Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выяснение сущности, структуры, видов и целей создания холдинговых компаний в России и особенностей их функционирования на основе сравнительного анализа нескольких российских холдингов, принадлежащих различным отраслям экономики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Сформировать теоретическую базу понятия «холдинг», проанализировав характерные черты, цели создания, принципы организации и классификацию холдинговых компаний.
Рассмотреть основные способы интеграции предприятий в состав холдинга.
Проанализировать современные холдинговые российские компании, рассмотрев представителей из различных отраслей экономики.
Систематизировать полученный материал, выделив основные тенденции развития холдингов в России.

Содержание

Введение 4
Холдинговые компании: понятие, структура, классификация 6
1.1. Холдинг как современная форма организации предприятия 6
1.2. Классификация холдинговых компаний 12
1.3. Цели создания холдинговых компаний 15
1.4. Основные способы интеграции предприятий в состав холдинга 17
Анализ современных холдинговых компаний в России 19
2.1. Характерные представители холдингов в России 19
2.2. Тенденции и перспектива развития холдинговых компаний 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа,1ый курс,холдинговые компании как современная форма организации предприятий.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     Ярославский государственный университет имени  П.Г.Демидова

     Кафедра мировой экономики и статистики 

       «Утверждаю»

     Зав. кафедрой _____________________________

     ученая  степень

     __________________________________________

     звание

     __________________________________________

     ф.и.о., личная подпись

     «________» ____________________ __2008__ г. 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     «ХОЛДИНГОВЫЕ  КОМПАНИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ» 
 

     Руководитель ______________________________

     ф.и.о., личная подпись

     __________________________________________

     звание

     __________________________________________

     ученая  степень

     «________» ____________________ __2008__ г.

     Студент__________________________________

     ф.и.о., личная подпись

     «________» ____________________ __2008__ г. 
 
 

2008г.

     РЕФЕРАТ

     30 с., 1 таблица, 3 схемы, 22 источника, 1 приложение

     ФИРМА, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ, ИНТЕГРИРОВАННЫЕ  СТРУКТУРЫ, ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ДОЧЕРНЯЯ КОМПАНИЯ, БИЗНЕС-ЕДИНИЦА, ГОЛОВНАЯ КОМПАНИЯ, СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ. 

     Объектом  исследования являются холдинговые  компании в России.

     Предметом исследования - теоретические и практические аспекты функционирования холдинговых компаний.

     Цель  работы – выяснение сущности и  структуры, видов и целей создания  холдинговых компаний в России и анализ  особенностей их функционирования на основе нескольких примеров в разных отраслях промышленности; определение основных тенденций развития холдингов на сегодняшний день в нашей стране.

     Основными задачами исследования являются:

  1. Сформирование теоретической базы понятия «холдинг», через анализ характерных черт, целей создания, принципов организации и классификации холдинговых компаний.
  2. Рассмотрение основных способов интеграции предприятий в состав холдинга.
  3. Проведение анализа современных холдинговых российских компаний, рассмотрев представителей из различных отраслей экономики.
  4. Систематизирование полученного материала, путем выделения основных тенденций развития холдингов в России.

     Основные  результаты работы:

  1. Рассмотрены основные виды фирм.
  2. Путем анализа сущности, структуры  и видов холдинговых компаний выявлены их положительные и отрицательные стороны.
  3. Установлено, что процесс становления холдинговых компаний в России не закончен, а лишь набирает свои обороты, формируясь в различных отраслях промышленности.
 
 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                                                                   4

  1. Холдинговые компании: понятие, структура, классификация                                     6
  2. 1.1. Холдинг  как современная форма организации  предприятия                                 6
  3. 1.2. Классификация холдинговых компаний                                                                  12
  4. 1.3. Цели создания холдинговых компаний                                                                   15
  5. 1.4. Основные способы интеграции предприятий в состав холдинга                          17
  6. Анализ современных холдинговых компаний в России                                                19
  7. 2.1. Характерные представители холдингов в России                                                   19
  8. 2.2. Тенденции и перспектива развития холдинговых компаний                                  23

Заключение                                                                                                                                26

Список использованной литературы                                                                                      28

Приложение                                                                                                                               30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

       Современный этап экономического  развития России характеризуется  активной интеграцией бизнеса,  образуются различные по своей  конфигурации предпринимательские  объединения: от транснациональных  гигантов типа РАО «ЕЭС России» и ОАО  «Газпром» до небольших «связок»: компания - «дочки». Наверное, сегодня нет коммерческой организации, не состоящей в холдинговых отношениях с другими лицами. Практически любое предприятие, в не зависимости от величины является либо чьей-то «дочкой», либо само имеет дочернее общество, а чаще всего - то и другое одновременно.

     В соответствии с проектом  ФЗ «О холдингах»: «Холдинг   -  совокупность  двух  и  более  юридических  лиц    (участников   холдинга),   связанных   между   собой   отношениями    (холдинговыми  отношениями)  по  управлению  одним  из  участников    (головной компанией) деятельностью других участников  холдинга  на основе  права  головной  компании определять решения,  принимаемые    другими участниками».

     В настоящее время, холдинги представляют собой крупные, высокотехнологичные корпоративные структуры, имеющие ряд важных преимуществ по сравнению с предприятиями малого и среднего бизнеса и играют огромную роль в формировании эффективной экономики России и в усилении экономической и научно-технической интеграции. Построение крупных и средних бизнесов по холдинговой модели дает возможность их руководству осуществлять централизованный маркетинг, производственное планирование и формировать брендинговую стратегию на основе нескольких торговых марок.

     Тема  курсовой работы достаточно актуальна, поскольку холдинги в настоящее время являются довольно новым с научной точки зрения объектом управления в России. Холдинговые компании стали эффективной заменой разрушившимся экономическим связям в различных отраслях экономики, с относительно ясной структурой собственности, определенным набором инструментов управления, применяемом на микро уровне, холдинги явили собой пример реализации не только вертикальной, но и горизонтальной интеграции. Диверсифицированные холдинги в последнее время занимают все более важные позиции в экономике России.

     В зарубежной экономической литературе описание теоретических основ организации  холдинговых компаний подробно изложено в трудах П. Друкера, К.Р, Макконела, С. Брю,  Т. Келлера.

     Отечественными учеными, уделившими достаточное внимание проблемам развития холдингов в России являются: В.С. Акопов, В.Ю. Алекперов, И.Г. Владимирова, Т. Гурова, С. Леонтьев, М. Рожков Г. Финкельштейн и др.

     Однако  в специальной литературе, понятие  «холдинг» и  «холдинговая компания» не раскрываются. В Гражданском кодексе РФ такого института нет. Отсутствие четкого законодательного определения холдинга и холдинговой компании привело к тому, что в юридической, экономической литературе сформировались различные толкования данных понятий.

     Цель  работы – выяснение сущности, структуры, видов и целей создания  холдинговых компаний в России и особенностей их функционирования на основе сравнительного анализа нескольких российских холдингов, принадлежащих различным отраслям экономики.

     Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Сформировать теоретическую базу понятия «холдинг», проанализировав характерные черты, цели создания, принципы организации и классификацию холдинговых компаний.
  2. Рассмотреть основные способы интеграции предприятий в состав холдинга.
  3. Проанализировать современные холдинговые российские компании, рассмотрев представителей из различных отраслей экономики.
  4. Систематизировать полученный материал, выделив основные тенденции развития холдингов в России.

     Объектом  исследования являются холдинговые компании как одна из современных форм организации предприятий.

     Предметом исследования являются  теоретические аспекты холдинговых компаний и анализ современного состава холдингов.

     Работа  состоит из двух частей. В первой части содержится всестороннее рассмотрение теоретических основ фирм, холдинговых компаний (холдингов), и изложены различные точки зрения и подходы к исследованию данной проблемы.

     Во  второй, практической части работы теоретические положения первой части применяются к решению конкретных микроэкономических проблем, рассматриваются такие компании как:  ОАО «Стеклохолдинг», ОАО «Газпром-медиа», РАО «ЕЭС России», АФК «Система». 
 
 

    1. Холдинговые компании : понятие, структура, классификация

      1.1 Холдинг как современная форма организации предприятий 

     Фирма - это организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли. Фирмы отличаются друг от друга по профилю работы, размеру, характеру продукции, структуре управления, организационно-правовой форме. Рассмотрим это определение подробнее.

     Во-первых, фирма - это место, где в результате взаимодействия производственных факторов создаются и реализуются продукция  и услуги.

     Во-вторых, фирма-это не просто комбинация производственных факторов, это в то же время организация - группа людей, работа которых сознательно координируется в определенных целях, это производственный коллектив. В нем сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемные работники: рабочие и служащие, управляющие (менеджеры) и исполнители. В то же время фирма как организация вступает в многообразные отношения с внешней средой - с поставщиками и потребителями (покупателями) продукции, с партнерами и конкурентами, государственными органами, общественными организациями.

     В-третьих, фирма - коммерческая организация, т.е. преследующая извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности. В основе формирования фирмы лежит принцип экономии трансакционных издержек.  [5, с.56-58]

       Экономической основой для фирмы выступает система контрактов владельцев ресурсов. Фирма-это форма инкорпорации установленных прав собственности. Генезис фирмы связан с возникновением выгод от объединения ресурсов. Фирмой может выступать любая хозяйственная единица независимо от характера внутренней организации. Фирмы принято классифицировать по целому ряду признаков:

    • по виду и характеру деятельности (промышленные, торговые, транспортные, банковские и т.д.)
    • по размерам (крупные, средние, малые);
    • по национальной принадлежности (национальные и транснациональные);
    • по формам собственности (частные, государственные, муниципальные, кооперативные, иностранные, совместные);
    • по организационно-правовым формам.  [19, с. 65-67]

     С экономической точки зрения организационные  формы обычно подразделяют на три типа: единоличные владения (собственность, контроль, управление и ответственность полностью сосредоточены у одного лица), партнерства (некоторая группа лиц объединяет свои ресурсы для ведения совместного дела, разделяя на согласованных принципах прибыли и убытки) и корпорации (это признанная форма юридического существования фирмы, при которой конкретные лица (создатели, владельцы) фактически отделены от ее текущей деятельности). Множество вариантов сочетания экономических форм деятельности фирм получает оформление в виде того или иного организационно-правового статуса фирмы, что может быть представлено в виде схемы:

Информация о работе Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.