Эволюция менеджмента: школы, подходы, современное состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время известны 4 подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
I. Подход с позиции выделения различных школ, который заключает в себя фактически 4 разных подхода:
1. Школа научного управления;
2. Административная или классическая школа;
3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук;
4. Школа науки управления или математическая школа управления.

Содержание

1. Эволюция менеджмента: школы, подходы, современное состояние……….3
2. Содержательные и процессуальные теории мотивации: сущность, отличия, сходство, применяемость на практике…………………………………………10
3. Список литературы……………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 37.72 Кб (Скачать)

     До этого каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации.

     Они не могли правильно определить все основные компоненты организации,  также ни одна из школ не задумывалась над воздействием среды на организацию.

Ситуационный  подход

     Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

     Ситуационный подход подчеркивает значимость “ситуационного мышления”. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

      Ведущие ученые и руководители считают, что “лучшего способа” управления не существует. 
 
 
 
 
 
 

2. Содержательные и  процессуальные теории  мотивации: сущность, отличия, сходство, применяемость на  практике. 

Содержательные  теории мотивации

1. Теория  мотивации   потребностей  А. Маслоу

Согласно  этой теории успех побуждения работников к производительному зависит от того, на сколько правильно учтены актуальные потребности человека.

     Все потребности человека согласно теории А. Маслоу делятся на 5 категорий.

1. Физиологические – еда, вода. жилье, отдых и т.д.

2. Безопасность  и уверенность в будущем - защита  от физических и психологических  посягательств со стороны окружающего  мира, а также уверенность в  том, что в будущем физиологические  потребности будут удовлетворены.

3. Социальные - к ним относится чувство принадлежности  к социальной группе (семья, родственники, друзья, коллеги по работе) и увлечениям.

4. Уважение  к себе - потребность в личных  достижениях, компетентности, признании  и уважении со стороны окружающих.

5. Самоуважение - это потребность самовыражения,  реализации своих потенциальных  возможностей и росте как личности.

     Заслуга Маслоу состоит в том, что он все потребности человека расположил в виде строгой иерархической структуры.

     Потребности низшего уровня должны быть удовлетворенными до того как потребности высшего уровня начнут влиять на мотивацию.

     Недостатком теории Маслоу является то, что она не принимает во внимание индивидуальные черты людей. 
 
 

2. Теория  ERG Альдерфера.

     В отличие от Маслоу, Клейтон Албдерфер считает, что существует три группы потребностей:

     Потребности существования. Они как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности и физиологические потребности.

     Потребности связи  - отражают социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей и т.д.  К этой группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу.

     Потребности роста - аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те  потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности и самосовершенствованию.

     Отличие между теориями Маслоу и Альдерфера состоящее в том, что по теории Маслоу движение потребностей происходит только снизу вверх, а Альдерфер считал, что движение возможно в обе стороны. Если каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз.

     Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении  удовлетворить потребность.

3. Теория потребностей Мекклелланда.

     Теория Дэвида Мекклелланда представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации Маслоу. Его модель мотивации делает основной упор на потребности высших уровней.

     Он исходил из того, что людям  присущи три потребности:

  • Потребность власти (потребность властвовать) - выражается как стремление воздействовать на других людей.
  • Потребность успеха (потребность достижения) - удовлетворяется в процессе доведения работы до успешного завершения.
  • Потребность причастности (потребность соучастия) - выражается в стремлении человека принять участие в решении наиболее важных задач организации

     Вывод: менеджер, располагая данными о преобладающих потребностях своих подчиненных, должен избрать тот вариант мотивации, который в наибольшей мере будет способствовать достижению целей работника и организации.

4. Двухфакторная теория  Герцберга

     Мотивация связана с характером и содержанием работы и зависит от:

  • гигиенических факторов («факторы здоровья») - связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа, и включает в себя: стиль руководства, статус, правила, распорядок и режим работы, зарплату, отношения с коллегами и подчиненными;
  • мотивирующих факторов («факторы удовлетворители») - связанные с самим характером и сущностью работы. Это трудовые успехи, признание заслуг, ответственность за порученное дело, профессиональный и служебный рост.

     Вывод: для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических факторов, но и этих мотивирующих факторов.

     Все 4 теории мотивации основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, в то же время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации. 
 

Процессуальные  теории мотивации

1. Теория ожидания  Виктора Врума.

     В соответствии с этой теорией мотивация зависит от трёх факторов:

  • Ожидание возможного результата.
  • Ожидаемого вознаграждения от этого результата.
  • Ожидаемой ценности вознаграждения.

          Схематично эту теорию можно представить формулой:

     Ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты * ожидаемая ценность вознаграждения * ожидания того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение = МОТИВАЦИЯ   (1*2*3 = мотивация).

     Вывод: менеджер должен представлять потребности работников и предлагать им адекватное вознаграждение. причем для эффективной мотивации менеджер должен установить четкое соотношение между достигнутым результатом и вознаграждением.

2. Теория справедливости  Стейса Адамса (теория равенства)

     Эта теория, объясняя мотивацию, утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затраченные ими усилия и сопоставляет его с вознаграждением других людей.

     Практический вывод  из теории справедливости состоит в том, что до тех пор, пока человек не начнет считать, что его вознаграждение справедливо, он будет стремится уменьшить интенсивность труда.

3. Модель Портера-Лоулера

    Эдвард Лоулер и Лайман Портер предложили расширенную комплексную версию модели Врума, в которой объединили теорию ожидания и теорию справедливости.

     Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.

     Они рассматривали вознаграждение и их воспринимаемую справедливость в качестве недостающего звена в модели Врума между производительностью и удовлетворенностью. Причем внутренние награды, реализующие потребности высшего уровня, изображаются как более вероятная причина удовлетворенности и дальнейшей мотивации по сравнению с внешними наградами.

     Вывод: результативный  труд  ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать.

     Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы, осуществлять определенные действия, затрачивая  большие или меньшие усилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 704 с.
  2. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 2004.- 415с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000.

Информация о работе Эволюция менеджмента: школы, подходы, современное состояние