Школа человеческих отношений 1930-1950 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:02, статья

Описание работы

Управление, по выражению одного из наиболее крупных представителей этой школы М.П. Фоллет, определяется как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Следовательно, оно должно базироваться на учете присущих этим "другим лицам" особенностей психологического плана. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора.

Работа содержит 1 файл

Школа человеческих отношений(менеджмент).docx

— 15.33 Кб (Скачать)

Школа человеческих отношений(1930-1950 гг)

В качестве своеобразной реакции на присущие классическому  подходу недостатки, главным из которых  была неспособность полного учета  роли человеческого фактора в  организациях, возникает новая школа  управления - школа "человеческих отношений". Начало этому направлению было положено знаменитыми хотторнскими экспериментами Элтона Мэйо.

Он показал, что  средства, предлагаемые представителями  рационального, научного управления (четкая программа трудовых операций, хорошая  заработная плата, высокая организация  труда и пр.), не всегда вели к повышению  производительности труда. Силы, возникающие  в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководства. Рабочие иногда сильнее реагировали  на давление коллег по группе, чем на усилия руководства или материальные стимулы. Тем самым было доказано, что в качестве сильных факторов эффективного труда и управления выступают не только причины экономического, организационного порядка. Комплекс психологических  факторов - таких как личностные отношения, мотивация, потребности, отношения  к работникам, учет их целей, намерений - также имеет очень большое  значение. Их учет поэтому необходим при выработке стратегии и тактики управления. Управление, по выражению одного из наиболее крупных представителей этой школы М.П. Фоллет, определяется как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Следовательно, оно должно базироваться на учете присущих этим "другим лицам" особенностей психологического плана. Таким образом, главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора.

Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».На основе знаменитых экспериментов Мэйо, особенно тех, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне,была сформулирована доктрина, «человеческих отношений». Основой ее являются следующие принципы;

- человек представляет  собой социальное существо, ориентированное  на других людей и включенное  в контекст группового поведения,

- с природой человека  несовместима жесткая иерархия  и бюрократическая организация  подчиненности,

- руководители предприятий  в большей мере должны ориентироваться  на удовлетворение потребностей  людей,

- производительность  труда будет выше, если индивидуальное  вознаграждение будет подкреплено  групповым, коллективным, а экономические  стимулы – социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства)

Основываясь на этих выводах, исследователи психологической  школы полагали, что, если руководство  проявляет большую заботу о своих  работниках, то и уровень удовлетворенности  работников должен возрастать, что  будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения  на работе.

Информация о работе Школа человеческих отношений 1930-1950 гг