Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:05, лекция

Описание работы

Основные школы, которые принято выделять в теории менеджмента, представлены в табл.1.
Эмпирическая школа (с 1885 г.)
Управленческая деятельность – это искусство, а не наука. Эффективные пути может подсказать только практический опыт и интуиция.

Работа содержит 1 файл

Тема 1.docx

— 50.27 Кб (Скачать)

Ситуационный подход

В оригинале «contingency approach» - вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Ситуационный подход разработан в конце 60-х годов.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию  в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается  ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях  между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного  подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс[7]:

1 Руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность.  Это подразумевает понимание  процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного  анализа, методов планирования, контроля  и количественных методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих  концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны.  Руководитель должен уметь предвидеть  вероятные последствия, - как положительные,  так и отрицательные, - от применения  данной методики или концепции.  Приведем простой пример. Предложение  удвоить зарплату всем служащим  в ответ на дополнительную  работу, вероятно, вызовет значительное  повышение их мотивации на  какое-то время. Но, сравнивая  прирост затрат с полученными  выгодами, мы видим, что такой  путь может привести к разорению организации.

3. Руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно  определить, какие факторы являются  наиболее важными в данной  ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких переменных.

4. Руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший  отрицательный эффект и таили  бы меньше всего недостатков,  с конкретными ситуациями, тем  самым обеспечивая достижение  целей организации самым эффективным  путем в условиях существующих обстоятельств.

Таб. 7. Черты ситуационного  подхода

Ситуационный подход

Положительные черты:

Ø  Воспитывает  личные качества и умение контролировать ситуацию.

Ø  В центре внимания ситуация - набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию.

Ø  Наличие общего подхода для решения стандартных  проблем и использование различных  конкретных методов управления для  каждой возникшей ситуации для максимизации успеха.

Ø  Попытка варьировать  многообразие частных подходов, нестандартных  методов. 

Отрицательные черты:

ü  Отсутствие возможности  выделить факторы, непосредственно  влияющие на успех организации, и рассмотреть только их.

Особенности ситуационного подхода:

·        Подход направлен на выработку ситуативного мышления и приложения полученных теоретических  знаний к конкретным реальным ситуациям.

·        Предусматривает эффективное обучение менеджеров на основе изучения меняющейся рыночной ситуации, непредвиденных ситуаций, влияния стихийных бедствий и т.д.

·        Позволяет определить конкретные переменные и их влияние на успех организации.

·        Расширить практическое применение теории систем на основе внутренних и  внешних переменных, влияющих на организацию.

·        Предполагает наличие возможностей прямого приложения науки в реальной жизни.

·        Отрицает наличие универсальных  подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения организации, и рациональных принципов управления организацией.

В 1981 г. Американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», изучив японский опыт управления.

В данной теории описан набор характеристик управления, что говорит об отказе от ситуационного  подхода с его отрицанием рациональных принципов управления.

В противовес теории «Z» была предложена теория «А», обобщившая опыт руководства в американских фирмах.

Таб. 7. Две модели управления.

Японская модель менеджмента 

Американская модель менеджмента

1. Управленческие  решения принимаются коллективно на основе единогласия

2. Коллективная ответственность

3. Нестандартная,  гибкая структура

4. Неформальная организация контроля

5. Коллективный контроль

6. Замедленная оценка  работы сотрудника и служебный рост

7. Основное качество  руководителя – умение осуществлять  координацию действий и контроль

8. Ориентация управления на группу

9. Оценка управления  по достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату

10. Личные неформальные отношения с подчиненными

11. Продвижение по  службе по старшинству и стажу работы

12. Подготовка руководителей универсального типа

13. Оплата труда  по показателям работы группы, служебному стажу

14. Долгосрочная занятость  руководителя в фирме 

1. Индивидуальный характер принятия решений

2. Индивидуальная ответственность

3. Строго формализованная структура управления

4. Четко формализованная процедура контроля

5. Индивидуальный контроль руководителя

6. Быстрая оценка  результата труда, ускоренное продвижение по службе

7. Главное качество  руководителя - профессионализм и инициатива

8. Ориентация управления на отдельную личность

9. Оценка управления по индивидуальному результату

10. Формальные отношения с подчиненными

11. Деловая карьера  обусловливается личными результатами

12. Подготовка узкоспециализированных руководителей

13. Оплата труда по индивидуальным достижениям

14. Найм на работу на короткий период 
 

Информация о работе Эволюция управленческой мысли