Этапы развития менеджмента в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Содержание

Введение 3
1. Этапы развития менеджмента 5
1.1 Эволюция управленческой мысли 5
1.2 Этапы развития менеджмента в мире 8
1.3 История американского менеджмента на примере Ford Motor
Company 14
1.4 Развитие менеджмента в России 17
2.Разнообразие моделей менеджмента 22
1. Особенности американской модели 22
2.2 Западноевропейская модель менеджмента 24
2.3 Характеристика японской модели 26
3. Анализ современного состояния менеджмента 28
3.1 Характеристика и тенденции развития современного менеджмента 28
3.2 Задачи и цели современного менеджмента 34
3.3 Виды современного менеджмента 36
Заключение 38
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

Этапы развития мен-та в России и зарубежом (Курсяк).doc

— 220.00 Кб (Скачать)

     Организация может установить интранет, внутреннюю коммуникационную систему, основанную на технологиях и стандартах Интернета, открытую исключительно для сотрудников компании. Интранет выглядит и функционирует как web-сайт, однако он закрыт для широкой публики посредством специальных программ - брандмауэров. Некоторых организации расширяют возможности своей коммуникационной системы, превращая ее в экстранет - сеть, доступ к которой имеют поставщики, партнеры, покупатели и прочие сторонние лица.

     Многие компании отдают предпочтение более простым в использовании и доступным большему числу поставщиков Интернет-технологиям. С помощью Интернета или частных компьютерных связей с поставщиками такие крупные организации, как General Electric, Carrier Corp. и Ford Motor, ежегодно закупают товары и услуги на миллиарды долларов.

     Новые электронные технологии формируют  и сами организации, и управление ими. Фактически технология определяет «архитектуру» современной организации. Один из подходов к управлению информацией олицетворяют собой системы ресурсного планирования предприятия (РПП) (enterprise resource planning, ERP), объединяющие в себе основные бизнес-функции, а именно обработку заказов, проектирование изделий, закупки, управление запасами, производство, распределение, кадровые ресурсы, прием оплаты и прогнозирование будущего спроса на продукцию. Так как РПП объединяет все организационные системы, любой обратившийся к ней менеджер имеет возможность «увидеть картину в целом» и немедленно отреагировать на текущую ситуацию. РПП представляет собой основу нового, общекорпоративного подхода к управлению - подхода, в соответствии с которым любой сотрудник, от исполнительного директора до рядовых рабочих, имеет мгновенный доступ к критической информации. Таким образом, РПП поддерживает тенденцию к развитию и использованию знаний в организации.

     Прошло  уже более 40 лет с тех пор, как  Питер Друкер предложил термин «основанный  на знаниях процесс труда» (knowledge work), но только в последние годы знания действительно рассматриваются менеджментом как важный организационный ресурс, которым необходимо управлять точно так же, как денежными или материальными потоками.

     Под управлением знаниями мы понимаем систематические усилия, направленные на поиск, организацию и использование интеллектуального капитала компании, а также формирование культуры непрерывного обучения и обмена знаниями с тем, чтобы каждое новое действие в компании осуществлялось на базе полученной ранее информации. Большую роль в этом играют информационные технологии. Как часть общей системы они обеспечивают хранение данных и их распространение в рамках организации. Но целостная система управления знаниями, помимо технологий сбора, хранения и доступа к данным поддерживает такие новейшие ценности, как принятие риска, обучение и сотрудничество. Отношение к людям как к фактору производства и поиск путей повышения эффективности использования человеческих и материальных ресурсов не позволяет достичь отвечающих современным требованиям результатов. Менеджеры должны воспитывать в подчиненных способности мыслить, творить, обмениваться знаниями, строить взаимоотношения. 

     3.2 Задачи и цели современного  менеджмента. 

     Задачами  менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

     В то же время конечной целью менеджмента  как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

     Исходя  из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

     а) переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

     б) стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

     в) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

     г) разработка стратегии развития организации  и реализация;

     д) определение конкретных целей развития организации;

     е) постоянный поиск и освоение новых  рынков;

     ж) выработка системы мероприятий  для достижения намеченных целей;

     з) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением  поставленных задач.

     Задачи  менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

     Основные цели менеджмента - прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов бизнеса. Задачей менеджеров является обеспечение прибыльности деятельности фирмы посредством рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.

     Налаживание эффективной деятельности фирмы  на рынке в текущее время и  в перспективе - главное в менеджменте.

     Управление  путем постановки и реализации целей  осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы.

     Характерны  цели общие и специфические. Общие (стратегические) цели отражают концепцию  развития фирмы в целом, а специфические - разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

     Рациональное  использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей  при минимуме затрат и максимуме  эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации их труда. 
 
 
 

     3.3 Виды менеджмента. 

     Менеджмент  пронизывает всю организацию, затрагивает  практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды. [7]

     Производственный  менеджмент - это комплексная система  обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

     Финансовый  менеджмент - это комплексная система  устойчивости, надежности и эффективности  управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных  подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

     Инновационный менеджмент - это комплексная система  управления инвестициями, вкладываемыми  собственниками в развитие всех видов  инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

     Помимо  приведенных видов специального менеджмента в настоящее время  разрабатываются другие виды [7]:

  1. менеджмент социальной сферы;
  2. банковский менеджмент;
  3. налоговый менеджмент;
  4. организационный менеджмент;
  5. международный менеджмент и др.

     Менеджмент  как совокупность принципов, методов, средств и форм управления фирмами  на Западе известен в нашей стране давно. Однако еще десять лет назад наши специалисты считали, что его основными целями являются получение высокой прибыли и постоянное опережение стран социализма по производительности труда в интересах укрепления позиций империализма.

     Демократизация  общественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств.

     В связи с этим отношение к менеджменту  в России в последние годы значительно  изменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка управляющих  менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.

 

     

     Заключение

     В настоящее время менеджмент является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому предпринимателю. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму.

     В соответствии с целью и задачами курсовой работы я могу сделать следующие выводы:

     1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории  развития менеджмента. 

     Менеджмент  развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали такие выдающиеся ученые, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

     2.Рыночная  экономика требует адекватной  ей системы управления, которая  должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

     3.Большое  значение приобретает изучение  передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

     В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

     В заключение надо отметить, что менеджмент является одним из главных составляющих нашей жизни. Так как без управления невозможно ни одно предприятие, фирма или просто отношения между людьми.

 

     

Список  использованных источников

  1. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ.-СПб.:Питер. 2006.-864с.
  2. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Академический Проспект.2002.-560с.
  3. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научный редактор А.А.Радугин.-М.: Центр,1988.-432с.
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
  5. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
  6. В.М. Белоусов. История развития концепций менеджмента.-М.: ЗНАНИЕ, 2001год.
  7. Галькевич  Р.С., Набоков  В.И. Основы  менеджмента. М.: ИНФРА-М. 1998.-347с.
  8. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М.: Прогресс. 1995.-451с.
  9. Веснин В.Р. Основы  менеджмента. М.: Дело. 1997.-397с.
  10. А.М. Смолкин. Менеджмент: основа организации. М.: ИНФРА-М, высшее образование. 2001год.-411с.
  11. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. Менеджмент: Учебное пособие.-М.: ФБК-ПРЕСС, 1999год.
  12. www.eup.ru
  13. www.aup.ru

Информация о работе Этапы развития менеджмента в России и за рубежом