Этапы развития менеджмента в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Содержание

Введение 3
1. Этапы развития менеджмента 5
1.1 Эволюция управленческой мысли 5
1.2 Этапы развития менеджмента в мире 8
1.3 История американского менеджмента на примере Ford Motor
Company 14
1.4 Развитие менеджмента в России 17
2.Разнообразие моделей менеджмента 22
1. Особенности американской модели 22
2.2 Западноевропейская модель менеджмента 24
2.3 Характеристика японской модели 26
3. Анализ современного состояния менеджмента 28
3.1 Характеристика и тенденции развития современного менеджмента 28
3.2 Задачи и цели современного менеджмента 34
3.3 Виды современного менеджмента 36
Заключение 38
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

Этапы развития мен-та в России и зарубежом (Курсяк).doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Этапы  развития менеджмента                                                                            5

    1.1 Эволюция управленческой мысли                                                             5

    1.2 Этапы  развития менеджмента в мире                                                        8

      1.3 История американского менеджмента на примере Ford Motor

      Company                                                                                                     14

    1.4 Развитие менеджмента в России                                                             17

2.Разнообразие  моделей менеджмента                                                                22

    1. Особенности американской модели                                                        22

    2.2 Западноевропейская  модель менеджмента                                             24

   2.3 Характеристика японской модели                                                           26

3. Анализ современного состояния менеджмента                                              28

   3.1 Характеристика и тенденции развития современного менеджмента   28

   3.2 Задачи и цели современного менеджмента                                             34

   3.3 Виды современного менеджмента                                                          36

Заключение                                                                                                            38

Список использованных источников                                                                   40

 

     

     Введение

     В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем управление, или  менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

     Любая наука базируется на использовании  исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

     Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и  любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее  развитие.

     Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

     Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

     Аналогичный  всплеск  интереса  к  прошлому  произошел в СССР в 80-е гг., когда также появился целый рад работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в СССР М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.

     В настоящее время в зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

     В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.

     Реорганизовываются  старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.

     Цель  курсовой работы

     Основываясь на аргументации об актуальности выбранной  темы, можно определить целевую ориентацию работы.

     Цель  курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

     В соответствии с данной целью в  курсовой работе мною решаются следующие  задачи:

     1.Выявить  основные стадии развития науки  управления.

     2.Рассмотреть  возникновение, формирование и  содержание различных школ управления.

     3.Изучить  разнообразие моделей менеджмента.

     4.Выявить  основные тенденции развития  современного менеджмента. 

  1. Этапы развития менеджмента
 
    1. Эволюция  управленческой мысли
 

     Ни  одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

     Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них  появилась необходимость управления.

     На  первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

     Египетские пирамиды, построенные в 3000 - 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

     Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными  процессами, заботились о четкой специализации  рабочих.

     У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

     Линейная  структура управления государством получила выражение в системе  управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

     В практике управления существуют примеры организаций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

     Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

     С промышленной революцией связано выделение  трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

     На  этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных  основах.

     Промышленная  революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

     Нельзя  не отметить огромного вклада английского  социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет.

     На  формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К.Маркса и Ф.Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К.Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

     В этот же период времени Ф.Энгельс  указал на то, что следует различать  управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут  отталкиваться многие ученые в своих  исследованиях.

     Однако  до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.

     Таким образом, предпосылками и источниками  формирования менеджмента как управления особого рода являются:

  • индустриальный способ организации производства;
  • развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

     Для систематизации этапов развития науки  управления первоначально использовался  исторический подход с применением  хронологического принципа.

     Американские ученые Г.Кунц и С.О.Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов. [2]

     На  протяжении всей истории развития менеджмента  ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки  разработать универсальную классификацию  школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации. 

     1.2 Этапы развития менеджмента в мире 

     Менеджмент - это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

     Моя задача состоит в том, чтобы описать в данной работе этапы развития менеджмента в двадцатом столетии в целом, как в мировом сообществе, так и в России. С некоторой условностью можно выделить 8 этапов в развитии менеджмента.

     Первый  этап развития менеджмента начался  в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Информация о работе Этапы развития менеджмента в России и за рубежом