Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выяснение сущности, структуры, видов и целей создания холдинговых компаний в России и особенностей их функционирования на основе сравнительного анализа нескольких российских холдингов, принадлежащих различным отраслям экономики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Сформировать теоретическую базу понятия «холдинг», проанализировав характерные черты, цели создания, принципы организации и классификацию холдинговых компаний.
Рассмотреть основные способы интеграции предприятий в состав холдинга.
Проанализировать современные холдинговые российские компании, рассмотрев представителей из различных отраслей экономики.
Систематизировать полученный материал, выделив основные тенденции развития холдингов в России.

Содержание

Введение 4
Холдинговые компании: понятие, структура, классификация 6
1.1. Холдинг как современная форма организации предприятия 6
1.2. Классификация холдинговых компаний 12
1.3. Цели создания холдинговых компаний 15
1.4. Основные способы интеграции предприятий в состав холдинга 17
Анализ современных холдинговых компаний в России 19
2.1. Характерные представители холдингов в России 19
2.2. Тенденции и перспектива развития холдинговых компаний 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа,1ый курс,холдинговые компании как современная форма организации предприятий.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Рынок стекла представляет собой олигополистическую рыночную структуру и рассмотренный далее в работе ОАО «Стеклохолдинг» является  примером, доказывающем это. Прежде всего надо сказать, что на рынке стекла присутствует крайне небольшое количество фирм и имеется конкуренция между этими фирмами. Все фирмы производят однородную продукцию – стекло и идет жесткая конкуренция за ресурсы.

     Экономика каждого региона России является неотъемлемой частью российской экономики  в целом, в регионе отражаются тенденции развития общей экономической  ситуации в стране. Это всецело относится и к тенденциям и объединению предприятий. Эффективность реализации преимуществ объединенных структур во многом зависит от общего экономического потенциала регионов.

     Промышленный  потенциал России представлен широким набором отраслей хозяйственного  комплекса. Большой вес в общем объеме производства занимают электроэнергетика, легкая, пищевая, стекольная, химическая, нефтехимическая промышленность, машиностроение, металлообработка и другие отрасли, которые и составляют современный состав холдинговых компаний.

     В России преобладают холдинги с «отраслевой» ориентацией на определенный сегмент  реального сектора экономики. Обратимся к одной из областей России, Владимирской, промышленная структура которой близка к корпоративной. Наиболее перспективным для создания и функционирования интегрированных структур оказались предприятия стекольной промышленности данной области. В 1998 году на базе ряда стеклозаводов под руководством Ю.Д. Клегга была создана холдинговая компания – ОАО «Стеклохолдинг». В состав его активов вошли крупные пакетные акции и доли следующих контролируемых холдингом предприятий:

  • ОАО «Красное Эхо» -базовое предприятие. Крупный производитель эксклюзивной стеклобутылки.
  • ООО «Опытный стекольный завод»- высокомеханизированное производство по выпуску прессованной посуды, ручных работ из цветного стекла.
  • ООО «Каравелла» - изготовление стеклоформ, ремонт стеклоформирующих машин.
  • ООО «НИИ стекла»- центр отраслевой науки.
  • ООО «Учебный комбинат»-обучение и переквалификация кадров для предприятий стекольной отрасли.

     Первоначальной  целью создания холдинга было увеличение капитализации активов. Анализ структуры  акционерного капитала ОАО «Стеклохолдинг»  позволяет сделать вывод о том, что холдинг - горизонтально интегрированная корпорация, в составе которой присутствуют все необходимые звенья как для проведения научно-исследовательских разработок, так и для их внедрения в производство. Для осуществления эффективного менеджмента и многоуровнего контроля в холдинге сформирована консолидируемая отчетность  с целью информационного обеспечения руководства при стратегическом бизнес - планировании. [14;c.12-14]

     Еще одним наглядным примером горизонтального  интегрирования предприятия является образованный  21 января 1998 года холдинг «Газпром - Медиа» — телевидение, радио, пресса, кинопроизводство, реклама, кинопрокат. ОАО «Газпром-Медиа» — один из крупнейших холдингов России и Европы.  В 2007 году общая выручка Холдинга составила более 1 275 млн. долларов США (по сравнению с 2006 годом рост — 59%). Основное направление деятельности ОАО «Газпром-Медиа» — аккумулирование и развитие медийных активов. Основной принцип руководства активами — управление не контентом, а бизнесом. При этом каждый информационный продукт должен быть не просто качественным, но занимать собственную нишу. Именно поэтому все проекты «Газпром-Медиа» — информационные, аналитические, развлекательные — востребованы и отвечают запросам практически всего населения страны. В Холдинг «Газпром-Медиа» входят:

  • Телекомпании «НТВ», «ТНТ», спутниковая телекомпания «НТВ-Плюс»
  • Радиостанции «Эхо Москвы», «Первое популярное радио» («Попса»), NEXT, «CИТИ-FM», «Relax-FM», «Детское радио»
  • Издательство «Семь дней»: журналы «Итоги», «7 дней — Телепрограмма», «Караван историй», «Коллекция Каравана Историй»; газеты «Известия», «Трибуна», «Петербургский Час-пик»; журнал-телегид «Панорама ТВ — Страна»
  • Кинокомпания «НТВ-Кино»
  • Кинотеатры «Октябрь», «Кристалл-Палас»
  • «Газпром-Медиа» (реклама)
  • ОАО «Телебазис», ООО «Рекламная компания «СМС», ООО «КОМСТЭК» (управление и владение недвижимостью)

     Таким образом, горизонтальные холдинги (сбытовые холдинги) — действуют на одном  рынке (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и проч.). Они  представляют собой, по сути, объединение  однородных бизнесов в филиальные структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество. Главной целью такого объединения является единая система поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта, и завоевание новых секторов рынка.

     Холдинговые компании с вертикальной интеграционной структурой - это объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). В качестве примера можно привести объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой. В России большая часть вертикально интегрированных компаний была построена в сырьевых отраслях. Компании, осуществляющие добычу нефти и газа, покупают нефтеперерабатывающие и химические комбинаты, создают сбытовые сети (автозаправочные станции).

     В качестве примера вертикальной интеграции рассмотрим объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО «ЕЭС России». Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии – на 17%, а прибыль возросла на 59%.

     Отметим, что существование вертикально  интегрированных холдингов, включающих в себя несколько видов бизнеса, но по принципу единой технологической цепочки, является, безусловно, оправданным, и от этого инвестиционная привлекательность повышается.

     Подводя итог рассмотренным холдинговым  компаний горизонтального и вертикального  интегрирования, мы видим, что основной целью, которую преследуют холдинговые компании, образованные путем объединения предприятий единого технологического цикла, является именно снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.

     Диверсифицированные холдинги, в отличие от горизонтальных и вертикальных, представляют собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. д.). Одним из примеров диверсифицированного холдинга с активным управлением, объединяющим более ста предприятий на условиях владения или управления пакетами акций, является акционерная финансовая корпорация (АФК) «Система».

     Акционерная финансовая корпорация "Система" - крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная корпорация, владеющая и управляющая пакетами акций компаний, работающих в быстрорастущих сервисных секторах экономики. В совокупности компании, контролируемые АФК "Система", обслуживают более 80 млн потребителей в России и странах СНГ, в Восточной и Западной Европе.

     Корпорация  концентрирует усилия на развитии передовых  технологий для того, чтобы максимально  увеличить долгосрочную доходность для акционеров. Корпорация также считает развитие передовых технологий своим основным вкладом в экономическое развитие России и других рынков, на которых она работает.

     Деятельность  АФК "Система" состоит из основных образующих бизнесов, которые уже  являются признанными лидерами рынка, и перспективных бизнес - направлений, обладающих высоким потенциалом. На этих направлениях дочерние компании Корпорации нацелены установить долгосрочное лидерство.

     Образующими бизнес - направлениями Корпорации являются телекоммуникации, высокие  технологии и недвижимость. Наиболее перспективными бизнесами АФК "Система" являются розничная торговля, финансы, масс - медиа. Кроме того, АФК "Система" развивает туризм, радиотехнику и космические технологии, медицину и биотехнологии. Корпорация также инвестирует в нефтяной сектор. 

     Телекоммуникации  являются основным стратегическим бизнес-направлением АФК "Система", которое включает сектора мобильной и фиксированной связи. Направление также занимается созданием конвергентных услуг между секторами и разрабатывает дополнительные услуги, например, Интернет-банкинг, используя синергию с другими бизнес-направлениями АФК "Система". Крупнейшими компаниями данного бизнес -направления являются «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и «Скай Линк».

     Бизнес-направление "Строительство и недвижимость" в АФК "Система" представлено ОАО "Система-Галс". Это направление является одной из наиболее долгосрочных инвестиций Корпорации.

     Следующее направление «Торговля»  в АФК «Система» представлено ОАО "Детский мир" - крупнейшая в России сеть магазинов детских товаров. По состоянию на 31 декабря 2006 года сеть насчитывала 65 магазинов в 33-х российских городах. Розничная торговля через дочернюю компанию ОАО "Детский мир - Центр", 100% акций которой принадлежат Корпорации. АФК "Система" оценивает рынок товаров для детей как перспективное направление со значительным долгосрочным потенциалом развития.

     Бизнес - направление «Туризм» в АФК представлено  ВАО "Интурист" - самая известная в России туристическая компания. В 2006 г. клиентами "Интуриста" стали более 550,000 иностранных и российских туристов.

     Таким образом, отметим, что АФК «Система» представляет собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Компании, входящие в эту корпорацию не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. [22]

  • 2.2.Тенденции и перспектива развития холдинговых компаний в России
  •      На  сегодняшний день процесс формирования холдингов еще не закончен. Напротив, можно сказать, что он набирает свои обороты. Мы можем заметить, что в настоящее время холдинговые компании представлены не только в жизненно важных сферах промышленности, но и в музыкально-развлекательных отраслях.

         В России в следующие пять лет наметиться специфика холдинговых структур. Можно сформулировать три основных мотива холдингизации, которые полностью определяют устойчивость и успешность холдингов в долгосрочной перспективе в Российской экономике:

    1) Холдингизация ради развития основного бизнеса.

    2) Спекулятивная холдингизация, основной целью, которой является последующая выгодная перепродажа купленного предприятия.

    3) Создание  холдинга ради реализации незадействованного  потенциала "старых" предприятий,  трансферт управленческих ноу-хау.

         Ключевое  отличие успешного холдинга от неуспешного будет заключаться в наличии стратегического замысла и четкого понимания целей создания холдинга у его создателя. Считается, что  перед российскими холдингами  стоят, и будут стоять следующие приоритетные задачи:

    1. Выработать правильное соотношение краткосрочных интересов собственников и интересов бизнеса, не ограничиваться контролем финансовых потоков. Заниматься стратегией развития бизнесов. Четко развести финансовый и предметный бизнес. 
    2. Холдинг как управляющая компания должен перейти от управления предприятиями к управлению бизнесами

    3. Расти  в сторону конкурентоспособности  на мировом рынке, а не увеличения  объемов на внутреннем рынке. 

    4. Надо  выстраивать холдинг как компанию, как брэнд, решать задачу повышения стоимости этой компании.

    5. Привлекать  инвестиции, готовить непрофильные  бизнесы к продаже.

           Надо отметить, что холдинговые  компании будут развиваться в  будущем все с большей силой,  потому что  функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:

    -Возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя.

    Информация о работе Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.