Функция контроля в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение места, роли и форм контроля как фактора достижения цели и обеспечения конкурентоспособности организации.
Задачей курсовой работы является рассмотрение теоретических основ контроля и её функции в управлении.
Объектом курсовой работы является понятие контроля, его виды, а так же практическая сторона.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы контроля 5
1.1 Понятие контроля 5
1.2. Виды контроля 10
1.3 Основные этапы контроля 14
Глава 2. Практическая составляющая функции контроля в управлении. 16
2.1. Поведенческие аспекты контроля: сущность и содержание. 16
2.2. Типичные ошибки контроля. 20
2.3 . Характерные особенности эффективного контроля 22
Заключение. 24
Список используемой литературы: 25

Работа содержит 1 файл

контроль в управлении.docx

— 65.69 Кб (Скачать)

Критерии классификации  контроля 

Виды контроля:

1 Этапы контроля: Предварительный .Текущий .Заключительный.

2 Цели контроля: Стратегический .Оперативный.

3 Предмет контроля: Финансовый. Административный.

4 Содержимое контроля: Время.Объем. Стоимость. Ресурсы. Качество.

5 Масштабы контроля: Полный. Выборочный.

6 Субъекты контроля: Руководители. Собственники. Внутренний аудит. ОТК. Самоконтроль. Контроль неформальной группы.  Государственные органы . Внешний аудит.

7 Стадии производственного  процесса: Входной контроль. Операционный.

  Контроль готовой  продукции. Государственные орган . Внешний аудит.

8 Режим контроля: Усиленный. Нормальный

9 По степени механизации  :Ручной. Механизированный. Автоматизированный.Автоматический.

10 По способу получения и обработки информации:Регистрационный. Статистический .Расчетно-аналитический

11 По периодичности выполнения  контрольных операций: Непрерывный. Периодический.

По этапам различают следующие  виды контроля:

1.Предварительный контроль. Осуществляется до фактического  начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является регламентация определенных правил, процедур и линий поведения.

Начинается предварительный  контроль с функции планирования, с момента установления стандартов результатов.

Стандарты- это конкретные цели, степень достижения которых  поддается измерению. Стандарты должны иметь временные рамки, в которых должна быть выполнена работа, и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Например, в качестве стандарта можно использовать цель: получить прибыль 1 млн. руб. за год. В данном случае временной период составляет 1 год, а критерием является 1 млн. рублей. Установление стандартов позволяет сопоставить реально сделанную работу с запланированной. Планирование и создание организационной структуры позволяет осуществить предварительный контроль строгое соблюдение правил и процедур при выработке планов, четкое написание должностных инструкций, эффективное доведение формулировки целей до подчиненных-все это увеличивает вероятность того, что планы будут реализованы, а структура будет работать так, как задумано.

Предварительный контроль -это  входной контроль всех видов ресурсов. Его цель-обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации.

Предварительный контроль используется по отношению к человеческий, материальным, финансовым и информационным ресурсам. В отношении материальных ресурсов

 

 

Предварительный контроль за персоналом призван, прежде всего, ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Поэтому кадровые службы тщательно изучают профессиональную пригодность сотрудников, определяют их потенциальную способность выполнения предстоящей работы. Такой контроль осуществляется на основе заранее разработанных требований, предъявляемых к каждой категории специалистов с помощью разного рода тестов, собеседовании, экзаменов.

В сферу предварительного контроля персонала входят и такие вопросы, как понимание людьми целей своей  деятельности, знание прав, обязанностей, норм выработки, условий поощрения. Контроль персонала призван, также  следить за подготовкой и переподготовкой кадров, их инструктированием, условиями для творчества и рационализаторства.

Ещё одно направление предварительного контроля - состояние материальных и финансовых ресурсов организации. По отношению к материальным ресурсам проверяется наличие на складах запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, соответствие их структуры и количества потребностям производства, гарантированность поставок.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов организации и является ее бюджет или смета, позволяющие проверить надежность их источников и обоснованность предстоящих расходов. Обычно эти документы составляются, исходя из прежнего опыта, но по ряду категорий затрат простая статистика прошлых лет не дает достаточной информации для определения необходимых расходов в новых условиях, поэтому контроль может опираться также на данные других организаций и среднеотраслевые показатели.

Текущий контроль выполняется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его цель - совершенствование деятельности, координация ее для достижения цели. Задача такого контроля - своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.

Текущий контроль обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется не только по количественным, но и качественным показателям: - уровню производительности труда, внедрению и использованию достижений НТР, новых методов работы, технологий как в организации в целом, так и в ее подразделениях.

Оперативный контроль, который на практике сливается с (итеративным управлением, проводится буквально одновременно с выполнением основной работы, ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса (последовательность операций, нормы времени на их выполнение, качество труда); загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов, незавершенного производства и готовой продукции, уровень текущих затрат, текущее расходование денежных средств. На уровне отдельных операций осуществляется операционный контроль.

Важнейшим объектом предварительного и текущего контроля является качество продукции и услуг. Отправным  моментом служит разработка стандартов, исходящих из производственных условий, традиций самого предприятия, требований рынка.

Текущий контроль может быть сплошным (статистическим) и выборочным (если число его объектов слишком велико или для проверки требуется разрушать изделие).

Сплошной контроль требует высоких  затрат, поэтому, когда необходимо принять решение о приемке большой партии изделий, применяют выборочный контроль по результатам испытаний.

Выборочный контроль требует меньше затрат, но связан с риском случайных ошибок. Их можно снизить путем увеличения размера выборки, но при этом соответственно будут расти расходы.

Важную роль в повышении эффективности  контроля технологического процесса может  сыграть его карта, представляющая собой схему, на которую нанесены допустимые границы параметров качества и результаты измерений в обусловленные  сроки, что позволяет сразу же наглядно обнаружить отклонения от стандартов.

В настоящее время в ряде стран, и в первую очередь в Японии, основное внимание уделяется не выявлению и исправлению отклонений от стандартов качества, а на предупреждение их появления. Для этого широко внедряются методы самоконтроля, стимулируется работа кружков качества и т.п.

Заключительный контроль (итоговый)производится после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели: формирование мотивационных вознаграждений; корректировка поведения руководителя, принимаемых решений; формирование планов на будущее на основе анализа результатов.

1.3 Основные этапы контроля

Первый этап процесса контроля – определение стандартов, т. е. конкретных, поддающихся измерению целей. Для управления должны быть созданы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его основных областей.

Второй этап – измерение фактически достигнутых результатов деятельности организации и персонала.

Третий этап – сравнение показателей функционирования с установленными стандартами, определение масштаба допустимых отклонений от установленных норм.

Только значительные отклонения от установленных стандартов должны привести к корректирующим мерам. К таким действиям относят: изменения внутренних переменных системы, модификация стандартов или невмешательство в работу системы.

При осуществлении процедуры  контроля руководитель должен учитывать поведение людей. Контроль действий сотрудников может оказывать на них как положительное, так и отрицательное влияние. В некоторых случаях контроль может привести к выдаче неверной информации.

В результате контроля выделяют три основных момента:

  • формирование стандартов и критериев;
  • измерение настоящих результатов деятельности;
  • соизмерение реальных результатов и плановых.

Основные характеристики эффективного контроля.

  1. Стратегическая направленность контроля – отображение и поддержание общих приоритетов организации.
  2. Соответствие процессу. Контроль должен беспристрастно измерять и оценивать то, что важно для организации на конкретном этапе ее развития.
  3. Направленность на результаты. Итоговая цель контроля – собрать информацию, определить стандарты и обнаружить проблемы, для того чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Эффективный контроль способствует достижению поставленных целей.
  4. Простота. Эффективный контроль должен соответствовать потребностям и возможностям персонала, взаимодействующего с системой контроля и осуществляющего ее.
  5. Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к изменениям, происходящим в окружающей среде и внутри организации.
  6. Своевременность осуществления измерений или оценок.
  7. Экономичность. Необходимо четко отслеживать затраты на осуществление контроля в организации.
  8. Контроль должен осуществляться не только руководителем, но и персоналом организации,т. к. лучший контроль – это самоконтроль. Для повышения надежности контроля следует расширять границы полномочий персонала.

Осуществление контроля в  организациях, занимающихся международной деятельностью. Контроль в таких организациях является достаточно сложной процедурой и имеет свои специфические особенности. Прежде всего из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Эффективность контроля значительно повышается, если периодически организовывать встречи ответственных руководителей в главном офисе организации и за границей. Необходимо учитывать тот факт, что не следует возлагать на иностранных менеджеров ответственность за решение тех проблем, которыми они не занимаются и не знают их специфики и особенностей.3

 

 

 

 

Глава 2. Практическая составляющая функции контроля в  управлении.

2.1. Поведенческие  аспекты контроля: сущность и  содержание.

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и  всех других стадий управления. Поэтому  при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. 
 

Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное  и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации. Так, например, каждого банковского служащего, осуществляющего какие-либо сделки, совершенно недвусмысленно предупреждают, что каждый доллар банка должен проходить по счетам каждый день. Денежные расчеты часто проверяются и перепроверяются старшими служащими, как об этом и говорилось в предупреждении. Аналогично, никто не делает секрета из регулярных проверок качества изделий на заводах. Те сотрудники предприятий, которые обладают правом выдавать кредиты или подписывать чеки, твердо знают, что вся финансовая отчетность будет тщательно проверена независимыми аудиторами. 
 

Идея, лежащая в основе желания сделать процесс контроля наглядным и видимым, состоит  не в том, чтобы зафиксировать  ошибки или мошенничество, а в том, чтобы предотвратить их. Менеджеры надеются, что сотрудники, зная о том, что контроль существует и действует эффективно, будут сознательно стараться избегать ошибок, сомнительных/сделок и т.п. В свою очередь, это увеличивает возможности контроля максимально сближать реальные результаты с намеченными. 
 

К сожалению, хотя большинство  менеджеров хорошо знают о том, что  процесс контроля может быть использован  для оказания положительного воздействия  на поведение сотрудников, некоторые  забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении  людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля. 
 

Поведение работников предприятия  ориентировано на контроль. Они обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применяет различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, послужат со всей очевидностью основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке, то это будет чаще всего правдой. 
 

Анализируя воздействие  контроля на поведение людей, американские ученые-экономисты Д, Хемптон, Ч. Саммер и Р. Уэббер отметили следующее: «Сам факт измерения результатов влияет на поведение людей, работу которых обследуют. Когда начальство измеряет результаты работы подчиненных, оно тем самым включает цепочку познавательных и мотивационных эффектов. Подчиненные стремятся интерпретировать эти измерения как процессы, которые определяют важнейшие аспекты их работы. Они реагируют на это, пытаясь зафиксировать измерения на уровне, который подлежит вознаграждению». 
 
В некоторых исследованиях подтверждается тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации. 
 

Например, такая проблема иногда может возникнуть, если оценивать  работу продавцов продукции только на основе объема их продаж. Опытные  коммивояжеры знают, что звонок в  уже знакомое место с большей  вероятностью приведет к продаже их товара, чем звонок в незнакомое место. Таким образом, если объем проданных ими товаров в долларах будет единственной оценкой их работы, то коммивояжеры будут сосредоточивать свои усилия на уже знакомых покупателях, не заботясь о перспективах. Если в перечень общих целей организации входит также увеличение ее доли на рынке, чего можно достичь только путем привлечения новых покупателей, то, очевидно, что такое поведение коммивояжеров может привести к отрицательным последствиям. Так, в частности, если фирмы-конкуренты будут успешно увеличивать свои доли на рынке, то доля данного предприятия будет прогрессирующе уменьшаться. 
 

Информация о работе Функция контроля в управлении