Эффективность групповой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Эффективность групповой деятельности - отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Она может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия:

Работа содержит 1 файл

Эфф-ть груп. деятельности.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

 

Введение

Эффективность деятельности групп – очень важный вопрос, давно волновавший умы не только социальных психологов, но и экономистов, менеджеров и других. Последние приравнивали эффективность к производительности труда, что весьма искажало понимание этого процесса в целом.

Проблема эффективности  групповой деятельности в социальной психологии сводится к выяснению  того, какие критерии  могут быть положены в основу оценки ее эффективности, какие факторы влияют на эффективность деятельности. Так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана и с идеей развития группы. 

Эффективность групповой  деятельности - отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Она может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия:

1) продуктивность (чаще всего  экономическая, выражаемая в единицах  продукции, соотнесенных с затратами  на ее производство);

2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и  т. д.), понимаемая как психологическое  состояние, вызванное соотношением  определенных притязаний субъекта, трудовой деятельности и возможностью  их осуществления. 

Помимо этого критерия выделяется множество других социально-психологических  критериев, с помощью которых  пытаются учесть социальные и психологические  аспекты эффективности деятельности группы (например, всестороннее развитие личности, добросовестное отношение к труду, общественно-политическая активность, сплоченность и уровень управляемости коллектива, ценностные ориентации и нормы, величина и состав группы, психологический климат в коллективе и т. д.).

Проблема групповой эффективности тесно связано с групповой динамикой, поскольку, все динамические процессы, происходящие в группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Понятно, что по-настоящему эффективной как в плане решения тех или иных предметных задач, так и в плане личностного развития и самореализации членов группы, с данной точки зрения, может быть только группа высокого уровня развития, в том числе и типа команды.

Справедливость такого подхода  была подтверждена результатами целого ряда исследований в сфере организационной  психологии, направленных на выявление  признаков, которыми характеризуются эффективные группы:

  • Цели. Они абсолютно ясны всем членам группы и в значительной степени разделяются ими, то есть с ними согласны и их поддерживают все члены группы.
  • Коммуникация. Она эффективна и включает в себя как чувства, так и содержательные моменты, например, информацию, связанную с задачей.
  • Лидерство. Оно не принадлежит формальному лидеру, а широко разделяется и осуществляется всеми членами группы. Группа придерживается участвующего стиля.
  • Влияние. Влияние в группе смещается на рациональной основе, такой как информация или компетентность.
  • Конфликт. Конфликт рассматривается как естественное следствие увлеченности делом. Отсутствие конфликта породит тревогу, поскольку будет означать недостаточную степень участия. Конфликт открыто выражается и разрешается, он рассматривается как позитивный источник более высококачественных решений.
  • Принятие решений. В целом решения принимаются на основе открытых дебатов, хотя процессы корректируются в соответствии с характером решения и его последствиями или важностью для членов группы.
  • Межличностные отношения. Подчеркивается их важность для группового единства. Каждый отдельный член группы одинаково ценен своим уникальным вкладом в общее дело.
  • Мониторинг и обзор. Групповая работа и процессы подвергаются непрерывному мониторингу и регулярному обзору. Оценка эффективности является показателем работы группы.

Предполагается, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи — это критерий общественной значимости задачи. Он не может быть выявлен в лабораторных группах, он вообще возникает лишь в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.

Факторы и условия, влияющие на повышение эффективности групповой  деятельности

Факторы:

  1. Социально-психологический климат группы (основные показатели - стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность).
  2. Цели и задачи, стоящие перед группой (сложность, взаимосвязь и взаимозависимость, признание всеми членами группы).
  3. Этап развития группы, групповая сплоченность.

У сплоченных групп меньше проблем  в общении, во взаимодействии, недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия. Результаты деятельности в таких  группах значительно выше, чем  в несплоченных группах. Все это хорошо, если цели группы согласуются с целями организации. В противном случае высокая степень сплоченности отрицательно скажется на результативности всей организации. Потенциальным недостатком высокой степени сплоченности группы является групповое единомыслие. С другой стороны, если группа работает согласованно, результативно, ее успехи отмечены руководством организации, то это в свою очередь повышает сплоченность группы.

  1. Стиль руководства (лидерства).

Большое влияние на эффективность  групповой деятельности оказывают  руководители, менеджмент, в частности  стиль руководства, отношение его  к групповой работе, к групповым  процессам принятия решений. Менеджмент может оказывать поддержку групповым  процессам, а может препятствовать им, способствуя индивидуализации трудовой деятельности. Соответственно эффективность  работы группы может повышаться или  же, наоборот, снижаться.

Очень важна роль менеджмента в  оказании консультативной помощи при  формировании и функционировании групп  и команд. Консультации необходимы в процессе определения миссии и целей групповой работы. Они помогают членам групп и команд воспринимать, понимать и конструктивно реагировать на текущие события. А это в свою очередь способствует повышению результативности групповой деятельности.

Повышению эффективности деятельности групп способствует и уверенность  менеджмента в способностях сотрудников  к групповой работе, а также  создание условий для формирования и развития ими необходимых навыков. Менеджмент может проводить необходимые  для этих целей тренинги, оплачивать участие своих сотрудников в  них, а также в других различных  формах повышения квалификации.

Важнейшим условием эффективной работы групп является предоставление менеджментом необходимой для них информации, развитие системы коммуникаций.

  1. Личностные характеристики каждого члена группы.

Личностные факторы оказывают  самое непосредственное влияние  на эффективность работы группы. Так, командной работе будет препятствовать предшествующий неудачный опыт работы в команде, нежелание забыть о  своей прежней власти, о своем  более высоком статусе. Члены  команды могут нести неравномерную  ответственность. Одни больше, другие – меньше. Наконец, не все члены  группы обладают способностями, знаниями, навыками, полезными для групповой  работы.

К основным качествам, которыми должны обладать люди, готовящиеся  работать в успешной команде, относятся:

– понимание общей цели, задачи компании, подразделения;

– желание работать вместе для достижения общей цели;

– отсутствие скрытых целей, не заявленных коллегам и руководителю;

– способность интегрировать  собственные знания и умения с  потенциалом коллег;

– готовность к обучению и изменению собственного поведения, если оно противоречит установленным  правилам;

– стремление к позитивному  общению с коллегами.

Эффективность групповой  работы зависит от того, обладают ли сотрудники, входящие в группу, взаимодополняющими навыками, такими как:

– профессиональные навыки, необходимые для выполнения задания;

– навыки разрешения проблем, навыки принятия решения;

– навыки аналитической работы, продумывания процесса;

– навыки межличностного общения.

  1. Высокий мотивационный уровень участников группы

Внутренняя мотивация каждого  члена группы, коллектива определяется, прежде всего, условиями решения  задач, которые могут усиливать  или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы.

  1. Привлекательность содержания деятельности.

Условия групповой эффективности:

- условия, в которых протекает  групповая деятельность (организация  труда);

- социально-психологические условия  (отношения в коллективе и социальная  важность, одобряемость выполняемой деятельности).

Одним из условий плодотворности и  эффективности труда является соблюдение закона оптимума, под которым понимается мерность и ритм работы. Порывистость работы, внезапное её усиление оказывает  неблагоприятное воздействие.

 

Повышение эффективности  групповой деятельности

Исследуя малые группы, психологи  неоднократно убеждались в том, что  познание психологических закономерностей  взаимодействия и взаимоотношений  людей позволяет повысить эффективность  групповой работы. Практически все  характеристики группы - величина, каналы коммуникаций, композиция, межличностные  отношения, стиль лидерства и  другие - важны для успешной групповой  работы.

Рассмотренные социально-психологические характеристики группы можно разделить на два класса:

    • формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей; к ним можно отнести число членов в группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы;
    • содержательные, непосредственно отражающие взаимоотношения в данной группе, ее психологию; к ним относят межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерство.

Формальные особенности группы характеризуют ее параметры, не затрагивающие  непосредственно психологию людей. Наряду с содержательными они оказывают влияние на успешность групповой работы.

Каковы же практические пути повышения  эффективности групповой деятельности?

Величина группы 

Увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные:

1. С увеличением группы в ней  появляется больше людей с  ярко выраженной индивидуальностью.  Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов.

Информация о работе Эффективность групповой деятельности