Факторы внешней и внутренней среды

Автор: Екатерина Дунюшкина, 11 Декабря 2010 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров. В результате возникает замкнутая система связи, функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой.

Коммерческие позиции складываются под влиянием внешней и внутренней среды. Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты.

Содержание

1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие коммерческой деятельности 3
1.1 Факторы внешней среды предприятия 3
1.2. Факторы внутренней среды предприятия 6
2. Основные факторы влияющие на конкурентоспособность товара и торгового предприятия 12
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 12
2.2 Факторы влияющие на конкурентоспособность торгового предприятия 18
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

   Ну, и  наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение.

   Насыщенность  рынка, спрос и  предложение. Если в стране удовлетворен спрос только на хлеб, то это нижняя ступень насыщенности. Когда же полностью удовлетворены запросы основных групп потребителей на разнообразные виды хлебобулочных изделий, можно говорить о нормальной насыщенности рынка. Иногда употребляемые термины «рынок продавца» и «рынок покупателя», к сожалению, несколько расплывчаты. В прямом значении первый из них относится к рынку, где спрос существенно превышает предложение, а второй—к обратному случаю. Но о деформациях спроса, связанных с отсутствием разнообразия товаров на данном рынке, можно судить только на основе более углубленных исследований рынка.

   Конкретная  потребность покупателя может быть более или менее настоятельной — это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности — важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности.

   2.2 Факторы влияющие  на конкурентоспособность  торгового предприятия

   Конкурентоспособность предприятия - это сложная экономическая  категория, которая отражает состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников.

   На  конкурентоспособность предприятия  оказывают влияние ряд факторов:

   -динамика  масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности предприятия. Подъем долгосрочного спроса привлекает новые предприятия на рынок, а падение спроса наоборот вызывает отток предприятий;

   -динамика  структуры спроса. Эти изменения  представляют собой причину изменения  требований потребителя к сервису,  создание новых каналов сбыта,  изменение в ассортименте нового  товара, обновление продукта отрасли  является ключевой движущей силой - влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения;

   -технологические  инновации. Частые технологические  новшества в методах производства, размер инвестиций позволяют  увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Это может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству предприятий, успешно действующих на рынке;

   -маркетинговые  инновации. Периодически фирмы  предлагают рынку свою продукцию,  пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм соперников;

   -динамика  лидерства. Означает вход в конкуренцию и вход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка;

   -диффузия  достижений. Если новая технология  становится известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, то снижаются барьеры для вхождения в отрасль;

   -динамика  эффективности. При появлении  в отрасли новых эффективных  масштабов производства, которые  уменьшат издержки на единицу  продукции, крупные предприятия  могут принудить другие предприятия к стратегиям «фиксированного роста»;

   -покупательские  предпочтения. Зачастую растущее  число покупателей решает, что  товары массового потребления  по низким ценам вполне удовлетворяют  их вкусам и предпочтениям  так же, как и товары с более высокими ценами, дающие возможность выбора;

   -государственное  регулирование рынка. Действия  государства через свои институты,  включая регулирование экономических  отношений, а также изменение  государственной политики, могут  повлиять на рынок и конкурентные условия;

   -рост  детерминации. Означает уменьшение  неопределенности и риска. Новые  отрасли характеризуются большой  неопределенностью сведений о  потенциальных возможностях рынка.

   Голубков  Е.П.  предлагает для проведения оценки конкурентоспособности организации использовать шестнадцать факторов ее результативной деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.

   В работе  всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность  предприятия, предлагается разделить на три группы:

   -цели, которые ставит перед собой  предприятие; 

   -ресурсы,  которыми располагает предприятие; 

   -факторы  внешней среды. 

   В свою очередь в работе  констатируется, что конкурентоспособность предприятия  определяется качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети.

   Предлагается  также учитывать в качестве критериев, определяющих конкурентоспособность  организации следующие:

   ·-критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя;

   -временной  критерий эффективности производства;

   -в  качестве полезного эффекта продукции  часто используются комплексные  показатели ее качества;

   -итоговым  критерием оценки конкурентоспособности  как продукции, так и организации  можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели.

   Насколько серьезной является угроза со стороны  возможного появления на рынке новых  конкурентов, зависит от двух групп  факторов:

   -барьеры  для входа; 

   -ожидаемая реакция предприятия на вновь входящих в отрасль.

   М. Портер  отмечает существование  следующих основных барьеров для  входа:

   -эффективный  масштаб производства;

   -эффект  жизненного цикла продукции (иногда  достижение низких затрат на  единицу зависит от опыта производства товара и др. выгод, полученных за время освоения товара;

   -предпочтения  и преданность потребителей к  определенным торговым маркам;

   -потребность  в капитале (чем больше величина  требуемых инвестиций для обеспечения  успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);

   -препятствия  в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более  дешевым источникам сырья, патенты  и <ноу-хау>, опыт производства, основной капитал, приобретенный  по более низким (в связи с  инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;

   -доступ  к каналам распределения; 

   -государственные  меры и политика (здесь имеются  в виду законодательные правила  и ограничения, применяемые на  данном рынке).

   Ожидаемая реакция предприятий на вновь  входящих в отрасль будет более агрессивной, если:

   -существующие  предприятия и раньше были  агрессивны, защищая свои рыночные  позиции; 

   -существующие  предприятия владеют важнейшими  финансовыми средствами;

   -существующие  предприятия имеют прочные связи  с каналами распределения;

   -существующие  предприятия хотят и могут  использовать политику уменьшения  цен для сохранения своей доли  на рынке; 

   -спрос  на товар и/или услугу растет  медленно;

   -для  существующих предприятий уход  с рынка гораздо дороже, чем  борьба до конца (из-за дорогих вложений в специальное оборудование, договоров с профсоюзами, тесных связей с производством других продуктов).

   Индикатором реакции предприятия является и  ориентированность высшего кадрового  эшелона предприятий-конкурентов, их внимание к научным исследованиям, развитию, рекламе, технологическому оснащению, их мнение о себе и о своем бизнесе.

   Следует добавить, что угроза входа на рынок  новых предприятий имеет тенденцию  изменяться с изменением рыночных экономических  условий вообще.

   Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается)

   Влияние поставщиков сильнее, если имеют  место следующие факторы:

   -затраты  на производство играют важную  роль для покупателя;

   -поставщики  представляют собой несколько  крупных предприятий, не скованных  интенсивной конкуренцией;

   -продукция  поставщиков дифференцирована настолько,  что покупателю трудно и дорого  перейти от одного поставщика  к другому; 

   -покупатели  не являются важными клиентами для предприятий-поставщиков, т. е. поставщики не замкнуты на определенную отрасль;

   -поставщики  не конкурируют с производителями  заменителей в других отраслях;

   -со  стороны одного или нескольких  поставщиков существует реальная  угроза прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.

   -предприятия-покупатели  не проявляют склонности к  интеграции в рынки поставщиков. 

   Сила  влияния на производителей товаров/услуг  и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:

   -потребители  значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве;

   -объем  потребления представляет собой  значительную часть от всех  продаж в отрасли; 

   -отрасль,  поставляющая товар на рынок  состоит из большого числа  относительно некрупных продавцов; 

   -товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;

   -покупаемые  изделия не являются важной  составляющей комплектующих изделий покупателя;

   -экономически  выгодной для потребителя является  практика приобретения комплектующих  у нескольких продавцов по  сравнению с прикреплением к  одному продавцу;

   Фактор  конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

   При оценке возможностей предприятия в  сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические  и организационные возможности  повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д.

Информация о работе Факторы внешней и внутренней среды