Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:20, реферат
Подлинно - научный подход к изучению управления основывается на принципе историзма, предполагающем рассмотрение управления в конкретной социально-экономической среде его реализации. Сущность управления всегда неразрывно связана со специфическими закономерностями самой управляемой системы, и изучение управления как исторически конкретного социального явления составляет важнейшее содержание проблематики теории управления.
Управленческая мысль уходит своими корнями в далекое историческое прошлое. До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содер
Введение…………………………………………………………………………..3
1)Этапы и школы развития менеджмента……………………………………...4
1.1)Этапы развития менеджмента………………………………………………4
1.2)Школы развития менеджмента………………………………………………6
2) Системный подход к управлению…………………………………………...13
3) Ситуационный подход к управлению……………………………………….16
4) Современные модели менеджмента…………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..28
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1)Этапы и школы развития менеджмента……………………………………...4
1.1)Этапы
развития менеджмента…………………………
1.2)Школы
развития менеджмента…………………………
2) Системный
подход к управлению……………………………
3) Ситуационный
подход к управлению……………………………
4) Современные модели менеджмента…………………………………………19
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………..28
Введение
Подлинно - научный подход к изучению управления основывается на принципе историзма, предполагающем рассмотрение управления в конкретной социально-экономической среде его реализации. Сущность управления всегда неразрывно связана со специфическими закономерностями самой управляемой системы, и изучение управления как исторически конкретного социального явления составляет важнейшее содержание проблематики теории управления.
Управленческая мысль уходит своими корнями в далекое историческое прошлое. До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления.
Знание
истории менеджмента
В данном
реферате рассмотрены основные этапы
развития и модели менеджмента, а
также предоставлено описание состояния
менеджмента в России в наши дни.
1.Этапы
и школы развития
менеджмента.
1.1.Этапы
развития менеджмента:
Он говорил также: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботится о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю».
В своих работах Макиавелли касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.
1.2.Школы
развития менеджмента:
Школа научного управления (1885-1920).
Основателем школы научного менеджмента считается Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915) — инженер-практик и менеджер. Его главный труд «Принципы и методы научного менеджмента» был опубликован в 1911 г. и принес автору широкую известность. В книге наглядно показано, какие огромные потери имеют место на каждой фабрике в стране из-за низкой эффективности работы. Тейлор доказывал, что лучший менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах. Принципы научного менеджмента применимы ко всем видам человеческой деятельности и при правильном использовании дают удивительные результаты.
Работая
на заводах сталелитейной
Тейлор считал, что чем выше разделение труда, тем выше его производительность; заработная плата должна зависеть от количественных показателей; решения должны принимать собственно инженеры, а рабочие только работать и беспрекословно подчиняться управляющему. Для рационализации процесса труда Тейлор проводил эксперименты, подбирая для участия в них наиболее сильных и ловких рабочих. На основе установленных норм выработки осуществлялось стимулирование труда: люди, которые производили больше, вознаграждались больше.
Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность. Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.[5]
Участниками успешного становления движения научного управления были Франк и Лилиан Гилбрет, которые также искали пути повышения эффективности труда через усовершенствование многих ручных операций. Они использовали наблюдения, замеры, микрохронометраж, использовали даже видеокамеру. Супруги Гилбрет разработали метод анализа микродвижений рабочего, в основе которого кинограммы движений рабочего с последующим определением их стандартных последовательностей и наборов. Так, ими было выведено 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилбрет в обратном прочтении).
Ф. Гилбрет написал широко известные книги «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений».
Ф. и JI. Гилбрет были ведущими консультантами своего времени по промышленной эффективности.[5]
Следует назвать также еще одного американского организатора производства — Г. Эмерсона, разработавшего комплексный, системный подход к организации управления. Широко известна его книга «Двенадцать принципов производительности».
Вот эти принципы:
Ведущими принципами Г. Эмерсон считал точно поставленные цели и здравый смысл.[6]
Концепция
научного управления стала серьезным
переломным этапом, благодаря которому
управление стало признаваться самостоятельной
областью научных исследований. Родилась
новая наука, выявляющая методы и подходы,
которые эффективно могли быть использованы
практиками для достижения целей организации.
Классическая (административная) школа управления (1920-1950).
«Отцом» классического менеджмента считается французский предприниматель и инженер Анри Файоль (1841-1925 гг), создавший первую целостную классическую школу управления и сформулировавший ее основные принципы и функции.
В 19 лет Файоль поступил в большую французскую горнодобывающую компанию, где сначала работал горным инженером, а затем стал ее генеральным управляющим. С помощью применения умелого руководства, или «административной науки», как он называл ее, Файоль вывел компанию из состояния банкротства и сделал ее процветающей.
Файоль подчеркивал прежде всего важность управленческой роли администратора. Он указывал, что управление играет важную роль в административной деятельности — координировании дел, больших и малых, промышленных, коммерческих, политических, религиозных, любых других.
Большое значение Файоль придавал подготовке управляющего. Он основал школу, которая собиралась раз в неделю для изучения административных проблем практических руководителей. Книга А. Файоля «Общее и промышленное управление» была опубликована в 1916 г. В ней он выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на этой основе сформулировал принципы администрирования.
В административной функции Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организация, координация и контроль.
Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, осуществляющийся на любом уровне организации. В этом его вклад в теорию управления.[3]
Для открытия
и популяризации вклада Файоля много
сделал Линдел Урвик. Этот британский
военный офицер известен как чиновник
и как консультант по управлению. В работах
Л. Урвика основные положения А. Файоля
получили дальнейшее развитие. Главное
внимание Л. Урвик уделял разработке принципов
построения формальной организации.[5]
Школа «человеческих отношений» (1930-1950).
Самыми крупными авторитетами в развитии школы «человеческих отношений» считаются Мери Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.
Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». А знаменитые эксперименты Э. Мэйо, проводимые в 1927 г. на заводах «Уэстерн Электрик» в Хоторне, обозначили тот момент в истории управления, когда интересы рабочих начали приниматься всерьез. Эти эксперименты открыли новое направление в теории управления, акцентирующее внимание на человеческом аспекте эффективности.
Когда ассистенты Мэйо провели тщательное наблюдение за рабочими, было обнаружено, что независимо от характера изменений условий (больше света, меньше света, время отдыха и т.д.), эти изменения всегда приводили к увеличению производительности труда (как в контрольной, так и экспериментальной группе).
Мэйо открыл то, что позже было названо эффектом Хоторна: особое обращение — даже плохое — может из- за человеческого фактора дать положительные результаты. Он обнаружил, что производительность труда — это, в основном, функция рабочих установок. Внимание, уделяемое рабочим, придавало им статус и чувство значительности. Статус рабочего в его мини-обществе и возможности повышения роли рабочего имеют такое же решающее влияние, как и инструменты, которые он использует.
Благодаря тому, что было продемонстрировано в Хоторне и в других случаях, Мэйо смог показать, что гуманное и уважительное обращение с рабочими в конце концов «окупается».[3]
Представитель школы человеческих отношений Д. МакГрегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения («кнута и пряника»), второй — на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.
Среди рекомендаций школы — создание благоприятных отношений между управляющими и подчиненными, благоприятного морального климата в коллективе, предоставление работникам более широких возможностей общаться на работе, изучение потребностей работников, консультации с ними.[5]
Школа поведенческих наук.
Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого – бихевиористкого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Макгрегора и Фредерика Херцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился к большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями.[3]