Характеристика российской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать с исторической точки зрения российскую модель менеджмента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...….3
Глава 1 Характеристика Российской модели менеджмента…………………....4
1.1 Развитие менеджмента в России……………………………….……………8
1.2. Современное представление о менеджменте ……………………………….8
1.3. Методологические принципы формирования российского менеджмента 10
Глава 2. Российский менеджмент в управлении…………………………..........12
2.1. Соответствие российского менеджмента и менталитета…………..............12
2.2. Функции менеджмента……………………………………………………...18
2.3. Задачи финансового менеджменте………………………………………...21
Глава 3. Будущее менеджмента………………………………………………….24
3.1. Перспективы развития менеджмента……………………………………….24
3.2. Российский менеджмент и национальная культура……….……………….27
Заключение………………………………………………………………………... 31
Список литературы:………………………………………………………………. 32

Работа содержит 1 файл

КУрс1.docx

— 263.81 Кб (Скачать)

    Однако  даже при экстремальном индивидуализме русские уживаются друг с другом в коллективе, группе, считая, что  группа является наиболее важной частью социально-экономической системы, т.е. понимая, что с группой считаются, что она может заставить руководителя что-то изменить. Для россиянина группа — это защита.

    Когда человек устраивается на работу, важно  понять, видит он в группе защиту или идет в нее как в команду единомышленников. Это должен проанализировать руководитель, чтобы у него с группой не возникло конфликта.

    В отличие от Запада у нас работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности  и функции каждого работника. При групповой работе русские опасаются, что кто-то «прокатится зайцем» за их счет, хотя, в принципе, любят работать вместе.

    На  Западе при работе группах все-таки используется индивидуальное задание  и индивидуальная ответственность. Поэтому работа в группе более эффективна. В России же в группу «бросили» задание, и там начинают между собой разбираться, что нужного эффекта не дает, хотя работа в группе сегодня эффективнее, чем при любой другой организации труда.

    Многое  зависит от руководителя. Он должен уметь делиться своим успехом, и чем лучше он умеет это делать, тем больше шанс, что люди будут работать лучше, пойдут за ним.

    Участие в управлении невозможно без принятия на себя определенных обязательств и ответственности отдельными работниками. И это работа прежде всего в интересах системы, а не в своих личных. В России же под участием в управлении понимают другое: человек пытается пролезть наверх и дать какие-то предложения, чтобы заявить о себе, не собираясь при этом брать на себя ответственность за реализацию предложений или хотя бы их части.

    Очень важно создать в системе такую  среду, в которой безответственный человек чувствовал бы себя неуютно. Предприниматель, тот, кто создавал фирму (а создать ее нельзя, если не взять на себя ответственность), знает, как это делается, у него есть практический опыт. Так вот, он должен помочь своим подчиненным научиться созидать. Обучение происходит в основном на работе. Нормальный руководитель до 40% времени тратит на работу с людьми, на обучение подчиненных. Ведь ответственность возможна только тогда, когда вы обучены, компетентны и не боитесь принимать решения.

    Для того чтобы решить вопрос о том, что  является стимулирующим фактором в российских условиях, надо разобраться, чем мотивирована нация.

    Принято выделять четыре основных вида мотивации, которые соответствуют той или  иной группе стран либо культур.

    Первый  вид — достижение цели, где деньги играют большую роль, например, желание стать лидером на рынке, первым выйти с новинкой.

    Второй  вид — защитная мотивация, т.е. стремление к тому, чтобы никто не вмешивался в дела, желание создать свой мир (этому соответствует кластерная структура). Эта группа стран больше всего ценит стабильность.

    Третий  вид — это группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный подход. В странах третьей группы люди хотя и ценят качество жизни, но считают, что лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже.

    Четвертый вид — это тоже в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая повысить качество жизни, согласны идти на риск.

    По  результатам исследований «новые русские» по своей мотивации примыкают  ко второй группе, которая больше всего  ценит стабильность. Это очень важный результат, так как он показывает, что россияне предпочитают мотивацию на достижение и отказались от мысли ничего не менять. Правда, наши руководители в бизнесе по-прежнему считают, что изменения не должны влиять на стабильность их положения, т.е. достижение для них не играет большой роли, но сдвиг все равно наметился.

    Будут ли русские в дальнейшем больше мотивированы на достижение, т.е. двигаться в сторону первой группы мотивации? Для того чтобы спрогнозировать это, нужны исследования экономики России.

    Сейчас  говорят, что есть русская специфика в бизнесе. Этому способствует новый уровень культуры — так называемая институциональная культура: бизнес и предпринимательство являются одним из институтов общества, который занимается созданием дополнительной потребительной стоимости, развивая свою культуру. И в этой культуре есть некая доля интернациональности. Поскольку политика протекционизма широко распространена в мире, ею приходится пользоваться и в системе менеджмента. Опыт показывает, что свой, или третий, путь не всегда оказывается самым лучшим, а институциональная культура бизнеса, привнесенная с Запада, доказывает свою эффективность всегда, в том числе и в России. Отсюда следует вопрос: можно ли привить в стране иностранную бизнес-культуру? Создание предприятий с участием иностранного капитала показывает, что такое возможно.

    Однако  исследования показали, что есть возрастные границы усвоения человеком другой культуры, по достижении которых изменить что-либо довольно сложно. Значит, теперешнему поколению в бизнесе не стоит рассчитывать на серьезные изменения в поведении отечественных партнеров. Новое поколение российских предпринимателей и менеджеров должно обучаться образцам поведения с детства, тогда будет возможен успешный результат.

    В бизнесе важна моральная среда, для предприятия важна мораль нанимаемых работников, а формируется мораль религией, другого института человечество пока не придумало. Поэтому, когда мы говорим о низкой морали, мы имеем в виду невысокое влияние религиозного и светского образования на воспитание людей.

    Для бизнеса самое трудное — это  менять людей, а не систему, но при  помощи хорошей системы можно заставить людей поменять свои привычки.

    Знание  истории национальной культуры, ее ценностей и образцов поведения людей в различных хозяйственных ситуациях позволяет профессионально готовить и воспитывать будущих менеджеров. Без знания особенностей национальной деловой культуры невозможно решать на высоком профессиональном уровне сложные и комплексные задачи, особенно в системе предприятий с иностранными инвестициями.

 

Заключение

 

    В настоящее время менеджмент является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому предпринимателю. Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так  спланировать деятельность фирмы в  кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой  максимально возможной прибыли  с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно  это связано с неизбежным  финансовым  риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное  стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму.

    Менеджмент  Российской Федерации пока далек  от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы  до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки  формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с  новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально  хозяйствовать, знают, как удешевить  производство и объем товаров, найти  поставщика и потребителя. Они заботятся  о собственной репутации и  имидже. Они благополучны, занимаются меценатством. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах  и стажировку в преуспевающих  компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через  них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться  с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление  российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы  и высокую ответственность за судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности.

    Исходя  из цели, сформулированной во введении, были достигнуты следующие, поставленные перед курсовой работой задачи:

  1. Охарактеризована российская модель менеджмента;
  2. Прослежено соответствие российского менеджмента и менталитета;
  3. Систематизирована информация об историческом развитии менеджмента в России.

    Формирование  российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального  контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему.

    Рыночная  экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим  фактором успеха становится непрерывное  совершенствование теории и практики управления.

    Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование  его при анализе собственных  управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

     В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных отношений  одним из приоритетных ее направлений  является выработка основных теоретических  и методологических позиций по использованию  менеджмента в практической деятельности организаций.

     Основной  особенностью управленческой мысли  становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования  системы управления, выработка позиции  по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

Список литературы

 

1. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 3.

2. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник Международного Университета. Серия "Менеджмент". - М., 2004. - Вып. 3.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2004.

4. Грейсон Дж. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991.

5. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. М.: Дело, 1996.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск, 2001.

7. Классики менеджмента: Энциклопедия/Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001.

8. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993.

9. Медведев В.П. Менеджмент: Основные функции менеджеров. М.: Дело, 2003.

10. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996.

11. Попов А.В. Стратегический менеджмент. М., 2003.

12. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991.

13. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. – М.: ИнфраМ, 1996.

14. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Пер. с англ. – М.: Автор, 1993.

15. Менеджмент в Россиии на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. - М.: Общественный фонд "Лучшие менеджеры", 2000.

16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. - М.: Дело, 2001.

17. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

18. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.: ИНЭ. 2000.

19. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003.

20. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 1996.

21. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. – М.: Дело, 1993.

22. http://www.it2b.ru/it2b2.view8.page2.html; Активные индивидуальные методы извлечения знаний и данных, Гаврилова Т., 2007г.

23. http://www.inventech.ru/lib/management/management-0059/;электронный справочник. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Схема 1 «Финансовая система РФ»

Информация о работе Характеристика российской модели менеджмента