Этапы стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что современные темпы изменений в экономике и потребность в экономических знаниях из всех методов планирования обуславливают необходимость стратегического планирования, формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок и дает основу для принятия решений. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Поэтому стратегическое планирование организации должно быть чётко структурировано, разбито на этапы, последовательное исполнение которых приведут к требуемому результату.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Процесс стратегического планирования 5
1.1 Сущность и компоненты стратегии 5
1.2 Особенности стратегического управления 6
Глава 2. Этапы стратегического планирования 9
2.1 Анализ внешней и внутренней среды 9
2.2 Прогнозирование и анализ состояния предприятия 20
2.3 Миссия и цели предприятия. Виды целей 23
2.4 Стратегические альтернативы и выбор стратегии 30
Заключение 36
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 87.56 Кб (Скачать)

     • стоимость поставляемого товара;

     • гарантия качества поставляемого товара;

     • временной график поставки товаров;

     • пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

     Конкуренты

     Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

     Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.

     Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта,

низкие  издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

     Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих

замещающий  продукт, организация должна иметь  достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

     Рынок рабочей силы

     Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

     Анализ и оценка внутренней среды5.

     Основная задача анализа внутренней  среды заключена в том, чтобы  определить внутренние возможности  и тот потенциал, на который  может рассчитывать фирма в  конкурентной борьбе в процессе  достижения своих целей. 

     Анализ внутренней среды осуществляется  при помощи процесса, именуемого  управленческим обследованием. 

     Управленческое обследование представляет  собой методичную оценку функциональных  зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегических  сильных и слабых сторон.

В обследование включены следующие функции:

  1. Функция Маркетинга. Здесь анализируются такие области, как:
  • доля рынка и конкурентоспособность. Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью, которая устанавливается и контролируется высшим руководством.
  • разнообразие и качество ассортимента изделий. Предприятие должно определиться относительно приоритетов: либо оно, например, выпускает один товар, концентрируясь на его качестве, либо завоевывает потребителей богатством ассортимента. Конечно, такой выбор зависит от рода деятельности предприятия. Но в любом случае необходимо определиться в конструкции ассортимент-качество.
  • рыночная демографическая статистика, которая определяет изменения на рынках в аспекте интересов потребителей.
  • рыночные исследования и разработки для достижения оптимальной эффективности внедрения нового вида товара или услуги.
  • предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, которое помогает продать больше товаров и закрепить за собой определенное мнение.
  • эффективный сбыт, реклама и продвижение товара, которые являются существенной управленческой функцией. Существует множество примеров в мировой практике, когда блистательно сделанная реклама творила чудеса на рынках товаров и услуг.
  • прибыли. Все усилия фирмы по идеализации товаров окажутся бесполезными, если в результате будет отсутствовать прибыль.
  1. Функция Финансов и Бухгалтерского Учета. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами.
  1. Функция Операций. Здесь подразумевается постоянный анализ управления операциями и влияние производимых операций на состояние фирмы.
  2. Функция Персонала. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п. Здесь внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и прочее.
  3. Функция организационной культуры. Создание имиджа фирмы далеко не последнее дело. Имидж может являться мощным фактором привлечения клиентов или, напротив, отталкивания их.

     Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы. 

2.2 Прогнозирование и анализ состояния предприятия

     При определении целей, при  аналитической работе необходимо  опираться на определенную информацию. Получение такой информации, ее  корректировка, ведение базы данных - задача самого предприятия, требующая  серьезных финансовых затрат, организационных  усилий и наличия квалифицированных  менеджеров. Но даже при хорошо  поставленной работе с информацией  в ряде случаев получить реальную  информацию просто невозможно. Это  относится, например, к неопределенности  изменения внешней обстановки  или к данным по структуре  затрат конкурентов, которые являются, как правило, их коммерческой  тайной. Тогда на помощь должно  прийти прогнозирование. 

     Прогнозирование представляет собой  метод, в котором описание возможных  ситуаций будущего базируется  на имеющихся практических данных  и ориентируется на текущие  предположения относительно динамики  развития объекта или процесса.

     Понятно, что точность прогноза  является величиной вероятностной,  и для получения математической  модели необходимы многие допущения,  упрощающие реальную ситуацию.

     Возможные разновидности прогнозов  можно представить в виде следующего  ряда:

     1.   Экономические прогнозы - они носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по кампании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта);

     2.   Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т.д.;

     3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выбора наиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и других решений.

     4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах, цен на используемое сырье и прочее;

      5. Социальное прогнозирование - выходит за рамки чисто экономической направленности. Исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно, можно использовать, например, для прогноза сбыта.

     Степень приближения прогнозируемых оценок к действительности в значительной мере зависит от опыта и квалификации управленческого персонала предприятия. Важно само наличие таких оценок, поскольку это дает возможность проверить их обоснованность, отслеживая действия конкурентов или события во внешней среде и, пользуясь новыми данными, корректировать первоначальные оценки, приближая их к действительности. Таким образом, информация, используемая при разработке стратегического плана, часто имеет оценочный характер, но это не должно быть препятствием самой попытке создания такого плана на предприятии. Признано, что лучше иметь любую стратегию, чем не иметь никакой.

     Анализ состояния предприятия.

     Необходимость частичных изменений  в действующей стратегии или  выработки новой есть задача, решение которой зависит и  от возможностей предприятия.  Чтобы ясно представлять состояние  предприятия, используют технику  SWOT-анализа, сравнительного анализа  издержек и анализа конкурентоспособности. 

     SWOT составлено из первых букв  английских слов (S — сила, W — слабость, О — возможность, Т — угроза). Технология проведения SWOT -анализа предусматривает составление матрицы, приведенной в рис. 1.

     Первое поле - включает стратегии,  использующие сильные стороны  организации для реализации возможностей, появившихся на рынке.

     Второе поле - стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз.

     Третье поле - стратегии, минимизирующие слабости организации, использующие возможности ситуации.

     Четвертое поле - стратегии, минимизирующие слабости организации и угрозы, появившиеся во внешней среде.

     Сравнение перспектив предприятия (фирмы) в различных видах деятельности и определение приоритетов, осуществляемое на третьем шаге, преследует своей целью произвести рациональное распределение ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии (рис. 1)6. Имеются в виду внутренние параметры предприятия, которые можно отнести к его сильным и слабым сторонам, и внешние возможности и угрозы, Таким образом SWOT-анализ включает в себя одновременный анализ внешней и внутренней среды. Использование этого инструмента дает возможность получить обзорную оценку стратегического состояния предприятия. Его идея заключается в том, что успешная стратегия должна строиться на принципе увязки внутренних возможностей предприятия и внешней обстановки 

Матрица SWOT-анализ

   
               Возможности (О)
 
Угрозы (Т)
   

      Выход на

   новые  рынки

 
Расширение  производства
  

 Появление

       новых                   конкурентов

 
    Замедление 

    роста  рынка

 
 
 
Сильные

стороны

(S)

 
       Имеется портфель

             проектов

 
 
                   поле 1.

             Сила и возможности

 
                    

                              поле 2.

                      Сила и угрозы

 
         Совершенная 

           технология

 
 
 
Слабые

стороны

(W)

 
            Нехватка

           оборотных 

              средств

 
 
 
                           поле 3.

         Слабость и возможности

 
 
                             поле 4.

               Слабость и угрозы

 
  Уход с предприятия       квалифицированных

             кадров

Информация о работе Этапы стратегического планирования