Этика бизнеса и социальная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:30, контрольная работа

Описание работы

Социальная ответственность бизнеса начинает активно и успешно реализоваться во всем мире. Компании не просто решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, производства, поддерживая социально незащищенные слои и заботясь о природоохранных мерах, — они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна.

Содержание

Введение 2
1. Этика бизнеса и деловых отношений. 4
2. Этика и современное управление. 7
3. Деловой этикет. 12
Список литературы

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Другой пример сомнительной этики представлен  действиями корпорации «Менвилл», которая  десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что  вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих  фирмы. Суд штата Нью-Джерси, в конечном счете, установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций многим людям, предъявившим иск. Рассматривая это дело, Сол Геллермен указывает: 

 «...как ни  смотреть, компанию погубило несоблюдение  корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдержать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимы».  

По мнению Ляру Осмера, этические проблемы в бизнесе имеют отношение к  

«конфликту или, по меньшей мере, к вероятности  такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми  доходами, издержками и прибылью, и  показателями ее социальной ответственности, выражаемыми через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе».  

Помимо старших  руководителей, часто демонстрирующих  неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может  также действовать неэтично. 

Вышесказанное можно подтвердить следующими примерами:  

· агенту по закупке  вина поставщик предлагает ящик хорошего вина. Принять его или отказать. 

· вести из офиса  личные междугородние переговоры, как  это делают сослуживцы или нет. 

· если имеется возможность унести из офиса и использовать лично то, что предназначено для фирмы, то следует ли использовать эту возможность. 

Вот всего несколько  этических дилемм, с которыми каждый человек может столкнуться на работе. Следует подчеркнуть, что  в этих нет речи о нарушениях закона, однако, соответствующие действия обычно расцениваются как неправильные. К неэтичным действиям людей с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств, национальная, расовая дискриминация, сексуальные домогательства в рабочей среде. Также следует считать неэтичными действия с нарушением закона, которые относятся к загрязнению окружающей среды, безопасности продукции и безопасности труда. 

По данным исследований с середины 70-х гг. около 2/3 из числа 500 американских компаний в той или  иной форме вели себя противозаконно. Опросы общественного мнения показали, что приверженность к этичному поведению в США падает. Так, около 65% опрошенных американцев считают, что за последние десятилетия общий этический уровень в стране значительно снизился. Как наиболее распространенные варианты неэтичной деловой практики называют взятки, подделку документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Еще одно исследование, охватившее 15-ти летний период, показало, что руководители предприятий стали более цинично относиться к этике поведения руководства в целом. 

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел  руководители предприятий относят: 

- конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения; 

- усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах; 

- неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение; 

- общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет поведение на рабочем месте; 

- нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих. 

Существование этой последней причины подтверждается результатами исследования, в котором  было установлено, что основное влияние  на принятие неэтичных решений служащими имело поведение их руководителей. 

В широком смысле «то, что делает и как ведет  себя хозяин » - основной фактор влияния  на поведение подчиненного. 

Организации предпринимают  разные меры в целях повышения  характеристик этичности поведения  руководителей и рядовых работников. 

К таким мерам  относятся:  

· Разработка этических  нормативов. 

· Создание комитетов  по этике. 

· Провидение социальных ревизий. 

· Обучение этичному поведению. 

Этические нормативы  описывают систему общих ценностей  и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. 

Рассматривая этические нормативы, глава фирмы «Ай Би Эм » указывает: «Наша фирма ожидает от каждого своего работника в каждом конкретном случае действий в соответствии с высшими стандартами ведения бизнеса». 

К вариантам  поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение закона в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации полученной в доверительной беседе, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы. 

Обычно организации  доводят этические нормативы  до своих работников в виде печатных материалов, некоторые создают рабочие  группы по этическим нормативам. 

При разработке этических нормативов применительно  к бизнесу в других странах, следует  учитывать преобладающее отношение  к взятке и подарку в других культурах. В некоторых странах  правительственные чиновники привыкли и ждут небольших денежных подношений для стимулирования деятельности. В связи с этим Конгресс Сша принял поправку, согласно которой такие выплаты вычитаются из суммы, подлежащей налогообложению. 

Комитеты по этике.  Некоторые организации  создают постоянные комитеты для  оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого 

адвокатом по этике. Роль такого адвоката - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организацией, а также выполнение функции «социальной совести» организации. 

Социальные ревизии  предложены для оценки и составления  отчетов о социальном влиянии  действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. 

Хотя некоторые  компании пытались воспользоваться  принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены. 

Обучение этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения  показателей этичности поведения - обучение этичному поведению руководителей  и рядовых сотрудников. 

При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. 

Встраивание этики  как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать проблемы этичного поведения в бизнесе.

 

3. Деловой этикет: общие понятия. 

Этические принципы и нормы деловых людей. 

    Наиболее общая формулировка слова «Этикет» - устои, порядок поведения где-либо. Перефразируя ее, можно сказать, что деловой этикет -  это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Этикет, если понимать его как установленный порядок  поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе делового общения. 

Однако этикет не должен быть самоцелью или являться ценностью как таковой, сам по себе. Он ценен ровно настолько, насколько помогает человеку. Если этикет - помеха, то это уже не этикет, не система помощи в общении, а анти-этикет - система вреда.  

Одно из главнейших правил, определяющих сам этикет - поступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что это или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самим себе. 

Этикет является одним из первых «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе  лицу фирмы отводится немалая роль. Например, во многих странах считается, что по первому звонку в фирму у клиента создается самое стойкое впечатление об уровне ее работы. Эта закономерность проявляется повсюду и не только в телефонных разговорах. Повсюду, где присутствует этикет - выше производительность, лучше результаты. 

Поэтому всегда необходимо помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира - хорошие манеры - прибыльны. 

Практически во всем мире деловой этикет стал нормой экономической деятельности. Дело в том, что сам этикет в силу своей жизненности создает приятный психологический климат, способствующий деловым контактам и об этом никогда не стоит забывать. 

Деловой этикет - важная сторона морали профессионального  поведения предпринимателя. У отечественных бизнесменов срывается множество выгодных сделок с иностранными фирмами из-за незнания правил делового этикета. 

В практике деловых  отношений всегда есть какие-то стандартные  ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатываются формы и правила поведения. Этот набор правил и составляет этикет делового общения. 

Деловой этикет - это свод правил поведения в  бизнесе, который составляет внешнюю  сторону делового общения. 

Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях. 

Правила делового этикета помогают сближению экономических  и финансовых интересов «торговых  людей». Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, вероисповедания, социального положения, психологических особенностей. Эти различия подчинены этикету интересующей бизнесмена страны. Подчиняясь правилам игры определяющей стороны, бизнесмен закладывает основу для успеха сделки. 

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? 

Прежде всего, следует помнить, что деловой  этикет включает в себя точное соблюдение правил культуры поведения, которые  предполагают в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. 

Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру и к президенту компании и к уборщице офиса. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры. В основе поведения должна лежать нравственная оценка: деловой партнер - хороший человек. 

Культурное поведение  в деловом общении немыслимо  без соблюдения правил вербального  этикета, связанного с формами и  манерой речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в  общении данного круга деловых  людей. Так в среде бизнесменов  вполне приемлемо обращение «господин» - хозяин имущества. 

В вербальном отношении  деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них -  

«формула поглаживания» («желаю успеха», различные комплимент). 

Деловой этикет предписывает неукоснительное при деловых переговорах соблюдение правил поведения страны - партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. 

Деловой этикет требует особого поведения в  общение с клиентами. В каждом виде услуг, оказываемых клиентам, есть свои профессиональные тонкости в поведении. Главный принцип: клиент самый дорогой и желанный человек в вашем офисе. 

Информация о работе Этика бизнеса и социальная ответственность