1. Инновационные 
проекты
Разработка инновационного проекта 
– длительный, дорогостоящий и 
очень рискованный процесс. Каждый 
проект независимо от сложности и 
объема работ, необходимых для его 
выполнения, проходит в своем развитии 
определенные состояния: от состояния, 
когда “проекта еще нет”, до состояния, 
когда “проекта уже нет”. Согласно сложившейся 
практике, состояния, через которые проходит 
проект, называют фазами. От первоначальной 
идеи до эксплуатации этот процесс может 
быть представлен в виде цикла, состоящего 
из следующих фаз: пред инвестиционной и инвестиционной.
Каждая фаза разработки и реализации 
инновационного проекта имеет свои 
цели и задачи (таблица 1).
Инновационные проекты характеризуются 
высокой неопределенностью на всех 
стадиях инновационного цикла. Более 
того, успешно прошедшие стадию испытания 
и внедрения в производство новшества 
могут быть не приняты рынком, и 
их производство должно быть прекращено. 
Многие проекты дают обнадеживающие 
результаты на первой стадии разработки, 
но затем при неясной или технико-технологической 
перспективе должны быть закрыты. Даже 
наиболее успешные проекты не гарантированы 
от неудач: в любой момент их жизненного 
цикла они не застрахованы от появления 
у конкурента более перспективной новинки.
Таблица 1.
Содержание 
фаз жизненного цикла проекта.
Прединвестиционная фаза 
  проекта  | 
  Инвестиционная фаза 
  проекта  | 
Прединвестиционные исследования и планирование 
  проекта  | 
  Разработка документации 
  и подготовка к реализации  | 
  Проведение торгов и 
  заключение контрактов  | 
  Реализация проекта  | 
  Завершение проекта  | 
1. Изучение прогнозов  | 
  1. Разработка плана 
  проектно-изыскательских работ  | 
  1. Заключение контрактов  | 
  1. Разработка плана 
  реализации проекта  | 
  1.Пусконаладочные работы  | 
2. Анализ условий для 
  воплощения первоначального замысла, 
  разработка концепции проекта.  | 
  2. Задание на разработку 
  ТЭО и разработка ТЭО.  | 
  2. Договор на поставку 
  оборудования.  | 
  2. Разработка графиков.  | 
  2. Пуск объекта.  | 
3. Предпроектное обоснование 
  инвестиций.   | 
  3.Согласование, экспертиза 
  и утверждение ТЭО.  | 
  3.Договор на подрядные 
  работы.  | 
  3. Выполнение работ.  | 
  3. Демобилизация ресурсов, 
  анализ результатов.  | 
4. Выбор и согласование 
  места размещения.  | 
  4. Выдача задания на 
  проектирование.  | 
  4. Разработка планов.  | 
  4. Мониторинг и контроль.  | 
  4. Эксплуатация.  | 
5. Экологическое обоснование.  | 
  5. Разработка, согласование 
  и утверждение.  | 
    | 
  5. Корректировка плана 
  проекта.  | 
  5. Ремонт и развитие 
  производства.  | 
6. Экспертиза.  | 
  6. Принятие окончательного 
  решения об инвестировании.  | 
    | 
  6. Оплата выполненных 
  работ.  | 
  6. Закрытие проекта, 
  демонтаж оборудования.  | 
7. Предварительное инвестиционное 
  решение.  | 
    | 
    | 
    | 
    | 
 
Создание и реализация инновационного 
проекта включает следующие этапы:
  - формирование инновационного замысла (идеи);
 
  - исследование инновационных возможностей;
 
  - подготовка контрактной документации;
 
  - подготовка проектной документации;
 
  - строительно-монтажные работы;
 
  - эксплуатация объекта;
 
  - мониторинг экономических показателей.
 
Под этапом формирования инновационного 
замысла (идеи) понимается задуманный 
план действий. На этом этапе, прежде всего, 
необходимо определить субъекты и объекты 
инвестиций, их формы и источники 
в зависимости от деловых намерений 
разработчика идеи.
Субъектом инвестиций являются коммерческие 
организации и другие субъекты хозяйствования, 
использующие инвестиции.
К объектам инвестиций могут быть 
отнесены:
  - Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;
 
  - Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа – производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.
 
В инновационном проекте используются 
следующие формы инвестиций:
  - Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.п.)
 
  - Земля.
 
  - Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью
 
  - Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом
 
Основным источников инвестиций являются:
  - Собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства.
 
  - Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов.
 
  - Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций.
 
  - Различные формы заемных средств.
 
Этап – исследование инновационных 
возможностей – предусматривает:
  - Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта
 
  - Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги)
 
  - Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников
 
  - Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности
 
  - Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта
 
  - Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы
 
Цель исследования инновационных 
возможностей – подготовка предложения 
для потенциального инвестора. Если 
потребности в инвесторах нет, и 
все работы производятся за счет собственных 
средств, тогда принимается решение 
о финансировании работ по подготовке 
ТЭО проекта.
Этап – ТЭО проекта – в 
полном объеме предусматривает:
  - Проведение полномасштабного маркетингового исследования
 
  - Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг)
 
  - Разработку технических решений, в том числе генерального плана
 
  - Инженерное обеспечение
 
  - Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне
 
  - Описание организации строительства
 
  - Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве
 
  - Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих
 
  - Формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения.
 
  - Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта
 
  - Планирование сроков осуществления проекта
 
  - Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций)
 
  - Формирование условий прекращения реализации проекта.
 
Многообразие целей и задач 
инновационного развития определяет множество 
разновидностей инновационных и 
научно-технических проектов. Ниже 
приведена классификация инновационных 
проектов.
По предметно – содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на:
  - исследовательские;
 
  - научно-технические;
 
  - связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;
 
  - проекты системного обновления предприятия.
 
По уровню решения инновационные проекты подразделяются 
на:
  -  федеральные;
 
  -  президентские;
 
  -  региональные;
 
  -  отраслевые отдельного предприятия.
 
По характеру целей проекта подразделяются на:
По периоду реализации подразделяются на:
  - долгосрочные;
 
  - среднесрочные;
 
  - краткосрочные.
 
По типу инноваций подразделяются на:
  - новый продукт;
 
  - новый метод производства;
 
  - новый рынок;
 
  - новый источник сырья;
 
  - новая структура управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Формирование государственной 
инновационной политики в зарубежных 
странах
Государственная инновационная 
политика - это составная часть 
социально-экономической политики, 
которая выражает отношение государства 
к инновационной деятельности, определяет 
цели, направления, формы деятельности 
органов государственной власти 
в области науки, техники и 
реализации достижений науки и техники.
Основными целями государственной 
инновационной политики являются:
  - создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
 
  - повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
 
  - содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
 
  - расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
 
  - содействие расширению взаимодействия субъектов РК при осуществлении инновационной деятельности;
 
  - осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РК.
 
В ходе изучения основ государственной 
инновационной политики целесообразно 
обратиться к зарубежному опыту 
в этой сфере.
Инновационная политика 
в зарубежных странах.
Для всех моделей экономического 
развития, показавших свою эффективность 
во второй половине двадцатого века, характерна 
тесная взаимосвязь промышленной, социальной 
и инновационной (научно-технической) 
политики государства.
Проведение инновационно-промышленной 
политики в едином комплексе с политикой 
социальной позволяет совместить экономический 
и социальный прогресс. С этой целью многие 
государства проводили и проводят политику 
повышения платежеспособного спроса населения. 
Цель такой политики - опережающий рост 
оплаты труда по отношению к темпам роста 
потребительских цен.
По данным исследований, 
проведенных Международным Валютным 
Фондом по 23 индустриально развитым странам, 
с 1965 по 1994 год в указанной группе ведущих 
стран среднемесячная заработная плата 
возросла в 8,2 раза, а потребительские цены 
- в 5,4 раза. Результат значительного роста 
платежеспособного спроса - расширение 
производства и обновление его структуры.
Политика повышения платежеспособного 
спроса населения проводилась также 
в Китае, Южной Корее и некоторых 
других азиатских странах, имевших 
высокие темпы экономического роста. 
При этом связь между темпами экономического 
роста и повышением оплаты труда в развивающихся 
странах наблюдалась не менее четко, чем 
в развитых.
В последние десятилетия 
ведущими индустриальными странами 
были выработаны эффективные механизмы 
реализации социальной политики. С 
помощью целевых программ решаются 
многие социальные вопросы, что оказывает 
положительное влияние на развитие 
экономических систем. Отдельно отмечают 
роль государства в создании условий 
для эффективного функционирования 
негосударственных инвестиционных 
фондов, которые берут на себя функции 
по аккумулированию сбережений населения 
и направлению их на инвестиции, 
в том числе в инновационный 
сектор экономики. Именно государственная 
социальная политика, направленная на 
сокращение дифференциации доходов, обеспечивает 
формирование среднего класса, сбережения 
которого используются институциональными 
инвесторами в целях экономического 
развития.
Взаимосвязь промышленной и 
инновационной (научно-технической) политики 
государства в последние годы 
прослеживается не менее четко. В 
настоящее время экономический 
рост характеризуется ведущим значением 
научно-технического прогресса и 
интеллектуализацией основных факторов 
производства. Хозяйственные системы 
наиболее развитых стран все более 
трансформируются в экономику знаний, 
использование которых умножает 
результаты хозяйственной деятельности 
гораздо более эффективно, чем 
применение любого другого производственного 
фактора. В таких условиях необходима 
целеустремленная государственная 
политика и концентрация национальных 
усилий на наиболее перспективных направлениях 
научно-технологического и социально-экономического 
развития.