Факторы внешней и внутренней среды

Автор: Екатерина Дунюшкина, 11 Декабря 2010 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров. В результате возникает замкнутая система связи, функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой.

Коммерческие позиции складываются под влиянием внешней и внутренней среды. Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты.

Содержание

1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие коммерческой деятельности 3
1.1 Факторы внешней среды предприятия 3
1.2. Факторы внутренней среды предприятия 6
2. Основные факторы влияющие на конкурентоспособность товара и торгового предприятия 12
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 12
2.2 Факторы влияющие на конкурентоспособность торгового предприятия 18
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

   1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие коммерческой деятельности

   Торговое  предприятие, имея дело с потребительским рынком, поставляет на него товары и обеспечивает покупателей необходимой информацией: характеристики товаров, их надежность, гарантийные сроки, цены, условия продажи.

   С рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров. В результате возникает замкнутая система связи, функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой.

   Коммерческие  позиции складываются под влиянием внешней и внутренней среды. Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты.

   Внутреннюю  среду торгового предприятия  представляют: производственные, технические, экономические, финансовые и кадровые ресурсы, функциональные службы, товарно-материальные ценности, торгово-технологические процессы, складское хозяйство, информационно-компьютерное обеспечение.

   1.1 Факторы внешней среды предприятия

   Для принятия эффективных управленческих решений, руководство торгового  предприятия должно понимать и анализировать  внешнее окружение.

   В составе внешней среды различают  макросреду (экономическая среда, политическая среда, научно-техническая среда, культурная среда) и микросреду (конкуренты, клиенты, маркетинговые посредники, поставщики).

   При этом внешняя среда характеризуется  отдельными компонентами, изменение  которых определенным образом сказывается  на внешнем окружении торгового предприятия. Рассмотрим соответствующие компоненты:

   Демографическая компонента. Демографические изменения имеют значительный эффект на то, какие продукты компания будет производить, какой сервис предоставлять, какие рынки и каких покупателей обслуживать. Изменение возраста населения и колебания рождаемости означает существенное изменение структуры общества по возрасту. Падение или рост рождаемости это угроза для одних сфер деятельности и благо для других. Изменения в этническом соотношении предполагает появление новых групп потребителей. Большую роль играют миграционные волны – повышение населения в отдельном регионе при уменьшении соответствующего показателя в другом.

   Политическая  и законодательная  компонента. Политическая составляющая макроокружения должна изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь собственную политику. Изменения в политической ситуации или законодательстве могут оказывать значительное влияние на будущее функционирование предприятия. Законы, принимающиеся на государственном уровне относительно деятельности конкретной отрасли, затрагивают операционную деятельность таких отраслей в конкретной стране или регионе. Подобные изменения могут сказаться как положительно на деятельности предприятия, так и сделать среду более враждебной.

   Технологическая компонента. Технологический прогресс, предполагающий разработку новой и совершенствование имеющейся продукции, создание новой техники и новых производственных процессов, в системе внешних факторов, определяющих развитие коммерческой деятельности, играет активную роль. Для предприятий важно учитывать указанный фактор, так как при запоздавшем проведении модернизации в соответствии с требованиями новых тенденции оно может потерять собственную долю рынка.

   Экономическая компонента. Состояние экономики в решающей степени влияет на стратегию и деятельность торгового предприятия, так как влияет на стоимость вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Средний уровень дохода населения является фактором, составляющим экономическую компоненту. Если уровень дохода населения страны, в которой осуществляет собственную деятельность предприятие, падает, фирме необходимо искать методы удержания роли рынка за счет имеющихся средств, начинать обслуживать новый сегмент или принять иное решение. При ведении коммерческой деятельности необходимо принимать во внимание существующий уровень инфляции и его прогнозируемые размеры, так как при инфляции покупательная способность денег падает, что вынуждает предприятие искать новые пути оперирования на рынке. При нарастании темпов инфляции обесценивается номинальный размер ожидаемой прибыли, ощутимо уменьшается стоимость отдельных финансовых инструментов, снижается инвестиционная активность, что негативно отражается на функционировании предприятия. На объемы и результаты коммерческой деятельности оказывают влияние экономические циклы, характеризующиеся периодическим ростом и снижением деловой активности в стране.

   Конкурентная  среда. В конкурентной среде предприятие вынуждено учитывать позиции конкурентов и выстраивать собственные стратегии в соответствии с их поведением. Если на отраслевом рынке действует много конкурентов, возникает проблема выделения так называемой стратегической группы, которую составляют предприятия, близкие по мощности и стратегическому поведению на рынке. В процессе проводимого анализа оценивается конкурентная позиция исследуемой фирмы в обозначенной стратегической группе.

   Клиенты. Человек живет под влиянием и активным воздействием таких факторов социума, как социальные установки, мода, идеология, политика, обычаи, законы и т. д. Они формируют его поведение и, соответственно, потребности. Концепция современного маркетинга как основы деятельности предприятия – это ориентация на нужды и потребности носителей платежеспособного спроса (потребителей), построенная на интегрированном маркетинге, нацеленном на обеспечение удовлетворенности потребителей в качестве основы для достижения целей предприятия. То есть для успешной деятельности фирма должна выпускать товары и услуги, в которых рынок испытывает потребность.

   1.2. Факторы внутренней среды предприятия

   Постоянное  и непосредственное воздействие на функционирование предприятие оказывают внутренние факторы, составляющие внутреннюю среду.

   Внутренняя  среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет потенциал и возможности, которыми располагает предприятие.

   Изучение  внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает предприятие. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

   Факторы процессов, происходящих на предприятии:

  • производительность оборудования в сравнении с конкурентами;
  • подходящая автоматизация производственных процессов;
  • эффективность производственного контроля над продукцией с целью повышения качества и снижения цены;
  • эффективность планировки завода и модели технологических процессов.

   Это вид деятельности, необходимый для  превращения затрат в конечный продукт. Действия, относящиеся к обработке, упаковке, сборке, техническому обслуживанию и тестированию, относятся к процессам организации.

   Улучшение в процессах организации позволяет  повысить качество продукта, эффективность и быстроту отклика на меняющиеся условия рынка. Отгрузка:

  • своевременность и эффективность перевозки конечных продуктов;
  • эффективность складского хранения конечного продукта.

   Когда конечный товар уже произведен, он должен быть представлен клиентам организации. Здесь включены такие функции, как складирование, погрузочно-разгрузочные операции, деятельность средств доставки и обработка заказов. Улучшение в этих видах деятельности имеет следствием высокую эффективность и высокий уровень сервиса.

   Факторы маркетинга и продажи:

  • эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребности;
  • новые методы в продвижении товаров и рекламы;
  • оценка каналов распределения;
  • движущая сила и компетентность продавцов;
  • разработка качественного имиджа и желаемой репутации;
  • степень приверженности потребителя к данной марке товара;
  • степень лидирующего положения на рынке в рамках сегмента и целого рынка.

   Маркетинговый срез внутренней среды включает деятельность предприятия, связанную с реализацией продукта, к которой относятся стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения.

   Факторы службы работы с покупателями:

  • методы получения потребительского взноса в улучшение продукта;
  • расторопность внимания на жалобы клиентов;
  • соответствие гарантий и гарантийной политики;
  • качество потребительского образования и воспитания;
  • способность предоставлять сменные детали и бюро ремонта.

   Менеджеры считают, что служба работы с клиентами – важная деятельность предприятия, включающая установку, ремонт, обучение клиентов, снабжение запасными частями, сборку и монтаж продукции, обходительность, учтивость и быстрый отклик на запросы и жалобы потребителей.

   Факторы управления трудовыми ресурсами:

  • эффективность процессов найма, подготовки и продвижения работников;
  • соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников;
  • отношения с профсоюзами;
  • активное участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях.
  • уровень мотивации и удовлетворения работой у сотрудников.

   Это кадровый срез внутренней среды. Он охватывает взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение кадров, оценку результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками. Для анализа соответствующего среза внутренней среды необходимо рассматривать стиль управления высшего руководства, соответствие квалификации персонала предприятия текущим и будущим задачам.

   Факторы развития технологий:

  • успешность исследовательских и проектных действий;
  • качество отношений между персоналом проектно-исследовательского отдела и работниками других отделов;
  • своевременность разработок в соответствии с нужным моментом;
  • качество лабораторий и другого оборудования;
  • квалификация и опыт работников лабораторий и ученых;
  • способность рабочей среды поощрять творчество и новые идеи.
  • Технологии влияют на деятельность от развития продукта и процессов до заказов и представления конечного продукта.

   Факторы снабжения:

  • развитие альтернативных источников вклада для минимизирования зависимости от отдельного поставщика;
  • снабжение сырьем (своевременно, по возможно низкой цене, на допустимом уровне качества);
  • процессы снабжения заводов, механизмов, зданий;
  • развитие критерия аренды, а не покупки;
  • крепкие, длительные отношения с надежными поставщиками.

   Факторы инфраструктуры рынка:

  • способность определить конъюнктуру рынка нового продукта и потенциальные угрозы среды;
  • качество системы стратегического планирования для достижения целей
  • деятельности фирмы;
  • координация и интеграция всей деятельности, относящейся к цепочке
  • ценностей между организационными частями;
  • способность получать относительно недорогие средства для капитальных затрат и оборотных средств;
  • уровень поддержки информационных систем при принятии стратегических решений;
  • своевременная и точная информация для управления основной и конкурентной средой;
  • отношения с разработчиками государственной политики и группой заинтересованных лиц;
  • имидж и корпоративный патриотизм.

Информация о работе Факторы внешней и внутренней среды