Этапы развития и формирования менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Рассмотреть развитие управленческой мысли

Работа содержит 1 файл

Этапы.docx

— 54.58 Кб (Скачать)

Введение

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

     Знание  истории прошлого необходимо по следующим  основным причинам:

     • всегда интересно и нужно;

     • позволяет восполнить недостаток собственных  мыслей и объем своих знаний;

     • позволяет извлечь соответствующие  уроки из прошлого с тем, чтобы  не повторять ошибок в будущем.

     Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

     Менеджмент - особый тип управление, имеющий  место в условиях рыночной экономики. Термин менеджмент относится только к тем организациям, целью которых  является получение прибыли. Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Отличительные  особенности менеджмента заключаются  в том, что он ориентирует фирмы  на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности  производства (получение оптимальных  результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

     Термин  «менеджмент» применим к любым типам  организаций, но, если речь

     идет  о государственных органах любого уровня, то более правильно

     использовать  термин – «государственное управление», а для обозначения

     обезличенной  системы управления употребляется  термин «администрирование».

     Основываясь на аргументации об актуальности выбранной  темы, можно определить целевую ориентацию работы.

     Цель  курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

     В соответствии с данной целью в  курсовой работе мною решаются следующие  задачи:

     1.Выявить  основные стадии развития науки  управления и проследить попытки  классификации подходов и школ  менеджмента.

     2.Рассмотреть  возникновение, формирование и  содержание различных школ управления.

     3.Рассмотреть  развитие управленческой мысли 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Становление и развитие менеджмента
 
    1. Эволюция  управленческой жизни
 

     В настоящее время существует много  определений менеджмента. Например: В.Р. Веснин дает следующее определение: «Менеджмент - это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка».

     Н.И. Герчикова предлагает определять менеджмент как управление в условиях рынка. Вместе с тем она рассматривает менеджмент в виде организации управления фирмой, работой людей, как процесс принятия управленческих решений.

     Р.А. Фатхутдинов: «Менеджмент - вид профессиональной деятельности людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора».

     Современный экономический словарь трактует понятие «менеджмент» в двух аспектах:

     - совокупность принципов, форм, методов,  приемов и средств управления  производством и производственным  персоналом с использованием  достижений науки управления. Основная цель менеджмента

     - достижение высокой эффективности  производства, лучшего использования  ресурсного потенциала предприятия,  фирмы, компании;

     - руководство предприятия, фирмы,  руководящий орган.

     У. Джек Дункан предлагает понимать под «менеджментом» координацию людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач.

     Труд  управленческий и труд непосредственно  производительный в сферах материального  и духовного производства качественно  разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.

     Согласно  концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

     1. Религиозно-коммерческая. Она произошла  в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

     2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. 
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

     3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

     Однако  первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится  только к началу двадцатого века.

     Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.

     Первой  объективной предпосылкой, которая  стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в  Англии.

     Однако  идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.

     Третья  предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в  самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время  не существовало государственного регулирования  в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали  возможным формирование крупных  отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых  требовали формализованных способов управления.

     Появление и оформление управления как области  научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

     Успехи  в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в  других областях знаний, в том числе  с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого  менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти  области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к  решению управленческих проблем.

     В то же время в мире происходили  великие перемены, связанные с  научно-техническим прогрессом, с  изменением в отношениях общества и  правительств к бизнесу. Эти и  другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и  внешних по отношению к организации  факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые  подходы к управлению, которые  фактически отражали эволюцию менеджмента  как науки.

     С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:

      Подход к  управлению с позиций выделения  различных 
школ, базирующихся на соответствующих концепциях.

     - Процессный подход.

     - Системный подход.

     - Ситуационный подход.

     Ни  одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

     Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

     Родоначальник научного менеджмента Ф.У. Тейлор говорил, что «искусство научного управления – это эволюция, а не изобретение. Осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива требует управленческого воздействия в четырех его главных направлениях – планирование, организация, руководство и контроль.

     На  первом этапе, когда группы людей  были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком – вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

     Египетские  пирамиды, построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

     Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.

     У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

     Линейная  структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

     В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

Информация о работе Этапы развития и формирования менеджмента