Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать данную тему в полном объеме, дать достаточно развернутое представление об эволюционном развитии менеджмента, о предпосылках его возникновения.
Задачи курсовой работы - изучение научных подходов теоретических основ и положений по данной теме.

Содержание

Введение
I Исторические предпосылки развития Менеджмента;
II Подходы с позиции различных школ:
а) школа научного управления
б) административная школа управления
в) школа человеческих отношений
г) школа поведенческих наук
III Современные подходы в системе Менеджмента:
а) процессуальный подход
б) количественный подход
в) системный подход
г) ситуационный подход
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.78 Кб (Скачать)

  Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто – то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

   Руководители всегда  осуществляли функцию мотивации  своих работников, осознавали они  это сами или нет. В древние  времена для этого служили  хлыст и угрозы, для немногочисленных  избранных – награды. С конца XVIII и по XX век было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность зарабатывать больше. Считалось, таким образом, что мотивирование – это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

   В настоящее время,  мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

   Контроль. Почти все что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое – то время, точно зафиксированное как день, неделя или месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагополучных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие подход, который избрало руководство. На рынке может появиться новый сильный конкурент, который значительно затруднит организации реализацию ее целей.

   Такие непредвиденные  обстоятельства могут заставить  организацию отклониться от основного  курса, намеченного руководством  первоначально. И если руководство  окажется неспособным найти и  исправить эти отклонения от  первоначальных планов, прежде чем  организации будет нанесен серьезный  ущерб, достижение целей, возможно, даже само выживание будут  поставлены под угрозу.

   Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми  результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации знает не только о том, что в организации существует проблема, но и об источнике этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий – пересмотр целей, для того чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

   б) количественный подход

   Математика, статистика, инженерные науки и связанные  с ними области знания внесли  существенный вклад в теорию  управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истреблений и средств противовоздушной обороны, с тем чтобы избежать уничтожения во время массированных немецких воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием «исследование операций», были использованы при решении этих и других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

   Влияние количественного подхода. Влияние количественного подхода, было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60 – х годов лишь у очень немногих руководителей было образование, достаточное для понимания и применения сложных количественных методов. Однако в настоящее время положение быстро меняется, т. к. все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

в) системный подход

   Теория систем  впервые была применена в точных  науках и в технике. Применение  теории систем в управлении  в конце 50 – х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не есть набор каких – то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, нужно сначала определить, что такое система.

   Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

   Машины, телевизоры, компьютеры – все это примеры  систем. Они состоят из множества  частей, каждая из которых работает  во взаимодействии с другими  для создания целого, имеющего  свои конкретные свойства. Эти  части взаимозависимы. Если одна  из них будет отсутствовать  или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно.

   Все организации  являются системами. Поскольку  люди являются в общем смысле  компонентами организаций наряду  с техникой, которые вместе используются  для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

   Открытые и закрытые системы. Существует два основных типа систем:

  • Закрытые
  • Открытые

   Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

   Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, наступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

   Подсистемы. Крупные составляющие сложных систем, таких, как организация зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие «подсистемы» - это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Такие, как отделы, управления и различные уровни управления, играют важную роль в организации в целом. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

   Модель организации как открытой системы. Сначала организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организации обрабатывают эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж, реализация социальной ответственности и т. п.

   г) ситуационный подход

   Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т. е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация. Из – за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способность достижению целей организации в конкретной ситуации.

   Как и системный,  данный подход не является  простым набором предписываемых  руководств, это скорее способ  мышления об организационных  проблемах и их решениях. В  нем также сохранена концепция  процесса управления, применимая  по всем организациям. Но ситуационный  подход признает, что, хотя общий  процесс одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать  руководитель для эффективного  достижения целей организации,  могут значительно варьировать.

Ситуационный подход концентрируется  на ситуационных различиях между  организациями и внутри самих  организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность  организации.

 

Заключение

   Таким образом в общем виде в развитии научных подходов в менеджменте можно выделить ряд основных направлений управленческой мысли, каждое из которых стало существенным этапом в ее эволюции.

   Ключевыми положениями  научного менеджмента и классической  административной школы стали:  научные принципы управления, рационализация выполнения работ, разделение труда в организации. Для школы человеческих отношений и поведенческих наук характерными чертами представления о трудовом коллективе как о особой социальной группе, признание межличностных отношений о качестве фактора роста эффективности и потенциала каждого работающего. Количественный подход основывался на применении методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники.

   В системном и  ситуационном подходах главным  было взаимодействие и взаимозависимость  всех компонентов организации,  выявление и учет ситуационных  переменных окружающей среды.

   Каждое из названных  направлений оставило свой серьезный  след в современной науке менеджмента,  впитывающей в себя как в  губку все наиболее плодотворные  разработки прошлого. Выделим основные  идеи упомянутых направлений,  которые легли в основу современной  теории менеджмента, синтезировавшей  в себе практически все их  главное достижения.

   Ситуационный подход  концентрируется на ситуационных  различиях между организациями  и внутри самих организаций.  Он пытается определить, каковы  значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

   Если можно проанализировать  ситуацию, тогда не необходимости  прибегать к догадкам или метод  проб и ошибок для определения  наиболее подходящего решения  организационных проблем. К счастью  для руководителей, хотя ситуационный  метод еще не был полностью  обоснован исследованиями, недавние  результаты указывают на то, что  некоторые переменные могут фактически  быть вычленены. Установление  этих основных переменных, в особенности  в области лидерства и поведения  организационных структур и количественных  оценок, явилось наиболее важным  вкладом ситуационного подхода  в управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эволюция управленческой мысли