- Характер 
  человека: 1) черты характера (экстраверт; 
  интроверт); 2) отношения человека (к окружающей 
  действительности; к другим людям; к себе; 
  к работе).
   
Черты характера определяют направленность 
мира человека, уровень потребности 
в общении. 
  - Направленность 
  личности: 1) потребности; 2) интересы; 3) 
  мотивы; 4) убеждения; 5) мировоззрение.
   
Направленность личности – важная 
психологическая характеристика 
человека и рассматривается с 
точки зрения потребностей, интересов, 
мотивов, убеждений и мировоззрений.
  - Интеллектуальные 
  способности: 1) уровень интеллекта; 2) мышление; 
  3) сознание; 4) память; 5) логистика; 6) творчество.
   
Интеллектуальные способности характеризуют 
возможности понимания, мышления, 
сознания человека и важны для профессиональной 
ориентации, оценки людей, планирования 
карьеры и организации движения по служебной 
лестнице.
  - Методы познания: 
  1) анализ; 2) синтез; 3) индукция; 4) дедукция; 
  5) ощущения; 6) восприятие.
   
Методы познания – инструменты, 
с помощью которых человек 
изучает действительность, обрабатывает 
информацию и готовит проекты решений. 
  - Психологические 
  образы: 1) исторические; 2) художественные; 
  3) графические; 4) визуальные; 5) знаковые.
   
Психологические образы позволяют 
проводить обучение персонала 
на основе типовых образцов 
поведения исторических личностей, крупных 
руководителей и новаторов производства. 
  - Способы 
  психологического воздействия: 1) внушение; 
  2) убеждение; 3) подражание; 4) просьба; 5) 
  похвала; 6) совет; 70 принуждение; 8) осуждение; 
  9) требование; 10) запрещение; 11) «плацебо»; 
  12) порицание; 13) комплимент; 14) метод Сократа; 
  15) намёк; 16) обманутое ожидание; 17) «взрыв».
   
Способы психологического воздействия 
относят к числу важнейших 
элементов психологических методов 
управления. Они концентрируют все 
необходимые и разрешённые законом приёмы 
воздействия на людей для координации 
в процессе совместной трудовой деятельности.
  - Поведение: 
  1) «ангельское»; 2) высокоморальное; 3) нормальное; 
  4) аморальное; 5) «дьявольское».
   
Поведение – совокупность взаимосвязанных 
реакций, осуществляемых человеком для 
приспособления к внешней среде.
  - Чувства 
  и эмоции: 1) нравственные; 2) эстетические; 
  3) патриотические; 4) интеллектуальные; 
  5) умиротворение; 6) причастность; 7) переживания; 
  8) угрозы; 9) ужасы.
   
Чувства – особый вид эмоциональных 
переживаний, носящих отчётливо выраженный 
предметный характер и отличающихся сравнительной 
устойчивотью. Чувства связаны с представлением 
о конкретном или обощённом объекте. Они 
отражают нравственные переживания человеком 
его реальных отношений с окружающей средой 
в виде эмоций.
   
Эмоции – конкретные переживания 
тех или иных событий в жизни 
человека. Зависящие от его склонностей, 
привычек и психологического 
состояния.
  - Стрессы: 
  1) внешняя среда; 2) обстоятельства; 3) болезни; 
  4) перегрузки; 5) расслабление.
   
Стрессы – это то давление 
в мире, которое приводит к 
состоянию эмоционального дискомфорта. 
   
Социально-психологические методы 
– наиболее тонкий инструмент 
воздействия на социальные группы 
людей и личность человека. Искусство 
управления людьми заключается в дозировании 
и дифференцированном применении тех 
или иных приёмов из перечисленных выше.
   
Принципы демократизации, патернализма, 
человеческих отношений, соблюдения 
прав личности должны в современных условиях 
доминировать над чисто административными 
методами и авторитарным стилем руководства.
   
Нестабильность экономического 
состояния предприятия, финансовые 
трудности, несвоевременная выплата заработной 
платы, длительные простои, конечно, не 
способствуют поддержанию хорошего социально-психологического 
климата, т. к. руководитель значительно 
больше времени вынужден уделять не человеческому 
общению и функциям управления персоналом, 
а непосредственно производству, маркетингу, 
финансам, т. е. другим функциям.
   
Поэтому важно знать и прогнозировать 
воздействия социально-психологических 
методов управления на работу персонала.
   
Коммуникации – способ общения 
и передачи информации от человека 
к человеку в виде устных и письменных 
сообщений, языка телодвижений и параметров 
речи. Факторы, влияющие на эффективность 
коммуникаций:
  - Виды коммуникаций: 
  1) вербальные (устные, письменные); 2) невербальные 
  (язык телодвижений, параметры речи).
   
Общение людей осуществляется 
с помощью вербальных и невербальных 
коммуникаций. Вербальные коммуникации 
реализуются посредством устных и письменных 
сообщений. Устная передача информации 
осуществляется в процессе речевого диалога, 
совещаний, переговоров, презентации, 
телефонного разговора, когда наибольший 
объём информации передаётся посредством 
голосовой связи. Письменные коммуникации 
реализуются через документы в форме писем, 
приказов, распоряжений, инструкций, положений, 
когда руководитель передаёт подчинённому 
письменные указания. 
   
Невербальные коммуникации осуществляются 
посредством языка телодвижений 
и параметров речи. Язык телодвижений 
– главный компонент невербальный коммуникаций, 
оказывающих воздействие на другого человека 
(до 55% всех коммуникаций). К нему относятся 
одежда, осанка, жесты, собственно телодвижения, 
фигура человека, поза, выражение лица, 
контакт глазами, размер зрачков, расстояние 
между говорящими. Параметры речи – 2-й 
по значимости компонент невербальных 
коммуникаций. Параметры речи: интонация. 
Тембр голоса, частота дыхания, выбор слов, 
употребление жаргона, громкость голоса, 
произношение слов и т. д.     
  - Способы обеспечения: 
  1) слушание; 2) речь; 3) чтение; 4) письмо.
- Тип личности: 
  1) экстраверт (сенсорный, мыслительный, 
  решающий); 2) интроверт (интуитивный, чувствующий, 
  воспринимающий).
   
Тип личности человека имеет 
большое значение в обеспечении 
эффективности коммуникаций. К каждому 
типу личности необходим разный подход.
  - Индикатор 
  модальности: 1) визуальная; 2) аудиальная; 
  3) кинестетическая.
   
Индикатор модальности характеризует 
способы восприятия и передачи 
информации и является одним из важных 
моментов технологии нейролингвистического 
программирования (НЛП) – системы средств 
для познания и изменения человеческого 
поведения и мышления. Основные положения 
НЛП основаны на том, что разные люди воспринимают, 
думают и вспоминают по-разному.
  - Трансактный 
  анализ: 1) родитель; 2) взрослый; 3) дитя.
   
Эффективность коммуникаций во 
многом определяется состояниями, 
в которых находятся лица, вступающие 
в коммуникацию. В зависимости 
от обстоятельств эти состояния 
могут меняться. Одна из самых 
популярных психологических теорий, описывающих 
эти явления – трансактный анализ Э Берна.4 
   
Переговоры – обмен мнениями 
с деловой целью. Люди вступают 
в переговоры, когда устраиваются 
на работу, оговаривают с начальством 
повышение заработной платы или 
занимаемой должности, обсуждают с 
деловыми партнёрами условия хозяйственного 
договора, условия купли-продажи товара 
и т. д. Если переговоры деловых партнёров 
чаще всего происходят в равных условиях, 
то переговоры деловых подчинённого с 
руководством или директора коммерческого 
предприятия с представителями налоговой 
инспекции и органов администрации чаще 
всего происходят в неравных условиях.
   
Переговоры состоят из 3-х основных 
частей:
  - Подготовка 
  переговоров: 1) определение проблемы; 
  2) установка цели и задач; 3) анализ ситуации; 
  4) определение тактики переговоров.
- Процесс переговоров: 
  1) реализация тактики; 2) нахождение ответа 
  на вопрос: «Как продвинулось решение 
  проблемы?»; 3) сделать выводы, прийти к 
  соглашению.
- Анализ результативности: 
  1) реализация соглашения; 2) контроль исполнения; 
  3) приобретение навыков для следующих 
  переговоров.
Принципы 
общения с людьми.5
  - Искренне 
  интересуйтесь другими людьми.
- Улыбайтесь.
- Помните имя 
  и фамилию человека.
- Будьте хорошим 
  слушателем. Поощряйте других говорить 
  о себе.
- Говорите 
  о том, что интересует вашего собеседника.
- Внушайте 
  своему собеседнику сознание его значительности 
  и делайте это искренне.
- Критикуя, 
  помните о достоинстве человека.
Таблица 
3.
   
Позитивное и негативное воздействие 
социально-психологических методов.6
| Позитивный 
  метод воздействия | Негативный 
  метод воздействия | 
| 
    Формирование 
    морального кодекса (правил) 
    взаимоотношений сотрудников. 
 
      Разработка 
      философии предприятия, регламентирующей 
      внутрифирменные правила взаимоотношений.Чёткое следование 
      философии предприятия на всех уровнях 
      управления и во всех подразделениях.Обеспечения 
      соответствия государственной и внутрифирменной 
      кадровой политики.Развитие 
      корпоративной культуры и партнерских 
      взаимоотношений сотрудников.Реализация 
      принципов патернализма: сотрудники фирмы 
      образуют одну большую семью.
 | Применение 
размытого морального 
кодекса, основанного 
на двойной морали. 
 
    Отсутствие 
    философии предприятия, ориентация 
    только на формальные взаимоотношения 
    сотрудников.Нарушение 
    общественных и внутрифирменных норм 
    в угоду личным интересам лидеров и руководителей.Доминирование 
    внутрифирменной кадровой политики над 
    государственной, религиозными нормами 
    поведения и общественной моралью.Игнорирование 
    корпоративной культуры и поддержка групповых 
    интересов подразделений.Реализация 
    принципов индивидуализма, личных интересов 
    и поощрения только лучших членов коллектива. 
 | 
| 
    Эффективные 
    социальные методы воздействия. 
 
      Постоянное 
      поведение социологического анкетирования 
      в коллективе о состоянии климата и роли 
      руководителей.Проведение 
      интервьюирования и личного наблюдения 
      в коллективе, ориентация на демократический 
      стиль руководства.Использование 
      социальных экспериментов, предшествующих 
      кардинальным изменениям в коллективе 
      (перестройка структуры, оплаты труда, 
      смене лидеров).Планирование 
      социального развития коллектива на основе 
      обеспечения роста жизненного уровня 
      и социальных нормативов.Поддержка 
      соревновательности и инициативности 
      сотрудников, накопленных традиций.  
 | Неэффективные 
социальные методы воздействия. 
 
    Игнорирование 
    социологического анкетирования и поддержка 
    неформальных методов сбора информации 
    (слухи, сплетни и др.).Поддержка 
    формальных правил взаимоотношений и 
    создания барьеров в звене руководитель 
    – подчинённый.Игнорирование 
    социальных экспериментов, проведение 
    радикальных изменений без подготовки 
    и информирования коллектива.«Сбрасывание» 
    проблем социального развития коллектива 
    на городские власти и инфраструктуру 
    сервиса.Ориентация 
    на рыночную конкуренцию, игнорирование 
    соревновательности и инициативности 
    сотрудников.
 | 
| 
    Рациональные 
    психологические 
    методы воздействия 
    на персонал. 
      Формирование 
      хорошего психологического климата в 
      коллективе на основе чёткого соблюдения 
      прав человека и психологических методов 
      исследования.Эффективное 
      использование психологических методов 
      мотивации: внушение, убеждени6, подражание, 
      вовлечение, побуждение (теория “Y”).Проведение 
      психологического тестирования сотрудников 
      и организации индивидуальной работы 
      с ними с учётом типа личности, темперамента.Организация 
      психологической службы и психологических 
      консультаций для сотрудников.Проведение 
      психологических тренингов и семинаров 
      для руководителей всех уровней управления.
 | Неэффективные 
психологические методы 
воздействия. 
 
    Создание 
    нервозности и психологического 
    дискомфорта в коллективе, игнорирование 
    прав человека и психологических методов.Неэффективное 
    использование психологических методов 
    мотивации и ориентация на командование, 
    принуждение и наказание (теория “X”).Отсутствие 
    или эпизодическое тестирование сотрудников 
    и работа с ними без учёта свойств личности 
    («рабочая лошадь»).Увольнение 
    социальных психологов или игнорирование 
    их роли в коллективе.Игнорирование 
    психологических тренингов или проведение 
    их только для высшего руководства.
 | 
 
   
На протяжении последних 100 лет 
место управление персоналом в системе 
менеджмента многократно изменялось. 
Наряду с этим пересматривались взгляды, 
подходы и теоретические базисы учёных 
и практиков, работавших в этой сфере.    
Совершенствование производственных, 
информационных и управленческих технологий, 
а также глобальная переоценка индивидуальных 
и общечеловеческих ценностей позволили 
наиболее близко подойти к решению центральной 
проблемы человечества: преодолению противоречия 
между человеком и организацией, т. к. сила 
организации, прежде всего в человеческом 
капитале.
   
Осуществление радикальных реформ, 
как правило, связано с определённой 
дегуманизацией отношений между людьми, 
включёнными в различные системы управления. 
Ситуация в России – не исключение. Тем 
не менее, преодоление возникающих на 
этом этапе кризисов невозможно без отказа 
от игнорирования проблем отношения с 
персоналом, от желания манипулировать 
кадрами. И всё более управление персоналом 
признаётся одной из наиболее важных сфер 
жизни организации, способной многократно 
повысить её эффективность, а само понятие 
«управление персоналом» рассматривается 
в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического 
до философско-психологического.
   
Одного осознания возможности 
решения проблемы недостаточно, 
чтобы она была решена, в самом 
деле. Необходимо ещё и знание о том, как 
это сделать, умелое (практическое овладение 
соответствующими навыками) и уместное 
(адекватность используемого метода ситуации 
в организации) использование соответствующих 
технологий и методов управления персоналом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список 
литературы. 
  - Аверченко 
  Л. К., Залесов Г. М., Мокшанцев Р. И., 
  Николаенко В. М. Психология управления: 
  Курс лекций. Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 
  1997. 150 с.
- Большая энциклопедия 
  Кирилла и Мефодия – 2000 (2 CD). 4-е изд. изм. 
  и доп. М.: Кирилл и Мефодий, Большая Российская 
  Энциклопедия, 2000.
- Егоршин А. 
  П. Управление персоналом. Н. Новгород: 
  НИМБ, 1997. 607 с.
- Карнеги Д. 
  Как завоёвывать друзей и оказывать влияние 
  на людей. Минск: Литература, 1998. 816 с.
- Маслов Е. 
  В. Управление персоналом предприятия: 
  Учебное пособие / Под ред. Шеметова П. 
  В. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 
  312 с.
- Ожегов С. 
  М., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского 
  языка // Большая энциклопедия Кирилла 
  и Мефодия – 2000 (2 CD). 4-е изд. изм. и доп. М.: 
  Кирилл и Мефодий, Большая Российская 
  Энциклопедия, 2000.
- Справочник 
  директора предприятия / Под ред. Лапусты 
  М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 
  2000. 784 с.
- Управление 
  персоналом: Учебник для вузов / Под ред. 
  Базарова Т. Ю., Ерёмина Б. Л., М.: Банки и 
  биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
- Управление 
  персоналом организации: Учебник / Под 
  ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2000. 512 с.