Школа научного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли. Показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 131.00 Кб (Скачать)

3.4 Современные  концепции менеджмента

На современном  этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды и деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях. Поиск решения указанных проблем привел к формированию ряда современных концепций менеджмента, направленных на обеспечение эффективной деятельности организаций в современном мире.

Наиболее известными (признанными) современными концепциями  менеджмента считаются: концепция  адаптации, концепция глобальной стратегии  и концепция целевой ориентации.

Концепция адаптации. Суть концепции адаптации (или стратегии приспособления) состоит в том, что в реальной хозяйственной деятельности стратегия организации всегда является комбинацией наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды. Эти действия обеспечивают стратегии маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между конкретными предприятиями, расположенными в разных странах в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны их размещения.

Концепция глобальной стратегии. Предусматривает концентрацию внимания руководства на необходимость  выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей организации (предприятия, корпорации), а не ее отдельных частей. В рамках глобальной стратегии существуют различные направления этой концепции, в том числе:

· глобальная концепция  может быть направлена на реализацию многих целей и ориентирована  на максимизацию прибыли в качестве главной цели организации; это направление получило название теории множественности целей;

· глобальная концепция  может быть направлена на оптимизацию  всей деятельности (всех видов деятельности) организации в целях максимизации ее прибыли;

· глобальная концепция  может быть направлена на оптимизацию деятельности организации путем лучшего приспособления ее структуры к условиям внешней среды и более эффективному использованию ее внутренних возможностей для получения организацией максимальной прибыли;

· глобальная концепция  может быть направлена на совершенствование основных функций управления с целью оптимизации (повышение эффективности) деятельности организации.

Концепция целевой  ориентации. Ориентирует предприятие  на организацию его деятельности при доминирующей роли целеполагания  на всех стадиях процесса управления (в процессах планирования, организации, контроля и мотивации).

Приведенные современные  концепции и многие другие концепции  современного менеджмента, известные  по зарубежным публикациям, направлены на совершенствование стратегий отдельных организаций с целью получения намечаемых прибылей (достижения поставленных целей).

В основе современного менеджмента как концепции рыночного  управления лежит объективный процесс  обобществления производства, в результате которого у крупнейших компаний появилась возможность: во-первых, воздействовать на рынок, осуществляя его раздел; во-вторых влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем.

Менеджмент  как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий.

В этой концепции  больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий  с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений.

Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, современные исследователи и теоретики менеджмента особый упор делают на необходимость приспособления предприятия к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому производителем. Поэтому организационно-технический аспект этой теории направлен на так называемое «планирование продукта», которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и внедрение на рынок нового товара, а также мероприятий по активизации спроса на товары и получение прибыли от их реализации.

Установление  и регулирование рыночных отношений  согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале участников этих отношений. Каждое предприятие стремится не только сохранить свою долю рынка, но и изменить ее в свою пользу, потеснив конкурентов, разорив либо подчинив их своему влиянию и контролю.

Эта концепция  менеджмента не только дает теоретическое  обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов хозяйственной деятельности предприятий (корпораций).

Реализация  менеджмента в практической деятельности предприятий выступает как система управления.

Современный менеджмент как наука управления стремится  найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы:

· наиболее эффективному достижению целей организации;

· повышению  производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней средах организации.

Это обусловило появление и развитие в современном  менеджменте новых подходов к  управлению, ориентированных на решение  проблем крупных промышленных организаций, в том числе транснациональных корпораций. [13, 63 c.]

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные этапы  эволюции управленческой мысли. Таким  образом, все перечисленные выше школы внесли важный и ощутимый вклад  в управление, но поскольку они  выступали в защиту «лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

Школа науки  управления использует количественные методики. Ее влияние растет, поскольку она рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой концептуальной основе процессуального, системного и ситуационного подходов.

В данной работе я сконцентрировал свое внимание на научных школах управления. Следовательно, чтобы подвести общий итог по работе, приведу их сравнительную характеристику, которая включает особенности, достоинства и недостатки данных школ управления (см. приложение).

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны  классической школой.

Результаты  этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает.

Первый крупный  шаг к рассмотрению менеджмента  как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней и  внутренней среды организации.

Список  источников

1. Басовский Л.Е. «Менеджмент» М.: ИНФРА-М. - 2003. - 352 с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» - М.: «Фирма Гардика», 2000. - 560 с.

3. Герчикова И.Н. «Менеджмент»: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 370 с.

4. Егоршин А.П. «Управление персоналом». - Н. Новгород: НИМБ, 1997. - 400 с.

5. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента», Москва: ЗАО «Экономпресс», 2003 г. - 350 с.

6. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента», Москва: ЗАО «Экономпресс», 2003 г. - 350 с.

7. Лукашевич В.В. «Управление персоналом» Москва 2001. - 420 с.

8. «Менеджмент  100 экзаменационных ответов», Экспресс - справочник для студентов вузов:  Ростов н./Д, 2002. - 350 с.

9. «Менеджмент  100 экзаменационных ответов», Экспресс - справочник для студентов вузов: Ростов н./Д, 2002. - 350 с.

10. Рифард Л.  Дафт, «Менеджмент», Питер 2002. - 265 с.

11. Румянцева З.П., Саламатин Н.А., Акбердин Р.З. «Менеджмент организации» - М.: ИНФРА-М. - 1996. - 362 с.

12. Рифард Л.  Дафт «Менеджмент», Питер 2002. - 265 с.

13. Семёнов А.К. «Основы менеджмента» М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 600 с.

14. Шейное В.Л. «Как управлять другими» - Мн., 1996. - 535 с.

 


Информация о работе Школа научного управления