совладельцем газотранспортных сетей Германии.

     На  рынках стран СНГ ОАО "Газпром" при поддержке государства проводит активную политику создания совместных предприятий. Созданы и активно  работают предприятия ЗАО "Газтранзит" (Украина), ЗАО "АрмРосгазпром", АО "Молдовагаз", ЗАО "КазРосГаз". Реализуется российско-украинский проект "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины".

     Серьёзной проблемой в развитии сотрудничества ОАО "Газпром" со странами СНГ  является имеющаяся задолженность  за поставленный ОАО "Газпром" природный  газ.

     "Газпром"  экспортирует газ в государства  Балтии на основе долгосрочных  контрактов. Объем экспортных поставок  российского газа составляет  около 5 млрд. кубометров в год.

     Государства Балтии оплачивают поставки российского  газа на 100% деньгами. И являются надежными  партнерами "Газпрома".

     В России цены на газ, добываемый и реализуемый  ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, ежегодно устанавливаются государством в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ).

 

     4. Конкуренты и конкурентные преимущества.

     Конкуренты

     Anadarko Petroleum Corporation — американская нефтегазовая компания. Штаб-квартира — в Вудлендсе, штат Техас.

     Royal Dutch Shell (Shell) — британо-нидерландская нефтегазовая компания. Штаб-квартира — в Гааге (Нидерланды).

     Wintershall AG — немецкая газовая и нефтяная компания. Штаб-квартира — в городе Кассель, земля Гессен.

     Repsol YPF — крупнейшая нефтегазовая компания в Латинской Америке, входит в десятку крупнейших нефтегазовых корпораций мира.

     Statoil ASA — норвежская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира — в городе Ставангер.

     Доля  рынка

     На 2009 год Газпром был единственным поставщиком газа в Боснию и Герцеговину, Эстонию, Литву, Латвию, Финляндию, Македонию, Молдавию и Словакию, поставляет 97% газа Болгарии, 89% Венгрии, 67% газа Турции , 65% газа Австрии, 45% газа Германии, 27% газа Италии и 25% газа Франции. Всего Газпром поставляет 25% газа Европейского союза.

     Конкурентные  преимущества:

  1. Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа.
  2. Разработка новых технологий:

      А) сниженный и сжатый газ.

     ОАО "Газпром" рассматривает возможности  выхода на мировые рынки с новым  продуктом – сжиженным природным  газом (СПГ).

     Рынок сжиженного природного газа характеризуется  благоприятными внешними условиями  и повышением прибыльности сектора. СПГ становится неотъемлемой частью мировой торговли газом. Его основное преимущество заключается в использовании  для доставки потребителям не традиционного  трубопроводного, а других видов  транспорта, прежде всего морского. В России, одной из ведущих газодобывающих стран, промышленное производство сжиженного природного газа практически отсутствует. В то же время, его крупномасштабное производство может обеспечить поставки газа на экспорт, минуя третьи страны, дать возможность выйти на новые рынки сбыта, например, рынок Атлантического бассейна, как самый емкий, ликвидный и испытывающий наибольшее превышение спроса над предложением. Это будет способствовать росту конкурентоспособности и диверсификации сбыта российского газа.

     В) Синтетическое жидкое топливо.

     Синтетическое жидкое топливо – это моторное топливо, произведенное из газа, а  не из нефти. Переработка природного газа в синтетические жидкие топлива (СЖТ) или, по принятой в мировой практике терминологии, технология переработки газа в жидкие продукты (GTL) давно привлекает внимание крупнейших нефтегазовых и нефтехимических компаний мира ("Шелл", "ЭкссонМобил", "БиПи", "ШевронТексако", "КонокоФиллипс", "Сасол" и др).

     Если  раньше профильной отраслью Газпрома являлся газ, то теперь Газпром активно  начинает развивать нефтяную и энергетическую отрасли. Приобретение Сибнефти. Газпрому принадлежат 10% акции РАО "ЕЭС  России" и 25% акций ОАО "Мосэнерго".

     Переработка природного газа в синтетические  жидкие топлива (СЖТ) или, по принятой в  мировой практике терминологии, технология переработки газа в жидкие продукты (GTL) давно привлекает внимание крупнейших нефтегазовых и нефтехимических  компаний мира ("Шелл", "ЭкссонМобил", "БиПи", "ШевронТексако", "КонокоФиллипс", "Сасол" и др).

     Еще несколько лет назад высказывалось  мнение об отсутствии ясности с получением СЖТ по технологии GTL. Считалось, что  их потенциальное производство следует  рассматривать лишь в контексте  возможностей получения ультрачистого  дизельного топлива для эксплуатации автомобилей в крупных городских  агломерациях. Результаты испытаний  показали, что использование продуктов GTL вместо традиционного дизельного топлива при эксплуатации автобусного парка дает возможность сократить выбросы экологически опасных и парниковых газов.

     На  сегодняшний день выявлен ряд  новых подходов в применении технологии GTL. Особенно это актуально для  стран со значительными запасами газа, месторождения которого находятся  на больших расстояниях от районов  потребления при полном отсутствии транспортной инфраструктуры. Внедрение  технологии GTL в промышленных масштабах  позволяет газодобывающим странам  или нефтегазовым компаниям превратить в востребованный продукт те обширные запасы газа, которые раньше считалось  экономически нецелесообразным добывать и транспортировать потребителю.

 

     5. Прогнозирование развития деятельности  компании «Газпром». 

     В рамках задач, поставленных Энергетической стратегией России перед газовой  промышленностью, ОАО "Газпром" видит  свою миссию в максимально эффективном  и сбалансированном газоснабжении  потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов и межправительственных соглашений по экспорту газа.

     Стратегической  целью ОАО "Газпром" является создание энергетической компании – мирового лидера, обеспечение надежных поставок природного газа, а также других видов топлива и сырья на мировой  и внутренний энергетические рынки, долгосрочный рост стоимости компании.

     Стратегия компании строится на следующих принципах:

     -повышение эффективности основной деятельности;

Информация о работе Функционирование ОАО "Газпром" на внутреннем и внешнем рынках