Эксперимент как метод исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Охарактеризовать эксперимент как метод исследования систем управления
Рассмотреть виды и способы проведения эксперимента
Исследовать применение эксперимента в производстве на примере Горьковского Автомобильного Завода

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................. …………. 2

ГЛАВА 1. Общие сведения……………………………………………………………………………….…………… 3
Эксперимент как метод исследования систем управления………………… 3
Эксперимент — важнейший элемент деятельности менеджера…………… 6

ГЛАВА 2. Применение эксперимента в производстве на примере Горьковского Автомобильного Завода…………………………………………………………………..11

2.1 Общие сведения о предприятии………………………………………………………………………………… 12

2.2 Эксперименты применяющиеся в производстве…………………………………….. 14

2.2.1 Эксперимент при разработке модели кузова……………………………………….. 14

2.2.2 Эксперимент при расчете аэродинамики………………………………………….….. 15

2.2.3 Эксперимент по краш тесту…………………………………………………………..………… 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………......................................................................................... 17

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………… 18

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.80 Кб (Скачать)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЗЕРЖИНСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 

Кафедра управление маркетинга 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Исследование  систем управления» 

Эксперимент как метод исследования систем управления  
 
 
 
 

                    Специальность:

                    Менеджмент  организации

                    Выполнил:

                    студент, гр. 08-МОД-1

                    Костерин  Сергей Игоревич 
                     

                    Научный руководитель:

                      к.п.н., доцент

                    Кабанова  Лидия Александровна 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

г. Дзержинск 

2012 г.  
 

   Приложение 2

   ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................................. …………. 2

ГЛАВА 1.   Общие сведения……………………………………………………………………………….…………… 3

    1. Эксперимент как метод исследования систем управления………………… 3
    2. Эксперимент — важнейший элемент деятельности менеджера…………… 6

ГЛАВА 2.  Применение эксперимента в производстве на примере Горьковского Автомобильного Завода…………………………………………………………………..11

2.1  Общие сведения о предприятии………………………………………………………………………………… 12                                                                                                   

2.2 Эксперименты применяющиеся в производстве…………………………………….. 14

2.2.1 Эксперимент при разработке модели кузова……………………………………….. 14

2.2.2 Эксперимент при расчете аэродинамики………………………………………….….. 15

2.2.3 Эксперимент по  краш тесту…………………………………………………………..………… 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………......................................................................................... 17

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………… 18 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Совершенствование управления – необходимый элемент  развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному –  используя опыт или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие. Однако наибольший эффект может  дать только научный подход, который  подразумевает исследование объективных  тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов»  изменения обстановки, успехов и  кризиса.

   Актуальность  темы: Эксперимент — важнейший элемент деятельности менеджера, роль которого особенно возрастает в условиях переходной экономики. Эксперимент, является активным методом исследования систем управления и даёт возможность полно и всесторонне изучить какую либо проблему.

   Цель  работы:

    • Охарактеризовать эксперимент как метод исследования систем управления
    • Рассмотреть виды и способы проведения эксперимента
    • Исследовать применение эксперимента в производстве на примере Горьковского Автомобильного Завода
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1.  

     1.1. Эксперимент как метод исследования систем управления

     Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в  отношении объектов, поставленных в  такие специально созданные условия, которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных  свойств, связей, отношений объектов и\или проверке истинности теории в  отношении этих свойств, связей, отношений.

     Он  предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов  и явлений или воспроизведение  определенных сторон предметов и  явлений в специально созданных  условиях с цепью изучения их без  осложняющих процесс сопутствующих  обстоятельств.

     Эксперимент есть база для развития всех отраслей научного анализа. Основных сфер для  эксперимента три: лабораторный эксперимент (для естественных и технических  наук), производственный и социальный эксперименты (для политических (управленческих) наук, экономических наук, психологии, социологии).

     Эксперимент является важным (а в ряде случаев  даже решающим) элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теорий и  вместе с тем как критерий истинности теоретических знаний. Вместе с тем  теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента.

     Все познавательные операции, связанные  с экспериментами, исходят из гипотез, теорий. Речь идет о таких операциях, как:

  • определение целей эксперимента, обоснование условий, которые способствовали бы наиболее полному и всестороннему проявлению свойств, отношений, связей системы и ее компонентов;
  • разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов);
  • планирование эксперимента;
  • наблюдение, измерение, фиксирование обнаруженных свойств, отношений, связей, тенденций развития; статистическая обработка результатов эксперимента;
  • контроль эксперимента;
  • предварительная классификация и сравнение статистических данных о результатах эксперимента;
  • интерпретация (истолкование) результатов эксперимента.
 

  Эффективность эксперимента в решающей степени  определяется глубиной и всесторонностью  обоснования условий проведения эксперимента и целей его.

  Экспериментальное изучение объектов по сравнению с  наблюдением имеет ряд преимуществ: 

1) в  процессе эксперимента становится  возможным изучение того или  иного явления в «чистом виде»;

2) эксперимент  позволяет исследовать свойства  объектов действительности в  экстремальных условиях;

3) важнейшим  достоинством эксперимента является  его повторяемость. 

     Характерная особенность эксперимента как специального метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического  воздействия на изучаемые явления  и процессы. Исследователь здесь  не ограничивается пассивным наблюдением  явлений, а сознательно вмешивается  в естественный ход их протекания. Он может осуществить такое вмешательство  путем непосредственного воздействия  на изучаемый процесс или изменить условия, в которых происходит этот процесс. И в том и в другом случае результаты испытания точно  фиксируются и контролируются.

     Классификации эксперимента обширны и позволяют  выделить следующие его типы: 

  • проверочный эксперимент служит для эмпирической проверки той или иной гипотезы или  теории;
  • поисковые эксперименты служат для сбора необходимой для построения или уточнения некоторой догадки или предположения эмпирической информации;
  • мысленный эксперимент — это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность зависит от соотношения объема и структуры знаний человека, их достаточной концентрации, индивидуальных способностей к творческой деятельности, овладения методологией мысленного экспериментирования. Знания могут давать новые знания. Конечно, до определенного предела и в определенных условиях. В этом суть и значение мысленного эксперимента;
  • реальный эксперимент — объектом изучения служит реально существующий предмет или процесс;
  • модельный эксперимент проводится на специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном варианте. Но модельное экспериментирование ограничено возможностями модели, ее совершенством. Ведь не исключено, что модель может «скрывать» многие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее создателей и тем самым ограничивать возможности получения новых знаний, решения неизвестных проблем;
  • качественные эксперименты проводятся с целью выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними.
  • количественный эксперимент проводится с целью точного измерения всех существенных факторов, влияющих на поведение исследуемого объекта или ход процесса. Проведение такого эксперимента требует использования значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты измерений нуждаются в более или менее сложной математической обработке.
 

1.2  Эксперимент — важнейший элемент деятельности менеджера 

   Эксперимент — важнейший элемент деятельности менеджера, роль которого особенно возрастает в условиях переходной экономики. Эксперимент, в отличие от наблюдения, является активным методом исследования систем управления.

   Проведение  экспериментов предполагает: 

  • планирование  и разработку программы (последовательности) экспериментов;
  • проектирование экспериментов, включая проектирование имитационных обстановок, систем измерения и сбора, а также обработки информации;
  • проведение экспериментов;
  • обработку и анализ результатов экспериментов;
  • разработку рекомендаций и усовершенствований по результатам экспериментов.
 

   При исследовании систем управления нужно:

1)   проводить эксперименты и испытания;

2) исследовать  правильность выбора и разработки  методов планирования и управления  испытаниями.

     До  тех пор, пока эксперименты были простыми как с теоретической точки  зрения, так и в техническом  воплощении, проектирование объектов испытаний и планирование экспериментов  осуществлялось эвристически.

     Развитие  экономики, науки и техники, усложнение объектов и целей экспериментальных  исследований привели к удорожанию и росту затрат и росту опасности  последствий экспериментов. Некомпетентность персонала при планировании, проведении, обработке и анализе результатов  испытаний или неразумное стремление снизить расходы на экспериментальную  отработку товара могут породить гораздо больший ущерб, чем экономию, подорвать маркетинговую стратегию  фирмы.

     В связи с усложнением объектов и ростом масштабов возможных  последствий экспериментов представляется необходимым проектировать сам  эксперимент.

     В процессе исследования систем управления эксперименты могут проводиться  в следующем порядке: мысленный  эксперимент (верификация экспертом), математическое моделирование, полунатурное моделирование (часть объекта представлена реальными физическими элементами, а другая — их математическими моделями), натурные испытания реальных объектов.

Информация о работе Эксперимент как метод исследования систем управления