Эволюция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Подлинно - научный подход к изучению управления основывается на принципе историзма, предполагающем рассмотрение управления в конкретной социально-экономической среде его реализации. Сущность управления всегда неразрывно связана со специфическими закономерностями самой управляемой системы, и изучение управления как исторически конкретного социального явления составляет важнейшее содержание проблематики теории управления.
Управленческая мысль уходит своими корнями в далекое историческое прошлое. До нас дошли отрывочные разрозненные сведения, содер

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1)Этапы и школы развития менеджмента……………………………………...4
1.1)Этапы развития менеджмента………………………………………………4
1.2)Школы развития менеджмента………………………………………………6
2) Системный подход к управлению…………………………………………...13
3) Ситуационный подход к управлению……………………………………….16
4) Современные модели менеджмента…………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту исправлено и дополнено.docx

— 290.94 Кб (Скачать)

Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Её главный постулат в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.[5] 

Школа науки управления (количественная школа) в менеджменте (1959 – по настоящее  время). 

Математика, статистика, инженерные науки и связанные  с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние  можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе  работы. Но до второй мировой войны  количественные методы использовались в управлении недостаточно. [3]

Основа  данной школы -  исследование операций, т.е. применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывают модель ситуации. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.[5]

Взаимосвязь этих школ — то, что создает высокоэффективные методы управления.

Школы менеджмента.                                                                           Таблица 1

                                                                                                                      [7]

С дальнейшим развитием общества необходимость  конкретного использования управления становилась все более очевидной, увеличивалось и число теорий и подходов к управлению, каждый из которых имеет свою ценность и вносит свой вклад в общую теорию и практику менеджмента. Менеджер, осуществляя управленческую функцию, использует в своей работе самые разные подходы. [3] 

Рассмотрим 2 основных подхода - системный и ситуационный.

  

2. Системный подход к управлению. 

При системном  подходе, предприятие рассматривается как технико-экономическая и социальная система.

Понятие «система» предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимосвязаны и имеют многообразные связи с внешней средой.

Внешняя среда здесь определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.[1] 

Предприятия представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем, например: предприятие    цех   производственный участок  участок    «человек-машина». Иными словами они представляют собой управляющую подсистему (совокупность всех органов управления) и управляемую подсистему (все производственные подразделения и службы предприятия).[6]

Схематически представить предприятие как систему можно следующим образом:

Предприятие как система.                                                                        Схема 1

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Где: 

А –  управляющая подсистема, Б – управляемая  подсистема.[1] 
 

Классификация систем.

Системы классифицируются следующим образом:

  1. По составу: простые (составные элементы легко устанавливаются, структура системы может быть точно описана) и сложные (выделить составные элементы и описать их взаимодействие крайне трудно, даже невозможно).
  2. По точности действия: детерминированные (поведение составляющих элементов определяется точно, при условии наличия данных о состоянии системы в данный момент и способе обработки информации об этой системе) и вероятностные (нельзя точно определить будущее состояние системы, даже зная состояние системы на данный момент и способ обработки информации об этой системе).
  3. По отношению к внешней среде: открытые (система, которая обменивается с внешней средой информацией, энергией итд) и закрытые (система, не имеющая контакта с внешней средой).
 

    Существует  ряд законов, контролирующих функционирование предприятия, как системы:

    • Закон необходимого разнообразия  гласит, что успешно справиться с разнообразием в управляемой подсистеме может только такая управляющая подсистема, которая сама обладает достаточным разнообразием.
    • Закон внутреннего соответствия отражает соответствие деятельности каждого подразделения в любой момент времени поставленным общим целям.
    • Закон резервов гласит, что нормальная деятельность объекта невозможна без наличия соответствующих резервов.
    • Закон оптимальных величин гласит, что величина каждого показателя деятельности коллектива должна иметь оптимальное значение.[1]

Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем.

Они включают:                

    • Установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и каналов, по которым осуществляются связи в пределах системы;                  
    • Создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена;                  
    • Создание механизма, обеспечивающего это согласование;                  
    • Организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой.[3] 

 
Системный поход обращает внимание руководителя на специфические свойства отдельных элементов объекта управления, а также на появление в них новых свойств и качеств, когда эти элементы становятся совокупностью.

Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход – это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.[1,6] 

Системный подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информационных систем. Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.  
 

3. Ситуационный подход. 

Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных в современной науке об управлении. С одной стороны, он один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику вырабатывания ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации.[6]

Главным элементом в нём является ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые наибольшим образом влияют на объект в данное время и которые, прежде всего, нужно учитывать в процессе управления.[1]

Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением объекта управления и его функционирования во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. Этот подход позволяет принимать решения, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее модифицирования, а не исходя из традиционного принципа проб и ошибок. Возможность осуществления предварительного анализа ситуации и предвидения ее ожидаемых изменений делает ситуационный подход гораздо более эффективным и позволяет избежать иногда значительных потерь ресурсов и времени.[5]

В основу ситуационного подхода положен ситуационный анализ. Ситуационный анализ - это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в базе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации.

Однако технологии ситуационного анализа позволяют не ограничиваться принятием управленческих решений в конкретной управленческой ситуации. Они позволяют, основываясь на более глубоком анализе ситуаций, институте тенденций, закономерностей и факторов, определяющих их развитие, более обоснованно принимать долговременные управленческие решения, вплоть до корректировки стратегических целей организации. При проведении ситуационного анализа используются специально разработанные технологии, базирующиеся в значительной степени на использовании современных методов получения, разбора и обработки экспертной информации.[3] Центральную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных переменных. Они ключ к пониманию ситуации, а значит, к утверждению эффективных управленческих решений.

Ситуационные  переменные формируют ситуацию, они делятся на внутренние переменные (факторы, существующие внутри объекта управления) и внешние переменные (факторы, влияющие на объект управления извне). [1] Перечислим их. 

Внутренние  переменные:

  • Люди (поведение отдельных людей, их потребности, а также поведение людей в группах: 1 из форм такого фактора- конфликты);
  • Цели (цель, которой стремится достигнуть предприятие);
  • Задачи (предписанная работа, которая должна выполняться в определённые сроки определённым способом);
  • Технологии (сочетание квалификационных навыков и специальных знаний работников, необходимых для выполнения поставленной задачи);
  • Структуры (связь и взаимоотношения уровней управления с подразделениями и службами).

    Внешние переменные:

  • Потребители (потребители товара);
  • Поставщики (поставщики сырья, оборудования итд);        прямое
  • Конкуренты (производители аналогичной продукции);    воздействие         
  • Правительственные органы
  • Экономика страны
  • Научно- технический прогресс       косвенное воздействие
  • Политика в стране
 

Схематично ситуационную модель предприятия можно изобразить следующим образом:

Ситуационная модель предприятия.                                                        Схема 2

[1] 

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и теории с конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.  
 
 
 
 

4. Современные модели менеджмента. 

В каждой стране бизнес, а следовательно, и  менеджмент, имеет свое «национальное лицо», свои отличительные особенности, во многом продиктованные психологией народа и его национальными традициями.

Модели  национального менеджмента — североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского — в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления.[7]

Информация о работе Эволюция менеджмента