Эффективность групповой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Эффективность групповой деятельности - отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Она может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия:

Работа содержит 1 файл

Эфф-ть груп. деятельности.docx

— 42.16 Кб (Скачать)

2. Чем больше группа, тем легче  распределить обязанности между  ее членами в соответствии  с их возможностями и способностями  в интересах дела.

3. Большая по численности группа  может собрать и переработать  за одно и то же время большее количество информации.

4. В большой группе большее  число людей может участвовать  в выработке и принятии решения,  взвешивании и оценке его положительных  и отрицательных сторон.

5. С ростом группы обычно повышается  ее "ресурс талантов". Это увеличивает  вероятность принятия оптимальных  решений. Для задач, имеющих  много альтернативных вариантов  решения, это обстоятельство представляется  весьма существенным.

Отрицательные:

1. С увеличением числа членов  группы может уменьшаться ее  сплоченность, возрастает вероятность  образования и распада на мелкие  группировки. Это существенно  затрудняет достижение единства  по обсуждаемым в группе вопросам.

2. Большой группой трудно управлять,  организовывать взаимодействие  ее членов, налаживать между ними  нормальные деловые и личные  взаимоотношения.

3. Рост группы может привести  к увеличению расхождений во  мнениях и обострению взаимоотношений.

4. При увеличении группы статус  и авторитет одних ее членов  растет, других - уменьшается, увеличивается  психологическая дистанция между  ними. Возможности для развития  и использования своих способностей, удовлетворения потребностей в  общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других - уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития личности.

5. С увеличением группы средний  вклад каждого участника в  итоги совместной деятельности  обычно снижается.

Задача

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.

Следует отметить, что задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а  структура, в свою очередь, влияет на ее итоги.

Композиция

Индивидуальный состав влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.

Высокоразвитые группы с неоднородной композицией - со значительными индивидуально-психологическими различиями участников - лучше, чем  однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря  различиям в опыте, в подходах к решению задач, в точках зрения, мышлении, особенностях восприятия, памяти  их участники с разных сторон подходят к решению задач. В результате увеличивается число идей, разнообразных вариантов решения и, следовательно, вероятность эффективного выполнения поставленной задачи.

Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, затрудняет взаимопонимание, выработку общей  позиции. В таких условиях неоднородность состава приводит к возникновению  противоречий и конфликтов в сфере  личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением  деятельности таких групп их целесообразно  делить на рабочие подгруппы, состоящие  из людей, психологически совместимых  друг с другом, обеспечивать координацию  действий и разделение труда между  подгруппами внутри группы.

В однородных группах люди обычно больше удовлетворены и больше стремятся  к общению. В особенности это  относится к кратковременным  объединениям школьников. В трудных  ситуациях, вызывающих повышенную эмоциональную, психологическую и физическую напряженность, в условиях дефицита времени, отводимого на решение задачи, при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают психологически однородные группы, так как здесь участники  понимают друг друга с полуслова.

Стили лидерства

Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорганизации  деятельности, эффективнее будут  коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в  некоторых ситуациях - даже либеральный  стиль лидерства.

В группах, находящихся на среднем  уровне развития, лучшие результаты дает гибкий стиль лидерства, в котором  сочетаются элементы директивности, демократичности  и либеральности.

В относительно слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной  работе, не способных к самоорганизации  деятельности и имеющих сложные, конфликтные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности. Директивный стиль как временная мера может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях: новая задача, дефицит времени, неожиданные и значительные изменения состава, требующие непростого и срочного перераспределения обязанностей, и т.п. Следует, однако, помнить, что слишком частое, психологически не обоснованное применение директивного (или авторитарного) стиля лидерства в среднеразвитой группе отрицательно сказывается на настрое людей, снижает эффективность групповой работы. Такой стиль ограничивает самостоятельность и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих глубокого мышления.

Личные взаимоотношения

Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная  окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений  по-разному сказываются на эффективности  групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные  отношения членов группы чаще всего  способствуют их успешной совместной работе. Однако в группах разного  уровня социально-психологической  зрелости эти взаимоотношения проявляют  себя по-разному. При сравнительно простых  задачах, ставших привычными для  членов группы, не требующих от них  больших совместных усилий, не вызывающих эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные  дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных усилий, порождающие  повышенную эмоциональную напряженность (особенно стрессовую ситуацию), то лучше  в работе проявляют себя более  развитые в социально-психологическом  отношении группы.

Формы организации  групповой деятельности

Существует несколько таких  форм организации:

    • коллективно-кооперативная, организованная на началах тесного взаимодействия и взаимозависимости участников группы в работе;
    • индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого;
    • скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью остальных участников группы.

Выбор той или иной формы организации  совместного труда определяется в основном двумя факторами: задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрелости. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов индивидуально сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Эта же форма организации работы лучше других предупреждает возможность появления ошибочных решений. При сложной творческой работе предпочтительнее индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, эпизодически сочетающиеся с коллективно-кооперативной формой организации труда.

Групповая дискуссия

С эффективностью деятельности тесно связан вопрос принятия группового решения – одна из важнейших функций  руководителя (лидера). Для этого  используется метод групповой дискуссии, который полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. В дискуссиях должны принимать участие все члены группы. Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель. Она может быть различной - от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения.

Групповая дискуссия позволяет:

  • столкнуть противоположные позиции, тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить сопротивление новой информации;
  • если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

Смысл коллективного обсуждения вопросов состоит не в том, чтобы непременно прийти к их однозначному решению, а  в том, чтобы уяснить суть вопроса  и его возможные решения, оценить  и взвесить их. Главное же в дискуссиях то, что члены группы учатся логически  рассуждать, излагать и отстаивать свое мнение, убеждать и слушать  других, т.е. обучаются эффективному личному и деловому взаимодействию. В коллективных дискуссиях члены  группы начинают лучше понимать друг друга, точнее формулировать свои мысли.

Выбор органов самоуправления группой

Приступая к подготовке выборов  органа самоуправления, прежде всего, нужно установить и обсудить с участниками основные задачи, а также оптимальный количественный состав этого органа. За несколько дней до проведения выборов участники должны определить, кто из их товарищей по группе лучше всего сможет справиться с обязанностями члена органа самоуправления. Все выдвинутые кандидаты заранее оповещаются об этом, чтобы в случае их согласия иметь возможность подготовиться к собранию, на котором состоятся выборы.

Перед собранием все выдвинутые кандидаты готовят свои программы  работы в составе выборного органа. Разрабатывая программы, они могут  советоваться с теми, кто их выдвигает, предлагать совместную программу.

Выборное собрание начинается с  выступления каждого кандидата  перед группой. Предложенные программы  обсуждаются, оцениваются с точки  зрения стоящих перед группой  задач. Желательно, чтобы перед началом  обсуждения эти задачи, определенные заранее, были известны всем. После обсуждения индивидуальных программ кандидаты выступают с заключительным словом (кратким).

В итоге всем кандидатам предлагается обсудить друг с другом какой-нибудь важный, дискуссионный вопрос, в  связи с которым могут проявиться их личностные и деловые качества. Предлагаемый для обсуждения вопрос должен быть таким, чтобы в ходе дискуссии  по нему проявились интеллектуальные, организаторские, лидерские, межличностные  и другие способности кандидатов.

Последовательное выполнение предлагаемых рекомендаций позволит более правильно  осуществлять выборы органов управления в ученических и педагогических коллективах, будет способствовать значительному повышению эффективности  их работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезисы по данной проблеме

В данной работе с помощью  анализа научной литературы мы раскрыли понятие групповой эффективности и раскрыли такие темы, как:

    • признаки эффективности группы,
    • факторы и условия, которые могут её изменить;
    • практические пути повышения эффективности групповой деятельности;

Групповая эффективность - один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого.

Существует множество  факторов, способных повлиять на эффективность  групповой деятельности: социально-психологических  климат, этап развития группы, стиль  руководства, мотивационный уровень  участников группы, удовлетворенность  деятельностью, наличие перспективы  и конкретной цели, сплоченность и  организованность группы, привлекательность  содержания деятельности, функциональное состояние каждого участника  группы и т.д. К условиям групповой  эффективности относят условия, в которых протекает эта деятельность и социально-психологические условия.

Практическое повышение эффективности групповой деятельности возможно осуществить через следующие характеристики групп:

- изменение величины группы;

- специфичность и сложность  задач;

- композиция;

- стили лидерства;

- личные взаимоотношения;

- формы организации групповой  деятельности;

- групповая дискуссия;

- выбор органов самоуправления  группой.

Список использованной литературы

  1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.
  3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981.
  4. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.
  5. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
  6. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988.
  7. bibl.tikva.ru/base/B2/B2Chapter21-4.php
  8. vocabulary.ru/dictionary/894/word/yefektivnost-grupovoi-dejatelnosti
  9. website-seo.ru/067803021133.html
  10. www.elitarium.ru/2011/01/21/zakonomernosti_jeffektivnosti.html
  11. www.razlib.ru/psihologija/socialnaja_psihologija_shpargalka/p44.php

Информация о работе Эффективность групповой деятельности