Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:20, реферат
Подлинно - научный подход к изучению управления основывается на принципе историзма, предполагающем рассмотрение управления в конкретной социально-экономической среде его реализации. Сущность управления всегда неразрывно связана со специфическими закономерностями самой управляемой системы, и изучение управления как исторически конкретного социального явления составляет важнейшее содержание проблематики теории управления.
Управленческая мысль уходит своими корнями в далекое историческое прошлое. До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содер
Введение…………………………………………………………………………..3
1)Этапы и школы развития менеджмента……………………………………...4
1.1)Этапы развития менеджмента………………………………………………4
1.2)Школы развития менеджмента………………………………………………6
2) Системный подход к управлению…………………………………………...13
3) Ситуационный подход к управлению……………………………………….16
4) Современные модели менеджмента…………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..28
Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Её главный постулат в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.[5]
Школа науки управления (количественная школа) в менеджменте (1959 – по настоящее время).
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. [3]
Основа данной школы - исследование операций, т.е. применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.[5]
Взаимосвязь этих школ — то, что создает высокоэффективные методы управления.
Школы
менеджмента.
С дальнейшим
развитием общества необходимость
конкретного использования управления
становилась все более очевидной, увеличивалось
и число теорий и подходов к управлению,
каждый из которых имеет свою ценность
и вносит свой вклад в общую теорию и практику
менеджмента. Менеджер, осуществляя управленческую
функцию, использует в своей работе самые
разные подходы. [3]
Рассмотрим 2 основных подхода - системный и ситуационный.
2.
Системный подход к
управлению.
При системном подходе, предприятие рассматривается как технико-экономическая и социальная система.
Понятие «система» предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимосвязаны и имеют многообразные связи с внешней средой.
Внешняя среда здесь определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.[1]
Предприятия представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, например: предприятие цех производственный участок участок «человек-машина». Иными словами они представляют собой управляющую подсистему (совокупность всех органов управления) и управляемую подсистему (все производственные подразделения и службы предприятия).[6]
Схематически представить предприятие как систему можно следующим образом:
Предприятие
как система.
Где:
А –
управляющая подсистема, Б – управляемая
подсистема.[1]
Классификация систем.
Системы классифицируются следующим образом:
Существует ряд законов, контролирующих функционирование предприятия, как системы:
Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем.
Они включают:
Системный поход обращает внимание руководителя
на специфические свойства отдельных
элементов объекта управления, а также
на появление в них новых свойств и качеств,
когда эти элементы становятся совокупностью.
Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход – это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.[1,6]
Системный
подход получил развитие благодаря использованию
компьютерной техники и созданию централизованных
информационных систем. Использование
компьютерной техники на основе системного
подхода позволяет совершенствовать методы
и структуру управления производством.
3. Ситуационный
подход.
Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении. С одной стороны, он один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику вырабатывания ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации.[6]
Главным элементом в нём является ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые наибольшим образом влияют на объект в данное время и которые, прежде всего, нужно учитывать в процессе управления.[1]
Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением объекта управления и его функционирования во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. Этот подход позволяет принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее модифицирования, а не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Возможность осуществления предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход гораздо более эффективным и позволяет избежать иногда значительных потерь ресурсов и времени.[5]
В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ. Ситуационный анализ - это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в базе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации.
Однако технологии ситуационного анализа позволяют не ограничиваться принятием управленческих решений в конкретной управленческой ситуации. Они позволяют, основываясь на более глубоком анализе ситуаций, институте тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации. При проведении ситуационного анализа используются специально разработанные технологии, базирующиеся в значительной степени на использовании современных методов получения, разбора и обработки экспертной информации.[3] Центральную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных переменных. Они ключ к пониманию ситуации, а значит, к утверждению эффективных управленческих решений.
Ситуационные
переменные формируют ситуацию, они
делятся на внутренние
переменные (факторы, существующие внутри
объекта управления) и внешние
переменные (факторы, влияющие на объект
управления извне). [1] Перечислим их.
Внутренние переменные:
Внешние переменные:
Схематично ситуационную модель предприятия можно изобразить следующим образом:
Ситуационная
модель предприятия.
[1]
Ситуационный
подход пытается увязать конкретные приемы
и теории с конкретными ситуациями для
того, чтобы достичь целей организации
наиболее эффективно.
4.
Современные модели
менеджмента.
В каждой стране бизнес, а следовательно, и менеджмент, имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.
Модели национального менеджмента — североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского — в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления.[7]