Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:10, лекция

Описание работы

1. Школа научного управления
2. Классическая школа в управлении
3. Школа науки о поведении
4. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.
5. Методы управления

Работа содержит 1 файл

LektsiiMENEDZhMENT.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

 

 

Характер деятельности фирмы  также в большой степени  влияет на оценку факторов среды и  выбор критических точек. в таблице  №3 показано, как реагируют две  фирмы различного профиля на одни и те же факторы внешней среды.

Исторический период по – своему расставляет акценты  в характере внутренних и внешних  приоритетов фирмы. В течение  прошлого и первой половины нынешнего  века фирмы работали в условиях стабильных и почти не подверженных изменениям рынков. Все, что происходило во внешней среде представлялось важным и сколько – ни будь  существенным для фирмы. Поэтому экономические организации действовали как закрытые системы, которые были озабочены только своими внутренними проблемами. В последние десятилетия бизнес вынужден сочетать анализ внутренних проблем с особо внимательным подходом к внешним аспектам своей деятельности. Большинство современных рынков перенасыщены товарами, конкуренция в предложении продукта, услуг достигла особой остроты, правилом стало быстрое обновление товарных рынков и связанные с ним технологические изменения. Современные экономические организации –это открытые системы, внутренняя стабильность которых зависит от условий внешней среды.

Рассмотрим сильные  и слабые стороны внешней среды  фирмы “Жулдыз”( Табл. 5).

Таблица 5

 Сильные и слабые  стороны внешней среды 

 

Факторы среды

Сила 

Слабости 

Возможности

Угрозы 

Правительство вводит более  высокие таможенные пошлины на ввоз компьютеров

     

Х

В обществе возрастает применение компьютеров

   

Х

 

Поставщики находятся  близко

Х

     

Ослабление позиций  фирм –конкурентов

 

Х

     

Способность обслужить  дополнительные группы клиентов

 

Х

     

Расширение ассортимента

Х

     

Растущая требовательность покупателей

     

 

Х


 

 

Как мы видим из таблицы 5, фирма “Жулдыз” имеет как сильные стороны, так и возможности, и угрозы. Раз правительство введет высокие пошлины на ввоз компьютеров то расходы по их доставке, транспортировке возрастут, что ляжет на плечи покупателей. Например, если раньше хороший компьютер для дома можно было приобрести за 850$, то после введения новых пошлин он будет стоить примерно 1200$. В обществе возрастает применение компьютеров - это конечно же возможности, потому что люди которые хотят что бы их деятельность продвигалась быстрее, учет хозяйственной деятельности производился на компьютере, а так же необходимость в программном обеспечении будет приводить людей к решению приобрести компьютер, а для фирмы - это будет рост ее возможностей по усовершенствованию компьютеров и компьютерного обеспечения. Чем ближе находятся поставщики, тем ниже транспортные расходы, что существенно влияет на стоимость компьютеров и программного обеспечения. Чем больше ассортимент,  тем больше у покупателей возможность выбрать именно то, что им более необходимо в данный момент. Растущая требовательность покупателей представляет собой угрозу для фирмы так как, если покупатели не увидят и не смогут приобрести компьютеры именно того качества,  который им необходим или увидят более старые модели и программные обеспечения, чем уже предложены на рынке, то они перестанут приобретать компьютеры и обеспечения к ним в данной фирме. Для фирмы “Жулдыз” - это грозит тем, что она потеряет своих клиентов, поэтому она внимательно следит за последними разработками в области компьютеров и программного обеспечения.

Адаптация охватывает все  действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация:

Включает координацию  стратегической деятельности для отображения  сильных и слабых сторон предприятия  с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

 

Внешние факторы влияющие на организацию  можно разделить на два вида это  прямого воздействия и косвенного воздействия.

К факторам прямого воздействия  относятся:

  1. Поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала).
  2. Профсоюзы.
  3. Законы и государственные органы.
  4. Конкуренты.
  5. Потребители.

К фактором косвенного воздействия  относят:

  1. Политический фактор.
  2. Природно-климатические условия.
  3. Научно-технический прогресс.
  4. Социокультурные факторы.
  5. Состояние экономики.
  6. Международные события.

 

 

Среда прямого воздействия

 

                


                  

                

                 

 

 

 

Среда косвенного воздействия

 

 


 


 

     


          

          

      

 

 

 

 

Лекция 3.

 

КОММУНИКАЦИИ

  1. Процесс коммуникации и эффективность управления.
  2. Коммуникационный процесс.
  3. Межличностные коммуникации.
  4. Организационные коммуникации

1.

Коммуникации – это процесс передачи информации между двумя и более людьми. Поскольку руководитель исполняет свои основные функции, с тем чтобы правильно сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.

В процессе управления предприятием информация перемещается внутри организации  с уровня на уровень, в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. например, вице-президент по производству может сообщать управляющему заводом (руководителю среднего звена) о предстоящих изменениях в производстве продукта. В свою очередь, управляющий заводом должен проинформировать подчиненных ему руководителей об особенностях готовящихся изменений.

Помимо обмена информацией по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие, может заметно влиять на производительность. Допустим рабочий придумал новый более простой способ изготовления той или иной детали.

В дополнении к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий.

Также в организации важное значение имеют коммуникации: руководитель – подчиненный, руководитель – рабочая группа.

Неформальные коммуникации или  слухи. Согласно исследованию Дэвиса, 80-99% слухов точны в отношении  непротиворечивой инфомации о самой  компании: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздания, изменения в структуре  организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании, кому кто назначает свидания после работы.

 

2.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Основная цель коммуникационного  процесса -  обеспечение понимание  информации, являющей предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей.

В процессе обмена информацией  выделяют четыре базовых элемента:

  1. Отправитель, лицо, генерирующее идей или собирающее информацию и передающее ее.
  2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
  3. Канал, средство передачи информации.
  4. Получатель, лицо, которому предназначена информация.

Этапы процесса коммуникации:

  1. Зарождение идеи.
  2. Кодирование и выбор канала.
  3. Передача.
  4. Декодирование.

Что отличает простой процесс коммуникации от эффективного процесса коммуникации это наличие пятого этапа обратная связь.

Обратная связь – это опорная  реакция на то, что услышано или  увидено, информация отсылается обратно  отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением.

В процессе коммуникации возникают  шумы. Главная задача процесса коммуникации – это исключить источники  шума.

3.

Барьеры межличностных коммуникаций  сосредоточено на:

  1. Восприятии.
  2. Семантике
  3. Обмене невербальной информацией.
  4. Некачественной обратной связи.
  5. Плохом слушании.

Восприятие или суждения отправителя  и получателя могут повлиять на информацию которую передают, в зависимости  от куга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения  людей. Семантика изучает способ использования слов и значений, передаваемыми словами. Поскольку слова (символы) могут иметь различное значение для разных людей. Например слово коса имеет несколько значений и т.д. семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Руководитель, говорящий подчиненному, что отчет представляется «адекватным», может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчиненный может декодировать слово «адекватный»  в том смысле, что отчет зауряден и требует значительного улучшения. Невербальные преграды это мимика жесты поза и т.д. например руководитель хваля отчет подчиненного  делает недовольное лицо вызванное приступом болезни, а подчиненный понимает информацию, что его отчет сделан весьма плохо. Многие жесты могут быть истолкованы по разному в зависимости от принятых в той или иной стране языка жестов. Плохая обратная связь не дает возможности понять отправителю насколько понятна и ясна информация. Неумение слушать снижает точность восприятия информации.

4.

Очень важное значение имеет возникновение  преград в организационных коммуникациях. Это могут быть:

искажение информации,

информационные перегрузки

неудовлетворительная структура  организации

Для совершенствования  коммуникаций в организациях необходимо:

Регулировать информационные потоки. Корректировать управленческие действия.

Налаживать системы обратной связи. Организовать систему сбора предложений.

Выпускать информационные бюллетени.

Использовать современные информационные технологии.

 

Лекция 4.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

  1. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.
  2. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.
  3. Изучение стратегических альтернатив.

 

 

1.

 

Стратегическое планирование представляет собой  набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Согласно Питеру Лоранжу, процесс  стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов. Данный процесс  включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты, технологический опыт.

Адаптация к внешней среде. Адаптацию  следует интерпретировать в широком  смысле слова. Она охватывает все  действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться как благоприятным  возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображение сильных и  слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных стратегий. Эта деятельность предусматривает  осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться  на прошлых стратегических решениях.

Стратегия представляет собой детальный  всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли