Школа человеческих отношений и её достижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 01:59, реферат

Описание работы

На рубеже 20-х-30-х годов стали формироваться предпосылки, двумя десятилетиями позже приведшие к качественно иной ситуации в управлении.
В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим уклоном.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕР ПО МЕНЕДЖЕНТУ.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

     ДОСТИЖЕНИЯ  ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

     Отличительная характеристика школы – это перенос  центра тяжести в управление с  выполнением задач на отношения  между людьми.

     В центре внимания поведенческой школы  стал человек, то есть вместо управления работами во главу угла было поставлено управление формированием персонала. Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические  особенности, адаптационные возможности. Школа человеческих отношений первой начала изучать поведение человека в производственной среде и зависимость  производительности труда от морально – психологического состояния исполнителя. Школа человеческих отношений явилась  попыткой рассматривать каждую организацию  как социальную систему. Новый подход стремился в большей степени  оказать помощь работнику в осознании  собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих  наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение  эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял  в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет  способствовать повышению эффективности  и работника, и организации.

     Школа человеческих отношений первая начала рассматривать человека как один из главных факторов производства. В центре внимания школы человеческих отношений стал человек, то есть вместо управления работами во главу было поставлено управление и правильный отбор персонала. Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам  необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Школа  человеческих отношений, начала изучать  поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Цель сторонников  этой школы состояла в том, чтобы  попытаться управлять, воздействуя  на систему социально-психологических  факторов.

     Школа человеческих отношений первой предприняла  попытку применить психологический  анализ к практическим задачам производства.

     Школа человеческих отношений изучала  также не просто поведение человека на рабочем месте, но и поведение  этого работника в группе. Школа  человеческих отношений установила влияние огромного количества факторов на качество и эффективность работы человека, что, как следствие, оказывало влияние и на производство в целом. Такие факторы, как освещенность, режим работы работника, правильность чередования режимов сна и отдыха с работой и многие другие, стали приниматься во внимание.

     Школой  человеческих отношений рассматривалось  поведение человека в группе, а  также влияние неформальных групп  на поведение работника, на производство в целом. Представители школы  человеческих отношений рекомендовали  уделять серьезное внимание изменению  неформальной структуры при перестройке  формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав привязанности людей. Это – не простая задача, а  «социальное искусство». Большое  место в исследованиях ученых, примыкающих к школе человеческих отношений, занимают проблемы мотивации  людей в организации.

     Данная  школа стремилась устранить деперсонализированные отношения на производстве, свойственные теориям научного менеджмента и бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. По мнению представителей школы человеческих отношений, если работник не справляется со своими обязанностями, то это, в первую очередь, вина руководителя.

     Представители школы человеческих отношений считали, что рационализация индустриального  производства в немалой степени  зависит от совершенствования социальной организации предприятия, не ограничивающейся чисто материальными элементами, а распространяющейся на этические  нормы и психологию работников.

     Также представители школы человеческих отношений считали, что сугубо технологический  аспект эффективности производства, как и вопросы экономического дохода, надо рассматривать через  призму взаимосвязи этих сторон промышленной организации с собственно человеческим, социальным фактором индустрии. Очень  важно учитывать то обстоятельство, что человеку свойственны не только биологические, но и социальные потребности  – общения, самоактуализации, признания – а их удовлетворить значительно сложнее.

     Представители школы человеческих отношений полагали, что если руководство проявляет  большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности  работников должен возрастать, что  будет вести к увеличению производительности. Представители данной школы рекомендовали  использовать приемы управления человеческими  отношениями, включающие более эффективные  действия непосредственных начальников, консультации с работниками и  предоставление им более широких  возможностей общения на работе.

     Неформальные  отношения в процессе производства были признаны за весомую организационную  силу, способную либо бойкотировать  распоряжения менеджмента, либо способствовать проведению его установок в жизнь. Поэтому, по мнению представителей школы  человеческих отношений, неформальные отношения ни в коем случае нельзя пускать на самотек, ими следует  научиться управлять на базе сотрудничества между рабочими и администрацией. Тем самым формальная организация  как бы подкреплялась неформальными  структурами, причем последние уже  не расценивались как ущербные, а, напротив, признавались необходимым  компонентом эффективной деятельности всего предприятия.

     К недостаткам школы человеческих отношений можно отнести игнорирование  вопросов самоуправления и самоорганизации  рабочих в производстве, учеными  был явно завышен уровень воздействия  на рабочих с помощью социально-психологических  методов. 4

     Основные  концепции школы  человеческих отношений

  Выводы, сделанные  основателем школы  человеческих отношений,  Э. Мэйо.

     1. Выработка рабочего определяется  скорее групповыми нормами, чем  его физическими возможностями.  Все нормы, характеризующие определенные  стандарты поведения или позицию  человека, поддерживаются групповыми  санкциями. Групповые нормы, по  существу, являются неписаными правилами,  регулирующими неформальную организацию.

     2. Рабочие гораздо чаще действуют  или принимают решения как  члены группы, нежели как индивиды: поведение их в большинстве  случаев обусловливается групповыми  нормами.

     3. Особое значение неформальных  лидеров для достижения целей  группы, установления и поддержания  групповых норм. Лидер группы  — это человек, чья деятельность  в наибольшей степени совпадает  с групповыми нормами, т. е.  человек, чье поведение воспринимается  как наиболее соответствующее  достижению целей группы.

     Исходя  из этого, менеджер выполняет две  функции: экономическую и социальную. Первая направлена на максимизацию цели организации, вторая --- на создание и управление трудовых объединений и групп, эффективно работающих вместе.

     По  мнению Мэйо, любая трудовая организация обладает единой и интегрированной социальной структурой, основные тезисы которой сводятся к следующему:

  • люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;
  • в результате промышленной революции и рационализации процесса труда работа как таковая в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;
  • люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равным им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
  • работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных и их желания быть понятыми.

     Современные исследователи школы человеческих отношений внесли много поправок в прежние концепции, основные из которых:

     * Увеличение внимания социальным  групповым потребностям человека;

     * Стремление к обогащению рабочих  мест путем рассеивания отрицательных  последствий сверхспециализации;

     * Отказ от акцента на иерархичность  власти и призыв «к приземленности  управления», к «менеджменту участия»;

     * Возрастающее признание неформальной  стороны организации, роли умонастроений  рабочих и неформальных отношений»;

     * Развитие средств и методики  изучения взаимодействия формальной  и неформальной организации.5

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе представлена, детально проанализирована и описана  школа человеческих отношений, а  также предпосылки для ее появления, биографии и основные взгляды  наиболее известных представителей данной школы. В рамках развития управления как науки, а также менеджмента  и психологии, школа человеческих отношений играет огромную роль, следовательно, основные принципы и концепции данной школы должны быть известны и понятны  каждому. Изучая данную школу, необходимо также знать и основных ее представителей, их биографию и основные взгляды. Кроме того, анализируя данные относительно школы человеческих отношений, не следует  забывать о предпосылках ее появления  и о состоянии управленческой науки тех времен.

     Впоследствии  написания или изучения данной работы, можно сделать вывод, что школа  человеческих отношений являлась наиболее значимой из всех научных направлений  в управлении. Данная школа являлась наиболее важным, ценным и прогрессивным  учением в управленческой науке  тех времен. Именно благодаря тому, что школа человеческих отношений рассматривает человека как основной фактор производства, современное общество сделало огромный скачок вперед в области управления, что, в свою очередь, способствует развитию науки, техники, увеличению производства. Школа человеческих отношений заложила основу для появления более поздних и более совершенных школ. Несомненно, школа человеческих отношений внесла огромный вклад в развитие управленческих наук. Данная школа впервые использовала многие психологические методы и приемы в управлении. Благодаря школе человеческих отношений, при приеме человека на работу и при управлении им, стало анализироваться психическое и психологическое здоровье данного человека, его поведение в группе. При приеме работника на работу, будущий работник стал выполнять определенные тесты для определения уровня работоспособности, и определения, насколько данный работник подходит для определенного вида деятельности. Благодаря школе человеческих отношений в управленческих науках стал использоваться термин мотивации, стали учитываться различные потребности человека, не учитывающиеся ранее, например, уровень освещенности в помещении. Представители школы человеческих отношений дали подробную, полную, но в то же время понятную классификацию потребностей человека, что помогает руководителю в процессе управления работниками.

     Итак, школа человеческих отношений являлась наиболее прогрессивной и важной школой своего времени. Благодаря данной школе, общество сделало огромный скачек вперед.

 

     

     ЛИТЕРАТУРА

  1. Большаков А."Менеджмент". Учебное пособие. СПб, изд. ЗАО "Питер", 2000 г. Серия Краткий курс.
  2. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997.
  3. Егоршин А.П."Управление персоналом", изд. Н.Новгород - НИМБ, 1999 г
  4. Ерёмина Б. Л, Базарова Т. Ю. "Управление персоналом". Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ, 1998.
  5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К."Организация управления персоналом на предприятии" - М. ГАУ, 1994
  6. Кнорринг В.И."Теория, практика и искусство управления". Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". М-1999 г., НОРМА-ИНФРА.
  7. Лапуста М. Г. "Справочник директора предприятия", 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000
  8. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия, 2000
  9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. " Основы менеджмента". Пер. с англ. М. Дело. 1992.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. "Основы менеджмента". Пер. с английского - М.: "Дело ЛТД", 1995.
  11. Пономарев А.Я. " Введение в административный и экономический менеджмент", Санкт-Петербург. 1995.
  12. Хроленко А. Т. " Самоменеджмент" М. Экономика. 1996
  13. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент» ЮНИТИ Москва ,2001.
  14. www.inventech.ru

15 www.vikipedia.ru 

Информация о работе Школа человеческих отношений и её достижения