Эволюция управленческой мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..….3
1.Особенности классической школы управления в России…………………..……5
1.1Предыстория формирования…………………………………………………...….5
1.2 Советская школа управления………………………………………………..……..6
2.Особенности школы человеческих отношений в России………………….……..12
3. Системный подход к менеджменту в России…………………………………….18
4. Перспективы менеджмента в России……………………………………...………22
Заключение……………………………………………………………….……………28

Работа содержит 1 файл

образец курсавой.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

  При стратегическом планировании производства учитываются существующий уровень продаж, результаты маркетинговых исследований и оценки потребительских предпочтений и приемлемости, возможности расширения производственных мощностей и закупки сырья и материалов. При формировании стратегического плана необходимо обязательное подключение финансовых и экономических служб предприятия. В стратегическом планировании предусматривается возможность разработки и освоения производства новых видов продукции, рециклинга существующего ассортимента с целью повышения конкурентоспособности.

  На  основе стратегического плана, который  подвергается периодической корректировке  в соответствии с новыми условиями, разрабатываются оперативные планы, согласованные с циклами работы отдельных подразделений предприятия: технологические цехи, отделы продаж, закупок и т. п.

  Особое  внимание уделяется системе контроля выполнения плановых заданий, анализу причин отклонений от заданных показателей, как по количеству, так и по качеству. Для этих целей удобно использовать семь японских статистических инструментов качества.

  Профессор К. Исикава (Япония) говорил: «Основываясь на опыте своей деятельности, могу сказать, что 95 % всех проблем фирмы могут быть решены с помощью этих семи приемов»31.

К этим семи приемам относятся:

  •  контрольные листки;

  •  гистограммы;

  • диаграмма Парето;

  •  причинно-следственная диаграмма;

  • диаграммы рассеивания;

  •  методы расслаивания;

  • контрольные карты. Контрольные  листки и гистограммы -

это первичные  формы сбора данных, на основе которых  разрабатываются статистические инструменты более высокого уровня. С помощью диаграммы Парето можно выявить главные факторы, влияющие на процесс. Причинно-следственная диаграмма, предложенная профессором К. Исикава, позволяет выявить и ранжировать по степени воздействия причины, влияющие на конечный результат процесса. В этой диаграмме часто используется принцип пяти «М», т. е. в качестве основных причин рассматриваются оборудование (machine), персонал (man), средства измерения (measure), методы выполнения операций (method), окружающая среда (milieu) и далее они декомпозируются на более детальные факторы.

  Диаграммы рассеивания используются для анализа взаимосвязей переменных. С помощью этих диаграмм можно определить коэффициент корреляции между двумя характеристиками.

  Используя метод стратификации, можно сгруппировать  статистические данные в зависимости  от условий их получения.

  Наиболее  распространенный и мощный статистический инструмент - контрольные карты, которые широко используются при контроле параметров бизнес-процессов в пищевой промышленности. Контрольные карты представляют собой график изменения измеренных параметров во времени, при этом оцениваются их вариации по отношению к статистически отделенным верхней и нижней контрольным границам. В результате анализа устанавливается, насколько колебания параметров процесса вызваны обычными случайными причинами и насколько они зависят от чрезвычайных обстоятельств.

  Реализация  принципов системного подхода в  менеджменте пищевых производств обеспечивает более высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и финансово-экономическую стабильность предприятий. Представление деятельности завода по производству продуктов питания, как совокупности процессов, при полной их стыковке в рамках системы позволяет повысить эффективность предприятия за счет оптимизации внутренних и внешних цепочек взаимных связей, улучшить работу обратных связей. 
 

 

  4. Перспективы менеджмента в России.

  Экономические системы любого уровня постоянно совершенствуются и стремятся повышать свою конкурентоспособность. Государства и компании вынуждены приспосабливаться к таким вызовам времени, как глобализация и ужесточение конкуренции, широкое распространение информационных и других современных технологий.

  Доминируют  в мировой экономике промышленно  развитые страны, товарные и финансовые потоки не выходят за пределы постиндустриальной цивилизации. Шансы включения в  эту систему других стран стремительно сокращаются. Появление полностью интегрированного, открытого мирового рынка труда, технологий, товаров и услуг в обозримом будущем не предполагается.

  Сегодня уже очевидно, что в России стандартные подходы к управлению экономикой и интеграция в мировой рынок не гарантируют ускоренного роста. Нужны неординарные подходы к менеджменту на всех уровнях, тщательно продуманный стратегический план развития и конкретные цели.  Стратегические цели развития предполагают максимальное привлечение инструментов системного, комплексного, трансформационного, иерархического, целевого подходов к повышению конкурентоспособности отечественной экономики, реформирование отраслевой структуры, формирование общественных институтов, в частности социального партнерства.

  В теории мировой экономики принято  считать, что стабильное развитие характеризуется такой трансформацией экономических систем, которая в долгосрочной перспективе приведет к более высоким темпам роста в сравнении с другими экономическими системами, находящимися в сопоставимых условиях32. И в первую очередь при этом система управления должна быть нацелена на формирование будущего (включая новые технологии, новые управленческие услуги, развитие трудового потенциала — человеческого капитала и т.д.), то есть, основана на постоянном самосовершенствовании, для чего, прежде всего, нужен эффективный менеджмент: гибкая внутренняя структура системы, легко адаптируемая к внешней среде, современная, оптимальная информационная система.

    Уровень экономического развития  управленческих систем в будущем  наиболее тесно связан с развитием  человеческого капитала и инновационно-инвестиционной  деятельности системы.

  В России лишь начинают эти связи активно  учитывать, так использовать стратегические подходы при разработке программ развития на всех уровнях менеджмента, например одной из целей среднесрочной программы на 2005 — 2008 гг. является формирование новой экономики-экономики знаний и человека. Иинновационно ориентированный сценарий, предполагающий интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологического информационного сектора и ослабление зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта, рассчитан на рост инновационного и технологического сектора(до 17% в 2007 г). По прогнозу занятость в этом секторе возрастет почти на 7%33.

  Наукой  и практикой менеджмента доказано, что развитие современных экономических систем всех уровней связано с информационными, коммуникационными и прочими  современными управленческими технологиями, предполагается, что и их доля будет расти высокими темпами.

  Реализация  стратегии развития менеджмента в глобализирующейся экономике требует особого подхода в России к региональному и муниципальному менеджменту в силу наличия целого ряда специфических проблем.

  Моделирование в данном случае является оптимальным инструментом его совершенствования. Так, постиндустриальная модель развития может быть выигрышна лишь в отдельных субъектах России, прежде всего в мегаполисах с развитой технологической базой и в значительной степени недоиспользованным кадровым потенциалом. В большинстве субъектов Федерации наиболее перспективна индустриальная модель, в которую могут быть интегрированы поэтапно отдельные элементы новой экономики. Для этого требуется формирование механизмов их устойчивого развития, значительная финансовая база, кардинальные изменения, «реинжиниринг» регионального и муниципального менеджмента, перевод его на принципы стратегического управления.

  Предприятия, находящихся на подъеме, ведут стратегическую работу. При этом само по себе планирование разработки стратегического плана также относится к числу стратегических процессов. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи между экономическим благополучием предприятия и наличием у его менеджмента стратегических целей. Так, ни одно из группы наиболее успешных предприятий не считает стратегическое планирование излишним, в то время как среди наименее успешных предприятий так не считается. Активно развиваются стратегические процессы и на мезоуровне. В настоящее время более 70 городских и муниципальных образований, а также некоторые целые федеральные округи (например, Южный федеральный округ) разрабатывают свою стратегию.

  Что подтверждает, к примеру, описание химической и нефтехимической отрасли муниципального образования г. Краснодар для стратегического плана, которое выглядит следующим образом.

1. Общие  сведения:

  1.1. Количество предприятий: зарегистрированных — 246, из них ведут финансово-хозяйственную деятельность 83 предприятия;

  1.2 Численность: в данной отрасли  работают 2 560 человек; 

  1.3 Среднемесячная заработная плата: 3 200 руб.;

  1.4 Уплачено налогов во все уровни  бюджета в 2004г.: 35 425тыс. руб.

  1.5. Наиболее успешно работающие предприятия: ЗАО «Кубаньтехгаз», ЗАО «Краснодарский завод РТИ», ООО фирма «БВА», ОАО «Аванта», ОАО «Краснодарская фармацевтическая фабрика»34.

  2. Основные проблемы развития отрасли:

• одной из основных проблем отрасли является доминирование продукте импортного производства, что значительно снижает потребление отечественной продукции и увеличение роста цен на сырье и энергоносители, что увеличивает себестоимость, а продукция данной отрасли — материалоемкая;

• высокая арендная плата на землю.

  3. Основные направления развития отрасли, меры, необходимые к применению на муниципальном уровне для улучшения положения дел в  отрасли: наращивание оборотов; удерживать объемы производства, не допуская их снижения; обновления основных средств; инвестиционные проекты; увеличение коэффициента обновления продукции; снижение цен; улучшение службы маркетинга; меры гос. Поддержки.

  Довольно  сложная ситуация в нашей стране сложилась и на микроуровне, поскольку одновременный переход к рынку и глобальной информационной экономике затрудняет принятие долгосрочных инвестиционных решений большинством предприятий. В условиях высокой внутренней неопределенности и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры частные инвесторы вкладывают средства в краткосрочные, быстроокупаемые проекты, как-то: торговля, финансовая сфера, а также в надежные активы, в частности в недвижимость. Эти решения бизнеса усугубляют несбалансированность экономики страны.

  Из-за невостребованности квалифицированных кадров в большинстве секторов экономики, отсутствия конкурсных условий занятия должностей и несоответствия вузовской подготовки кадров спросу на рынке труда ухудшается и качество человеческого капитала. В создавшейся ситуации развитие человеческого капитала как одной из основных составляющих эффективного менеджмента вряд ли сможет стать основным стратегическим фактором повышения конкурентоспособности российской экономики.

  Возрастание значимости нематериальных ресурсов и  информационных технологий стимулирует развитие гибкой организационной структуры. Компании нацеливаются на прибыль в широком смысле, они заинтересованы в поддержании социальной справедливости, по крайней мере, в рамках своего предприятия. Сохранение конкурентоспособности требует высокой скорости коммуникаций, что невозможно без максимального участия сотрудников и их заинтересованности в результатах своей деятельности. Предприятия вынуждены тратить все больше средств на обучение и переподготовку персонала, формирование собственных культурных ценностей.

    Причинами отставания российских компаний от зарубежных конкурентов по эффективности управления являются не только отсталые технологические уклады, но и отсутствие прозрачности бизнеса, недооценка роли постоянного развития и повышения качества всех своих подсистем. Наиболее важными аспектами развития менеджмента всех уровней управления являются:

• повышение  прозрачности деятельности и бизнеса  за счет перехода на международные  стандарты финансовой отчетности и  формирование эффективных механизмов контроллинга;

• непрерывное  совершенствование стратегии процессов  управления, и в первую очередь  планирования, организационной структуры, информационных систем, менеджмента  качества;

• оптимизация  всех внутренних бизнес-процессов;

• усиленное  стимулирование инновационных процессов (модернизация всех, и в первую очередь  информационных, подсистем, бизнес-процессов  и производственного оборудования, разработка новых товаров и услуг);

• постоянная оценка и поощрение компетентных сотрудников, создание условий для максимизации их вклада в развитие соответствующей системы, обеспечение их непрерывного обучения;

• существенное концептуальное изменение видения объектов стратегического планирования персоналом, которое состоит в изменении соотношения между социальным, групповым и индивидуальным. Основными носителями фундаментальных конкурентных преимуществ системы становится не столько труд как социальное явление, сколько отдельный человек или группа людей, являющаяся носителем специфического неотторжимого знания. В современных условиях выигрывают те системы (предприятия), на чьей стороне лучшие создатели стратегий и их лучшие исполнители;                                                                                                              • обеспечение безопасности, реализация закона самосохранения системы. В современных условиях на первый план выходят разделы стратегии, связанные с безопасностью и целостностью функционирования (систем) предприятий. Для защиты систем (предприятий) должны формироваться ассоциации, не поглощающие, но помогающие им. В вузах и бизнес-школах целесообразно развивать научно-практическую дисциплину, которую можно было бы назвать «экология экономических систем (предприятий)». Здесь речь идет об экологии как естественной среде для человека — работника, потребителя, акционера, собственника. Цель данной дисциплины — сохранение «экономической природы», защита ее от необдуманных и разрушительных действий человека или групп людей;

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в России