Результаты опроса «Внешний вид» можно 
увидеть на рисунке 1.
По полученным результатам можно 
сделать вывод, что внешний вид 
менеджера ОАО «ДСК-1» максимально 
приближен к идеальному по этическим 
критериям.
Результаты опроса «Речевой этикет» 
можно увидеть на рисунке 2.
Выводы: менеджер ОАО «ДСК-1» обладает 
значительно высоким уровнем 
речевого этикета.
Результаты опроса «Рабочее место» 
отображены на рисунке 3.
По результатам можно 
сделать вывод, что рабочее место 
менеджера находится в порядке.
Таким образом, на основе анализа 
управленческого персонала можно сделать 
вывод, что этика руководителей находится 
на достаточно высоком уровне.
Для усовершенствования внешнего 
вида можно предложить следущее:
  - больше внимания уделить деталям, аксессуарам (часы, украшения, парфюм, ремень и т.д.);
- рекомендуются одноцветные костюмы коричневого, синего, бежевого, серого тонов. С ними хорошо гармонируют одноцветные рубашки и галстуки; Замечено, что сочетание коричневых и синих тонов придает внешнему виду солидность и авторитетность.
Что касается речевого этикета, менеджерам 
необходимо изучить строительную терминологию, 
чтобы увеличить объем активного словаря 
и без затруднений общаться с коллегами 
и заказчиками.
Рекомендации, касающиеся рабочего места:  
нужно уделить внимание упорядоченности 
вещей на столе, у каждой вещи должно 
быть свое место, также следует избегать 
на столе лишних предметов (семейных 
фото, сувениров и т.д.).
2. 3 Способы 
повышения этического уровня 
организации
В  целях повышения этичности поведения 
руководителей и рядовых сотрудников 
можно использовать следующие мероприятия 
и методы:
  - создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители высшего руководства компании, собственники. Они выполняют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам;
- «карты этики» - набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях. Это необходимое мероприятие, не смотря на то, что на предприятии ОАО «ДСК-1» уже есть действующий этический кодекс. Здесь этический кодекс носит скорее формальный характер и требует конкретизации;
- проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов перед широкой общественностью о ходе программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями - влиятельными журналами, телеканалами, ассоциациями и т.п.;
- обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов - повысить общую культуру профессионального поведения и этичность поступков, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий;
- этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. Результатом такой экспертизы становится система предложений, направленных на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации, а также внесение коррективов в практику деятельности организации (или ее конкретных проектов); 
- этическое консультирование проводится тогда, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации (или в ней отсутствуют соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны
- личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Личный пример высоконравственного поведения руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать новым этическим нормам.
На руководителя должны быть 
возложены следующие моральные 
обязательства:
  - анализ ценностных аспектов любой проблемы, встающей перед организацией;
- контроль аффектов и эмоций - как своих собственных, так и окружающих людей;
- анализ предпочтений в организации в категориях «осознание», «вовлеченность», «приверженность», являющихся неопределенными понятиями;
- реализация этического выбора - «делать не то, что хочется, а то, что следует»; 
- овладение «философией благородного труда»;
- овладение искусством безразличия к собственной выгоде;
Таким образом, эффективно разработанные 
и грамотно внедренные вышеизложенные 
мероприятия и методы помогают сделать 
работников более ответственными, приучают 
к бизнес-этике, изменяют его отношение 
к выполняемой работе и службе кардинальным 
образом в положительную сторону. В конечном 
итоге это приведет к индивидуальному 
развитию каждого сотрудника как профессионала 
своего дела, что увеличивает выгоду компании.
 
Заключение
Под этикой на производстве 
понимается нравственная культура отношений 
между деловыми людьми: в рамках 
корпорации, с клиентами, с партнерами, 
инвесторами, конкурентами, социальной 
средой конкуренции 
Значение этики на производстве 
основано на том, что бизнес делается 
не только на экономической основе, 
но и на этической. Профессиональная 
роль любого сотрудника организации 
неотъемлемо связана с выполнением 
им этических норм, правил поведения 
и взаимоотношений с внешним 
окружением. Соблюдение этики является 
одним из главных критериев оценки 
профессионализма как отдельного сотрудника, 
так  предприятия в целом. Основными 
структурообразующими элементами этики 
выступают мораль и этикет. 
ОАО «Домостроительный комбинат 
№1» главной своей целью ставит оказание 
услуг возведения объектов жилой недвижимости.
Анализ сложившейся деловой 
этики в ОАО «ДСК-1» показал, что деловая 
этика организации после проведения диагностики 
может быть оценена как удовлетворительная, 
так как в организации существует четко 
выработанная нормативной база по деловой 
этике (этический кодекс), требующая доработки 
и корректировки; 
Используя полученную информацию 
об этике ОАО «ДСК-1» в целях развития 
этики и эстетики руководству организации 
предлагаются следующие мероприятия:
  - повышение уровня доверия сотрудников к руководству;
- создание и поддержание информационной линии, по которой сотрудники могут обратиться со своими вопросами по фактам щекотливых ситуаций, сообщить о случаях неэтичного поведения;
По результатам проведенного 
исследования можно сделать вывод, 
что этический уровень организации 
нуждается в модернизации. Руководителям 
на предприятии следует больше внимания 
уделить речевому этикету (увеличить объем 
активного словаря в сфере строительства) 
и внешнему виду. В первую очередь сам 
руководитель должен подавать пример 
своим подчиненным.
Для успешного функционирования 
предприятия необходимо создать 
комитет по этике, регулярно проводить 
этические экспертизы и обучать сотрудников 
этичному поведению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список 
использованной литературы:
  - Алексина, Т.А. Прикладная этика. – М.: РУДН, 2006.
- Андреева И.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие. - СПб: Вектор, 2005.
- Белолипецкий, В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. Учебно-практическое пособие. – М.: ИКЦ МарТ, 2004.
- Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2009.
- Джен Ягер. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. – М.:2009.
- Егоршин, А.П., Распопов, В.П., Шашкова, Н.В. Этика деловых отношений. – Н.Новгород: НИМБ, 2008.
- Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: Центр, 2007.
- Колодко Гж. В. Этика в бизнесе, экономике и политике. М.,2007.
- Красникова, Панферова. Корпоративная этика как инструмент менеджмента. Журнал "Акционерное общество", № 5, 2007.
- Кротова, Н.В. Управление персоналом. Учебник. - М.: 2008.
- Логинова, А.С. Основные принципы этикета: Секретарское дело, 2007.
- Макашова, Н. Этика и экономическая теория. Общественные науки и современность. №3: 2008.
- Мескон, М. – Основы менеджмента. – М.: Дело, 2009.
- Основы этических знаний. под ред. проф. Росенко, М.Н. – Лань:2008.
- Разин, А.В. Этика. Учебник для вузов. – М.: 2007.
- Свиткин М.З. Социально-психологические аспекты менеджмента организации // Стандарты и качество. №1:2005. -.
- Семенов, А.К. Маслова, Е.Л. Этика менеджмента. – М.: Дашков и К., 2008.
- Семенов, А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. - Дашков и К.: 2008.
- Собат Энн Мери - Бизнес-этикет: 2002.
- Трейси Б., Высший пилотаж. – М.: ОМЕГА-Л, 2008.
- Уткин, Э.А. История менеджмента. – М.: ЭКМОС, 2009.
- Честара, Дж. Деловой этикет. Пер с англ. Бесковой, Л. – М. - ФАИР: 2007. 
- http://www.dsk1ko.ru/
- http://volg-mfua.ucoz.ru/
1 Алексина, Т.А. Прикладная этика. – М.: 
РУДН, 2006.
2 Егоршин, А.П., Распопов, В.П., Шашкова, 
Н.В. Этика деловых отношений. – Н.Новгород: 
НИМБ, 2008
3 Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений. 
– М.: Финансы и статистика, 2009
4 Логинова, А.С. Основные принципы этикета. 
– Секретарское дело, 2007
5 Семенов, А.К., Маслова, Е.Л. Этика менеджмента. 
– М.: Дашков и К, 2008
6 Семенов, А.К. Этика менеджмента. Учебное 
пособие. - М., 2008