Характеристика основных функций менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены функции современного менеджмента.

Содержание

1. Введение
2. Сущность и содержание функций менеджмента
3. Основные функции менеджмента
4. Характеристика основных функций управления
4.1. Функция планирования
4.2. Функция организации
4.3. Функция мотивации
4.4. Функция контроля
5. Конкретные функции управления
5.1. Управление персоналом
5.2.Маркетинг
5.3. Управление исследованиями и разработками
5.4. Управление финансами
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контр по менедж. №1.docx

— 71.84 Кб (Скачать)

Регулирование  

-

вид деятельности по поддержанию режимов функционирования

социально-экономической  системы в сфере действия объективных  законов, принципов

и обеспечению условий  проявления объективных процессов  и тенденций. В процессе

регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы  реализации

взаимодействия государственных  и рыночных регуляторов. Данная функция

адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как

налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование

на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции,

изменения динамики валового внутреннего продукта.  

Регулирование

как основная функция  имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя

рассматривать как  часть системы государственного регулирования.   Через функции

проявляется непосредственная

связь разных видов  социального управления.  

Содержание

функции регулирования  по уровням менеджмента изменяется; чем ниже уровень

управления, например уровень филиала или цеха, тем  в большей степени данной

функции свойственна  деятельность по обеспечению непрерывности  производственных

и обслуживающих  процессов, поддержание движения материальных, трудовых,

информационных, финансовых потоков.  

Организация как  основная функция менеджмента представляет собой

вид деятельности людей  для достижения целей. При реализации данной функции

оперируют   категориями: процесс,

система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и

организационно-распорядительные средства. Организация как функция  менеджмента

формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования,

создает механизмы  адаптации   в

изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому

организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости

социально-экономической

системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных

факторов.  

Содержание

функции организации  управления предполагает формирование и обоснование набора

видов работ, необходимых  для выполнения организуемой деятельности, определение

по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ

действий и принятия решений;  

полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и

формы ответственности    и санкций за

последствия принятых решений. На базе этих данных устанавливаются  перечень и

профессиональный  состав персонала и создается  система информационного

обеспечения. При  этом формируются уровни управления, подразделения или звенья

по уровням управления и система связей между ними. Звено  системы управления

рассматривается как  обособленный элемент по критерию специализации  и комбинации

функций по объему   и масштабу полномочий

управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба,

подразделение.

Состав звеньев  в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике

звена отдается критериям  вида функций и объема полномочий.  

По таким

критериям различают  линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные

(планово-экономический  отдал), линейно-функциональное звено  (главный

инженер),   функционально-линейное звено

(руководитель творческой  группы). Следует отметить, что связи  между звеньями и

место звена в  иерархии системы управления определяются критериями формирования

системы, среди которых  важнейшими выступают: целесообразность интеграции

функций, управляемость, производственные и жизненные циклы  изделий.  

Координация   

как

основная функция  менеджмента представляет собой  вид деятельности по

согласованию и  упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью

людей в производственно-хозяйственных  организациях. В организациях,

ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается

как дополнение и  расширение функции организации. В  процессе реализации данной

функции осуществляется координация преимущественно внешних  связей

руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального

управления.  

В других

случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа

творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в

данных системах требуется не жесткая формализация, а   лишь согласованность

творческих усилий, целенаправленность на

идеи, их мотивированность.  

Мотивация как основная функция менеджмента связана  с процессом

побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов

поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации

предполагается использование  определенной последовательности взаимозависимых

категорий: потребности  людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия

людей.  

В качестве

мотивов могут выступать  причастность к крупной компании, к решению значимых

проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность  в

формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к

активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам

человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.  

Мотивационный

подход к поведенческой  деятельности является центральной  функцией менеджмента.

Менеджер воздействует на другого человека через его  реальные цели, жизненные

установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию  производственной

деятельности работника. В качестве примера можно указать  особенности мотивации

разных категорий  самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на

профессиональный  рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали

профессионалы.  

Мотивация

через потребности  отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище,

безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование,

самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей,

то такой человек  склонен к самоуправлению. Для  удовлетворения высших

потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные  потребности, и

необходима высокая  производственная и управленческая культура.  

Стимулирование - основная функция, связанная с процессом

активизации деятельности людей и коллективов путем  использования стимулов,

рычагов и способов формирования интересов и мотивов  деятельности. Отсюда

следует, что функция  стимулирования основывается на процессах  мотивации,

преобразуя их в  стимулы, воздействующие на поведение  и деятельность

преимущественно коллективов  и фирм.   

 Наиболее действенно  в настоящее время

экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул,

применяемый к работнику - размер заработной платы и своевременность  ее выплаты.

Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным  минимумом с учетом цен на

формирование потребительской  корзины и другими показателями и служит критерием

уровня жизни населения. О недейственности экономических  стимулов в период спада

производства и  кризиса, переживаемого экономикой России на стадии

реформирования, свидетельствует  значительный разрыв в доходах ( в 36 раз) между

богатыми и бедными.  

Гуманизация как основная функция менеджмента отражает   социальный характер

менеджмента и роль

человеческого фактора  как субъекта и объекта менеджмента. Как уже отмечалось,

человек в системе  менеджмента - не только фактор производства и средство

достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция  гуманизации

управленческих отношений  и всей системы общественных отношений  в условиях

переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает

особое значение.  

В первую

очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов

воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой

формы общественных отношений и сознания. Этика как  система знаний обобщает и

систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества,

представляет собой  основу нравственного воспитания, формирования активной

жизненной позиции.  

Состав черт

профессиональной  этики определяется как кодекс предпринимателя  или менеджера.

Предполагается, что  предприниматель:  

n      убежден в полезности своего

труда не только для  себя, но и для других и общества в целом;  

n      исходит из того что люди,

окружающие его, хотят  и умеют работать, стремятся реализовать  себя вместе с

предпринимателем;  

n      верит в бизнес, расценивает

его как привлекательное  творчество, относится к бизнесу  как к искусству;  

n      признает необходимость

конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;  

n      уважает себя как личность, а

любую личность как  себя;  

n      уважает любую собственность,

государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы;  

n      доверяет себе и другим,

уважает компетентность и профессионализм;  

n      ценит образование, науку и

технику, информатику, культуру, экологию;  

n      стремится к нововведениям;  

n      является гуманистом.  

Такие черты

культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть

нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями,

стрессами формируют  цивилизованный стиль поведения  и благоприятный имидж

Информация о работе Характеристика основных функций менеджмента