Факторы внешней и внутренней среды

Автор: Екатерина Дунюшкина, 11 Декабря 2010 в 00:02, контрольная работа

Описание работы

рынка предприятие получает обратную информацию: данные о конкурирующих товарах, потребностях и возможностях покупателей, объемах и темпах продажи товаров. В результате возникает замкнутая система связи, функционирующая как единое целое, где предприятие взаимодействует с внешней средой.

Коммерческие позиции складываются под влиянием внешней и внутренней среды. Основу внешней среды в пределах деятельности торгового предприятия составляют: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, субъекты партнерских связей, банки, финансовые учреждения, контрольно-инспекционные органы (налоговые службы, инспекции по торговле и качеству товаров, ценам), товарные и фондовые биржи, ярмарки, выставки, действующие законодательные и нормативные акты.

Содержание

1. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на развитие коммерческой деятельности 3
1.1 Факторы внешней среды предприятия 3
1.2. Факторы внутренней среды предприятия 6
2. Основные факторы влияющие на конкурентоспособность товара и торгового предприятия 12
2.1 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг 12
2.2 Факторы влияющие на конкурентоспособность торгового предприятия 18
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

   Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.

   Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность товара». Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.

   Внешние факторы включают в себя:

   - факторы производства, влияющие  на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;

   -активность конкурентов;

   - факторы спроса, характеризующие  спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по  цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей  к качеству товаров и другие;

   - наличие родственных и поддерживающих  отраслей в экономике страны;

   - действия правительства; 

   - степень приватизации предприятий  данной отрасли; 

   - случайные события. 

   Обширные  исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние  на уровень конкурентоспособности  предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий.

   Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности предприятия.  При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства.

   На  все факторы, кроме последнего, предприятие  может оказывать лишь косвенное  влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.

   К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек.

   Эти факторы влияют на конкурентоспособность  предприятий. Изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любого предприятия. К приведенным факторам следует добавить психологический.

   Рассмотрим  их подробнее.

   Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей  на основе выполнения ряда условий:

   - близость к потребителю; 

   -анализ  конкурентов; 

   -поиск  преимуществ;

   - информационное обеспечение.

   Близость  предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при  продаже и интенсивность послепродажного обслуживания.

   От  способности предприятия анализировать  цели, стратегии и действия конкурентов  и находить новые источники конкурентного  преимущества зависит как его  рыночная эффективность, так и конкурентоспособность.

   И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.

   Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень  которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.

   Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.

   Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она  показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности  и удержания позиций предприятия на рынке.

 

   Список  использованной литературы

  1. Тютюшкина, Г. С. Основы коммерческой деятельности. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 112 с.
  2. Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность. М., 2008 г. – 201 с.
  3. Осипова Л. В. Основы коммерческой деятельности. М., 2007г. – 156 с.
  4. Панкратов Ф. Г., Серегина К. К. Коммерческая деятельность. М., 2008г. – 185 с.
  5. Организация коммерческой деятельности: Справ. Пособие / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2009 – 464с.
  6. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 324с.
  7. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. - М.: ИВЦ «Маркетинг» - 2006г.
  8. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА – М, 2009. – 248с.
  9. Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юрист, 2008. – 659с.
  10. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А. П. Градова – 3-е изд., испр. – СПб, СпецЛит, 2009. – 589с.

Информация о работе Факторы внешней и внутренней среды