Этапы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Донаучный период развития менеджмента – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. до XVIII века.
Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.32 Кб (Скачать)

Классическое направление менеджмента включало в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций.

Если  «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900гг.) состоял в поисках управления фабриками и людьми на них работающими, причем это делалось относительно бессистемно, то 1-й этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием  Американского общества инженеров - механиков в 1886г. На нем Генри  Тауном был прочтен доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации  была высказана мысль, чтобы инженеров  должно интересовать нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов  и прибылей. На презентации присутствовал  тот, чьи идеи заложили принципы и  направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинсенд Тейлор (1856-1915г.), «отец научного менеджмента».

Капитализм  «на стыке веков» вступал в  свою новую монополистическую стадию, полным ходом шла техническая  революция, принесшая миру электричество  в быту и электричество в производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего  сгорания (автомобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемет Максима), жилье с «удобствами» и новый  рост производительности труда. Технический  прогресс и машинное производство требовали  стандартизации и унификации всего  производственного процесса, до сих  пор управляемого с помощью ремесленеческих  «дедовских» методов.

Широкая известность пришла к Тейлору  после его выступления на слушаниях  в Конгрессе США по изучению цехового управления. Впервые менеджменту  была придана смысловая определенность – он определен Тейлором как «организация производства». Основные теоретические  концепции Ф.У.Тейлора изложены в  его работах «Управление фабрикой» (1903г.), «Принципы научного управления» (1911г.), «Показания перед специальной  комиссией Конгресса» (1912г.). С 1885г. Тейлор - член Американского Общества инженеров-механиков, которое сыграло большую роль в организации движения за научные  методы управления производством в  США.

До  Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего, целью  же его подхода стало создание системы организации труда, базирующейся на экспериментальных данных по расчленениюфизического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей для определения наименьших затрат ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при достижении максимальных результатов.

Основным  положением, по Тейлору, является научно- обоснованные задание рабочему и  методов его выполнения, что должно повышать производительность труда. Большое  значение Тейлор придавал также стимулирующим  системам оплаты труда и нормальному  обслуживанию рабочих мест (инструментами, тарой и т.п.). Большое внимание уделялось лучшему использованию  производственных фондов предприятия. Требование рациональности распространялось также на планировку предприятий  и цехов.

Фактически  тейлоризм продолжался около 30 лет, распространяясь на все новые  сферы производства.

Кроме Ф.У.Тейлора, к «научному менеджменту» принадлежали Генри Грант и супруги  Лилиан и Фрэнк Гилберты. Широкую  известность получил график Гранта, отображающий плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства.

Ф. Гилберт (1868-1924гг.) уделял особое внимание рационализации труда, в частности  таких профессий, как каменщик и  хирург. Л. Гилберт, пережившая мужа на 38 лет и воспитавшая без него их 12 детей, сосредоточила свои интересы на пионерских разработках в сфере организационной психологии и управления персоналом.

У классического научного менеджмента  были такие недостатки, как непризнание  различия между индивидами, неучет возрастающих потребностей рабочих, игнорирование  предложений рабочих. Это приводило  к усилению конфликтов, способствовало более интенсивной эксплуатации рабочих. Тейлор смотрел на управление как на нечто машинное, и преподнесение  менеджмента шло в виде промышленного  менеджмента. Значительный вклад в  развитие системы Тейлора внес Харрингтон Эмерсон (1853-1931гг.), который исследовал принципы трудовой деятельности независимо от типа производства. Широко известна его работа: «Двенадцать принципов  производительности». Кроме того, большое  внимание Эмерсон уделял исследованию штабного принципа в управлении, подобно  тому, как Тейлор внедрил функциональный принцип, дополнивший существовавший еще из «донаучного» менеджмента  принцип линейности.

Генри Форд (1863-1947гг.) продолжил дело Тейлора  в области организации производства. Форд применил конвейерную систему  работы, максимальную специализацию, регламентированный ритм работы, механизацию транспортных операций, развивал предприятие как  комплекс, обеспечивающий себя всем необходимым, отделял основное производство от его  обслуживания. Первый конвейер был  запущен в 1913 году и превзошел  все ожидания. Модель «Т» фордовского  автомобиля были выпущены с 1908 по 1927гг. в количестве 15 млн. автомобилей. Генри Форд является автором книги «Моя жизнь, мои достижения» (1923г.).

Следующая область классического менеджмента  получила известность как административные принципы, приверженцы которых основное внимание уделяли организации в  целом и таким функциям менеджмента  как планирование, организация, командная  цепочка, координация и контроль.

Основной  вклад в развитие административного  менеджмента внесли француз Анри Файоль (1841-1925гг.) и Мари Паркер Фоллет.

В своей наиболее известной работе «Общее и промышленное управление» (1916г.) он выделяет 14 базисных принципов  управления, некоторые из них сохраняют  значимость и в наше время. Например, единовластие, единство направления - единый план - один менеджер, разделение труда, скалярная цепочка управления. Краеугольным камнем концепции Файоля являлось деление предприятия как  организма на две сферы: материальную и социальную. Первая была изучена, второй Файоль посвятил всю жизнь. Администрирование, составляя часть управления, тем  не менее, по Файолю, весьма существенна. В значительной степени успех  зависит от опыта администратора, его способностей и таланта, здесь  не может быть строгой регламентации, наподобие хронометрирования. Деятельность по управлению есть администрирование, и оно подразделяется на такие  операции как планирование, организация, контроль и мотивация.

Из  качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно выделял компетентность и приобретение опыта. Он негативно  относился к уже тогда существующей системе подготовки менеджеров ввиду  ее ограниченности инженерно-технической  стороной. Если Тейлор устанавливал рациональное управление предприятием, фигурально говоря, «снизу», то Файоль – «сверху». Тут нет противоречия, утверждал  Файоль, а есть рассмотрение разных уровней организации производства.

Заслуга Файоля заключалась и в том, что  он разделил все функции управления на общие (относящиеся к любой  сфере деятельности) и специфические.

Идеи  Файоля развивали его последователи. Так Мари Паркер Фоллет в своем  анализе динамики взаимодействий менеджеров и организаций рассматривала  вопросы этики, власти, лидерства, максимизации отдачи подчиненных. Ее концепция открыла  новую страницу в теоретических  исследованиях.

В книге «Новое государство» (1920г.), принесшей  ей широкую известность, Фоллет выдвинула  гармонию труда и капитала, которая  могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов  всех сторон.

Фоллет  пыталась совместить концепции школ «научного управления», административную и школу человеческих отношений.

Интересны и полезны были исследования Честера  Барнарда в области «неформальной  организации». Такая структура, как  считал автор, существует внутри любой  организации - ее образуют естественным образом сложившиеся социальные группы. Неформальные отношения представляют собой мощную силу, которая может  мешать, но и может быть использована в целях повышения эффективности  организации.

Еще одна научная школа классического  направления менеджмента разработана  немецким ученым Максом Вебером (1864-1920гг.), она предполагала анализ компании как  бюрократической организации. Управление, по Веберу, должно строиться на безличной, сугубо рациональной основе. Он определил  эту форму как бюрократию. Такая  концепция предполагала четкое определение  должностных обязанностей и ответственности  работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления.

Бюрократические правила и процедуры являют собой  стандартный способ взаимодействия: к каждому из сотрудников предъявляются  одни и те же требования, все они  руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила  многим организациям добиться высокой  эффективности деятельности, и не носила в подходе Вебера негативного  смысла.

В своей главной работе «Теория  социально-экономической организации» Вебер сформулировал принципы построения «идеальной» организации. Бюрократические  модели построения организации получили большое распространение в 30-40-е  гг. XX века. В дальнейшем увлечение  этим подходом («организация работает как машина») привело к усилению громоздкости управленческих структур и стало препятствовать гибкости и оперативности предпринимательской  деятельности.

В целом период доминирования классического  направления менеджмента был  плодотворным - появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.

                                                      Часть 2

               Характеристики основных революций в менеджменте.

                              Первая управленческая революция

Первая революция произошла 4—5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов

В результате на свет явился принципиально новый тип деловых  людей — еще не коммерческий делец  или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с  населения дань, под видом отправления  религиозного обряда, не пропадала  даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Оборотливые  шумерские жрецы вскоре стали  самым богатым и влиятельным  классом. Их нельзя назвать классом  собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. Оно не могло присваиваться  в личное пользование явным образом. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной  и государственной деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами.

 

Древние греки большое  внимание, помимо общегражданских функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами  и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

В те времена родились такие термины, относящиеся к искусству управления, как «демагогия» (демос - народ, аго - веду), т.е. – «руководство народом» и «деспотия» - прежде всего власть господина над рабами, стремление к неограниченному господству (корень «дес» означает «сковывать»).

Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями  было со временем децентрализовано, что  улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших  определенную власть и права в  решении гражданских дел. Реформа  территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих  пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось  управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом  измерении. В латинском языке  существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать (капитал!), то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

                               Деловые отношения и письменность

Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы  Шумера аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Некоторые  из них, говорит американский историк, автор известного учебника по менеджменту  Ричард Ходжеттс, относились к практике управления шумерских священников. Жрецы прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти  функции составляют содержание управленческого  процесса.

Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление  письменности. Запомнить весь объем  деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить  непростые расчеты. Из чисто утилитарной  надобности родился письменный язык, которым в последствии овладели и низшие слои населения. И опять  же, проникновение письменности в  народные массы происходило не как  благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые  шумер-цы овладевали навыками письменного  языка в той мере, в какой  им приходилось постоянно отвечать на различного рода запросы, официальные  приказы, вести тяжбы, рассчитывать свой бюджет.

Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался  как инструмент коммерческой и религиозной  деятельности, превратившись позже  в социальный институт и профессиональное занятие.

 

                              Вторая управленческая революция.

 

Вторая революция в  области менеджмента произошла  приблизительно через тысячу лет  после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик  и полководец, он подчинил соседние Мессопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась  эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных  написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, — ценный памятник древневосточного права и  этап в истории менеджмента.

Выдающееся значение кодекса  Хаммурапи, регулировавшего все  многообразие общественных отношений  между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования. Даже если бы Хаммурапи не сделал больше ничего, пишет Р.Ходжеттс, то и в  этом случае он занял бы достойное  место в ряду исторических персоналий менеджмента. Но он пошел дальше, считает  американский историк. Хаммурапи выработал  оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением.

Информация о работе Этапы развития менеджмента