Этапы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

Донаучный период развития менеджмента – начиная с 9-го – 7-го тысячелетия до н.э. до XVIII века.
Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.32 Кб (Скачать)

Итак, суть второй революции  в менеджменте заключается в  появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования  отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало  быть, и методов мотивации поведения.

 

                              Третья управленческая революция

 

Только через тысячу лет  после смерти Хаммурапи Вавилон  возрождает былую славу и вновь  напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоноссор II (605—562 гг. до н. э.) являлся автором  не только проектов Вавилонской башни  и висячих садов, но и системы  производственного контроля на текстильных  фабриках и в зернохранилищах. Выдающийся полководец, он прославился и как  талантливый строитель, возведший  храм богу Мардуку и знаменитые зиккураты  — культовые башни.

На текстильных фабриках Навуходоноссор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая  в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике  та или иная партия сырья. В более  современной форме этот метод  применяется, по сведениям Р.Ходжеттса, и в современной промышленности.

Итак, достижения Навуходоноссора II — строительная деятельность и  разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и  контроля качества продукции — характеризуют  третью революцию в менеджменте. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая — светско-административной, то третья — производственно-строительной.

Значительное количество управленческих нововведений можно  обнаружить в Древнем Риме. Но самые  знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н. э.) и административная иерархия Римской  католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация  функций.

 

                          Четвертая управленческая революция.

 

Четвертая революция в  менеджменте практически совпадает  с великой индустриальной революцией

XVIII—XIX веков, которая  стимулировала развитие европейского  капитализма. Если раньше те  или иные открытия, обогатившие  менеджмент, происходили от случая  к случаю и разделялись между  собой значительными промежутками  времени, то теперь они стали  обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

По мере того как индустрия  перерастала границы вначале  мануфактуры (ручной фабрики), а затем  старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная  система акционерного капитала, владельцы  все более удалялись от занятия  бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен  сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственного руководителя-собственника — несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а  не только из привилегированных классов.

Новая система собственности  ускорила развитие промышленности. Она  привела к отделению управления от производства и капитала, а затем  и к превращению администрации  и менеджмента в самостоятельную  экономическую силу.

Заметный вклад в развитие теории управления внес итальянский  государственный и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений  руководителей и подчиненных, стиля  работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой  циничные, существует нарицательный  термин коварного управления – «макиавеллизм»).

Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник  постепенно был заменен наемным  управляющим, а менеджмент превратился  в самостоятельную область жизнедеятельности.

 

                              Профессионализация менеджера.

 

Администрирование — формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент — контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкотехнический  смысл менеджмента. Демократизация собственности привела к специализации  контроля. Прежде собственник контролировал  и капитал, и производство. Теперь его заменило общество пайщиков, а  контроль над производством был  передан в руки сообщества профессионалов. Менеджеры и администрация, назначаемые  акционерами, стали их представителями  на промышленном предприятии.

Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера  сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой приложения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало  специальных знаний, навыков и  умений профессионалов. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, пользованию которыми надо было специально обучаться.

 

                                   Специализация менеджера.

 

В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия.

Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную  функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций  стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой  основе. А как их объединить? Оказывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций  менеджеру. Так возникли прообразы  нынешних отделов кадров, планового  отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога  и т. п.

Итак, вначале менеджер и  собственник — одно лицо. Затем  управление отделяется от капитала и  производства, вместо одного капиталиста-менеджера  возникают два сообщества: акционеры  и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция  каждого менеджера-специалиста вновь  дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский  отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов. Ученые изобрели особые инструменты координирования  деятельности людей, в частности, систему  принятия решений, определение целей  политики компании, философию управления.

 

                                  Корпоративный менеджмент

 

Менеджмент зародился  в частном секторе, а не в государственном. Он возник в качестве бизнес-менеджмента. Но по-настоящему он встал на ноги, т. е. явил себя миру как научная и  социальная сила, не в средних и  мелких фирмах (хотя там свободное  предпринимательство было очень  развито), а в крупных корпорациях. В таких гигантах (например, «Дженерал  Моторс»), годовые доходы которых  превышали бюджеты некоторых  государств. Благосостояние и государства, и частного сектора все больше зависело от качества управления. Менеджмент притягивал лучшие силы нации, и даже средних способностей люди, пройдя сложный путь управленца, становились  со временем выдающимися личностями.

Когда в середине XIX века зарождался современный менеджмент, этот процесс мало кто замечал. Главные  бои тогда шли между трудом и капиталом. XIX век так и называли — «поле идеологического противоборства труда и капитала». Революции, стачки, локауты потрясали промышленный мир. XX век называют эпохой противоборства индивида и организации. Весь мир  стал одной огромной организацией, в которой главное действующее  лицо — бюрократ. Революции и  забастовки в развитых странах научились  улаживать на договорной основе. Иначе  говоря, идеологическое противоборство переросло в управленческое. Сейчас не капиталист противостоит рабочему, а руководитель — подчиненному.

Итак, началом четвертой  революции в управлении явилась  буржуазная революция, символизировавшая  выход на историческую сцену новой  фигуры — капиталиста. Когда он обжился  и понял, что в одиночку ему  не сыграть всю пьесу, возникла новая  фигура — наемный менеджер. Стало  быть, начало эпохи — появление  капиталиста, а ее конец — приход менеджера.

 

                          Пятая управленческая революция.

 

Промышленная революция  и классический капитализм в целом  все-таки оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессионалом, ни главным героем. Только эпоха  монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.

 

                                     Вытеснение капиталиста.

 

Индустриальная революция  доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Хотя многие, в том  числе и Адам Смит, в этом сомневались: для них в середине XIX века главным  героем оставался менеджер-фабрикант (капиталист). Уже К.Маркс, написавший «Капитал» в конце 60-х годов XIX века, не верил в историческую перспективу  капиталиста, в его способность  эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологичным  производством.

Однако со временем теоретики  и практики начинают осознавать, что  капиталист в управлении производством  — фигура отнюдь не самая главная. По всей видимости, он должен уступить свой капитанский мостик. Но кому именно? Маркс полагал, что пролетариату, и не ошибся, поскольку именно пролетариат  завоевал господствующие позиции в  социалистических странах, включая СССР. Макс Вебер видел его преемником бюрократию, и тоже оказался прав, ибо бюрократия является мощным фактором развития во всех странах мира.

Различие взглядов социолога  М.Вебера и экономиста К.Маркса весьма примечательно. И Маркс, и Энгельс  видели, что капиталист — фигура преходящая. О том же самом говорил  и Вебер. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ — государственный чиновник. Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности способствуют вытеснению индивидуального капиталиста из производства точно также, как ручной труд вытесняется машинным. Энгельс и Маркс призывают капиталиста «уйти в отставку», уступить свое место рабочему классу. Формируется теория социалистической революции. Вебер также предлагает капиталисту подать в отставку, но уступить место менеджерам и бюрократам. Вебер заложил основы теории менеджерской революции и социологии бюрократии.

 

                             Менеджеры как социальный класс.

 

В 1941 г. Дж.Бернхайм пишет  книгу «Менеджерская революция» основной пафос которой заключается  в том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. По существу, его идеи во многом совпадают  с мыслями Вебера, с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры. Он считает, что капиталист-собственник  перестал быть необходимой предпосылкой нормального функционирования производства, что менеджеры — такой же социальный класс, как бюрократы или буржуазия. Собственность, полагает Бернхайм, это  не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности. Но контроль находится теперь в руках  менеджеров, а собственности в  прежнем ее понимании не существует.

 

                                           Менеджмент-бум

 

Своего апогея интерес  к управлению достиг в середине 50-х  годов. Друкер говорит в связи  с этим о настоящем менеджмент-буме, когда идея менеджерской революции (МР) охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. Академическая  социология «подключила» теорию МР к  объяснению социальной структуры. В 1953 г. П.Сорокин заявил о трансформации  капиталистического класса в менеджментский, а Т.Парсонс — о переходе контроля над производством, принадлежавшего  когда-то семьям — собственникам  корпораций, к управленческому и  техническому персоналу. В 1958 г. Д.Белл ввел термин «молчаливая революция» для обозначения МР и дал ей свою интерпретацию. В 1959 г. Р.Дарендорф, виднейший теоретик МР, отмечал, что законная собственность и формальный контроль отныне разделены окончательно и поэтому традиционная теория классов потеряла какую-либо аналитическую ценность. В 60-е годы поток литературы о МР увеличивается, появляются работы Р.Симеонса, Г.Ленски, Э.Гцаденса, Дж.Шумпетера, Р.Самуэльсона, Н.Смелзера.

Провозвестником окончания  менеджмент-бума явился известный бестселлер Дж.Тэлбрейта «Новое индустриальное общество». Основной пафос книги  американского экономиста состоял  в том, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный  современной техникой, становится непобедимой  силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство. В 70-е  годы менеджмент-бум, по мнению Дру-кера, оканчивается. Растет недоверие к  официальной доктрине МР, которую  считают уже чисто идеологическим или философским явлением. Идея менеджерской революции отражает скорее символ веры управляющих, чем новую реальность, которая все больше стала заявлять о себе в 80-е годы.

Информация о работе Этапы развития менеджмента