Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 11:29, реферат

Описание работы

Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, отличной от непосредственного производства, связано с кооперацией труда, которая в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе, как простое соединение усилий многочисленных работников. Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах (Шумер, Египет и др.), где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути - менеджеров.

Работа содержит 1 файл

Эволюция управленческой мысли.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Эволюция  управленческой мысли. 
Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, отличной от непосредственного производства, связано с кооперацией труда, которая в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе, как простое соединение усилий многочисленных работников. Но исследователи истории менеджмента подчеркивают, что отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах (Шумер, Египет и др.), где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути - менеджеров.
 

Этому способствовало изменение религиозных  принципов - вместо человеческих жертв  стали приносить символические  жертвы в виде подношения денег, скота, масла, ремесленных изделий. В результате среди жрецов появляется новый тип деловых людей, которые помимо соблюдения ритуальных почестей заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами. Они вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые сегодня определяют содержание управленческого процесса. Побочными результатами такой управленческой деятельности явились появление письменности, так как запомнить весь объем деловой информации было невозможно, и потребности в расчетах. Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.  

*Очередной  скачок в развитии менеджмента  связывают с именем вавилонского  правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до  н. э ) Для эффективного управления  обширными владениями им впервые  был выработан так называемый  свод Хаммурапи, который содержал 285 законов управления государством, регулировал все многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. Нововведением было и то, что Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей. Итак, впервые в период правления Хаммурапи появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отношений людей и, наконец, зарождаются первые ростки лидерского стиля.  

*Значительно позже царь Навуходоносор II (604-562 гг. до н. э.), автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи.  

*Значительное  количество управленческих нововведений  имело место в Древнем Риме. Самые знаменитые среди них  - система территориального управления  Диоклетиана (243-313 гг.) и административная  организация Римской католической  церкви, которая сохранилась без изменений до сегодняшних дней.  

*Великая  индустриальная революция XVII-XIX вв. оказала гораздо более существенное  влияние на теорию и практику  управления, чем все предшествующие  революции. По мере того как  индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более отдалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров, появились наемные менеджеры, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов. При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией.  

Именно  на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.  

К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка  научного обобщения накопленного опыта  и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности  промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

» Классическая школа управления. 
Основателем классической школы "научного менеджмента" считается Фредерик Тейлор (1856-1915) - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.
 

Основные  взгляды Тейлора изложены в книгах "Управление предприятием" (1903), "Принципы научного управления" (1911). Основные идеи указанных работ: 

·  -роль менеджеров;

·  -стимулирование и вознаграждение;

·  -нормирование работ.

Главная идея Тейлора состояла в том, что  управление должно стать системой, основанной на определенных научных  принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т. е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда. 

Система Тейлора получила весьма широкое  распространение в передовых  капиталистических странах в  первые три десятилетия XX в. - Германии, Швеции и других западноевропейских странах, как движение за научную  организацию труда, рационализацию, научное управление и т. д. Создаются школы консультантов, фирмы и т. п.

 
Таким образом, заслуга Тейлора и  его последователей заключается  в утверждении принципов научного управления:

·  - исследование каждого отдельного вида деятельности;

·  - отбор работников для выполнения определенных операций и их обучение;

·  - обеспечение работников необходимыми ресурсами;

·  - систематическое и правильное использование методов стимулирования;

·  - выделение, планирование в отдельный процесс управления;

·  - утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности.

Бурное  развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора  было продолжено выдающимся французским  инженером Анри Файолем (1841-1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.  

К классической теории управления близко примыкает  теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864-1920) "бюрократией". Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как "идиосинкразию", которая не представляет интереса для теоретика. 

Веберский идеальный тип организации обычно истолковывается как система  норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы. Между тем большинство теоретиков менеджмента, в отличие от Вебера, полагают, что неформальные отношения, неофициальная практика существенно влияют на эффективность деятельности организации.  

» Школа "человеческих отношений".

- Рационализм  в менеджменте, при всех его  достоинствах, как оказалось, далеко  не единственный, а во многих  случаях и не лучший путь  повышения эффективности работы  реальных предприятий и организаций. В качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний прочно утвердилось другое направление - поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях, в более крупных социальных системах. На его основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию "человеческих отношений", мобилизации "человеческого фактора", развитию участия трудящихся в управлении, повышению эффективности лидерства. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы "человеческих отношений". 

Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880-1945), который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.  

Хоторнские  эксперименты, как и другие наблюдения, демонстрируют тесную связь между  моралью и исполнением. Мораль высока, когда человек чувствует, что его личные потребности и цели удовлетворяются окружением, в котором он работает. На мораль влияют товарищеские отношения с людьми со схожими взглядами. Следовательно, мораль является элементом, охватывающим всю фирму. Структура фирмы, ее организация, ее управление, природа контроля и руководства, администрация - все вместе воздействует на уровень морали.  

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868- 1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как "власть" и "авторитет", их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении, что было принципиально новым для Запада. Фоллет рассматривала проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций. Подобные вопросы имели элементы научной новизны либо вообще поднимались впервые.  

Однако  наиболее последовательное изложение  концепций школы "человеческих отношений" содержится в работах Э. Мэйо. Резюмируя  основное содержание доктрины "человеческих отношений", современные американские теоретики сводят его к трем положениям: 

·  - человек представляет собой "социальное животное";

·  - жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека;

·  - решение "проблемы человека" - дело бизнесменов.

Таким образом, на место строгой формализации организационных процессов, жесткой  иерархии подчиненности, присущих "классической" теории, приходит необходимость тщательного  учета неформальных аспектов организации, создание новых средств повышения производительности труда ("просвещение служащих", "групповые решения", "паритетное управление", "гуманизация труда"). Идеологи "человеческих отношений" концентрируют внимание на изучении "групповых отношений", полагая, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергают критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих, доказывают необходимость стимулирования не индивидов, а группы.

 
» 
Теория потребностей А. Маслоу.

Большой вклад в развитие школы "человеческих отношений" был сделан в 40-60-е годы, когда учеными - бихевиористами (от англ. behaviour - поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1970), который предложил следующую классификацию потребностей личности: 

Информация о работе Эволюция управленческой мысли